Юрий Носков

РУССКИЙ КОСМИЗМ

Приложение 5

АКТУАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

2. РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ

Проблемы

Действующая финансовая система России оформилась в результате реформы 1996 года. Как следствие страна стала лишь незначительной частью Бреттон-Вудской мировой финансовой системы со всеми проблемами, присущими её периферийным участникам, в первую очередь связанными с устойчивостью и защищенностью от внешних воздействий.

Согласно взятых на себя обязательств Россия была вынуждена передать регламентирование бухгалтерского учёта и аудита банков внешнему регулятору - Базельскому банку банков, допустить свободное хождение иностранных валют на своей территории, хранить резервы страны в установленной МВФ форме в иностранной юрисдикции, а международные расчёты осуществлять через SWIFT.

Согласно принятых законодательных норм финансовая система России двухуровневая. На верхнем уровне банки, причём Центральный банк всего лишь один из них (с особым статусом). На нижнем уровне клиенты, деньги которых на счетах в банках и учитываются всего лишь как пассивы (обязательства перед клиентами). Банки деньги клиентов имеют право использовать по своему усмотрению. Кроме того в нарушение Конституции коммерческие банки получили право эмиссии денег под кредиты (мультипликатор).

Такое положение привело к появлению огромного числа банков, инфляции и большим процентам по кредитам. Всё это отражает реальности частной монетарной власти.

Для количественных оценок в банковской сфере введены денежные агрегаты, но они только запутывают ситуацию с выяснением общего количества рублей. Эту величину можно определить как сумму наличных денег в собственности как банков, так и организаций или граждан, плюс сумма безналичных денег банков, в том числе и ЦБ. При этом значительная часть безналичных денег временно эмитирована под выдачу кредитов. Такого показателя среди агрегатов ЦБ вы не найдёте и понятно почему - сразу будут видны все финансовые махинации.

Очевидно, что страна с такой финансовой системой не может обеспечить собственный суверенитет, особенно в условиях современного монетаризма, а значит и не сможет обеспечить развитие, подобающее великой стране, одной из сторон современного многополярного мира.

Наведение элементарного порядка

Для начала стоило бы навести хотя бы элементарный порядок в рамках действующего законодательства. Для этого предлагается:

1. Функцию эмиссии денег оставить лишь за ЦБ, чего и требует Конституция. В остальном всё пока остаётся как есть - деньги клиентов банки смогут использовать как свои, давать их в кредит, но лишь один раз, а недостающие ресурсы брать взаймы у других банков или в ЦБ по ставке рефинансирования, но ЦБ при этом может и не дать, если банк слишком закредитован. Таким образом мультипликатор остается, но в основном только на уровне ЦБ.

2. Необходимо выделить техническую систему расчётов в рублях в обособленную структуру. Те, кто обеспечит её работу, и станут системой рубля, причём в данном случае речь идёт в первую очередь о мозгах, а не только силовой составляющей, при всей её важности. Первый заместитель главы ЦБ и должен её возглавить. Контроль со стороны МВФ и Базельского банка за этой системой надо исключить.

3. Расчёты же в иностранных валютах внутри страны и расчеты по внешнеэкономическим операциям предлагается осуществлять через другую техническую систему, созданную как аналог SWIFT. По этой же системе могут проводиться и международные расчёты в переводных рублях в рамках действующих в настоящее время банковских правил, то есть через корреспондентские отношения с зарубежными банками. За эту сферу может отвечать другой заместитель главы ЦБ. Перед ним необходимо поставить задачу планомерного и целенаправленного вытеснения иностранных валют из обслуживания экономики внутри страны, с их полным запретом к определённой дате. Только при таком подходе можно нейтрализовать валютно-финансовую колонизацию.

4. Необходимо сохранить право граждан и организаций на владение иностранной валютой, как наличной, так и безналичной, чтобы не порождать чёрный валютный рынок. Но использовать они её могут лишь для международных расчётов или как средство хранения накоплений. ЦБ и Минфин должны озаботься созданием надёжного невалютного механизма хранения накоплений организаций и граждан внутри страны.

5. В 2013 году рубль обзавёлся своим символом. Так как он вряд ли появится на клавиатурах даже российских компьютеров (не говоря уж о зарубежных), то можно было бы предложить в качестве более реального использовать ещё и обозначение «Ру».

Развитие

Наведя хоть какой-то порядок в российских финансах в рамках действующего законодательства, можно приступить к развитию системы с её существенным реформированием. При этом можно использовать весь накопленный позитивный опыт как из истории России (СССР), так и мировой. Предложим ряд таких существенных изменений:

1. Необходимо вернуть ЦБ РФ статус Банка банков, введя различные Планы счетов бухгалтерского учета и Инструкции по их применению для ЦБ РФ и прочих банков. Что на технологическом уровне устранит возможность эмиссии денег банками, оставив эту функцию лишь ЦБ РФ. Необходимо вернуть ЦБ РФ в структуру государственных органов страны, при этом у ЦБ должен наконец-то появиться бюджет, принимаемый Государственной Думой.

2. Так как финансы России лишь незначительная часть мировых, то без принятия защитным мер для нейтрализации внешнего негативного влияния не обойтись. Здесь не предлагается национализировать внешнюю торговлю, стоит национализировать международные расчёты. Для этого надо разрешить их проводить лишь узкому кругу системных банков в рамках предлагаемой Паритетной мировой финансовой системы. Все расчёты при этом проводятся в валюте экспортёра по его системе связи.

3. Необходимо вернуться к одноуровневой денежной системе, при которой банки деньги клиентов учитывают не как пассивы (обязательства) в балансе, а на забалансовых счетах. Клиенты банков смогут размещать свои деньги на депозит (передавать банку на время под процент), при этом эти средства у них будут числиться лишь как долг банка перед ними, а не как деньги. За банковское обслуживание клиентам придётся платить (либо повременная оплата, либо процент за транзакцию), но зато средства в банке ни при каких условиях не смогут сгореть.

4. Предлагается сделать финансовую систему страны двухконтурной, разделив деньги в потребительском и промышленном секторах. Это легко можно реализовать через автоматическое взимание подоходного налога при любых перечислениях юридических лиц в адрес физических лиц.

5. Замещение материальных наличных денег цифровыми предлагается реализовать в виде обезличенных цифровых кошельков (что-то типа флешек), эмитированных ЦБ РФ. Только это позволит не только снизить издержки на инкассацию, но и нейтрализовать криптовалюты.