Юрий Носков

РУССКИЙ КОСМИЗМ

ЧАСТЬ 2. ПРИКЛАДНЫЕ АВТОРСКИЕ РАБОТЫ В РАМКАХ РУССКОГО КОСМИЗМА

ГЛАВА 2.3. ЧЕЛОВЕКОКОСМИЗМ

2.3.1. ЧЕЛОВЕК РАЗУМНЫЙ

2.3.1.2. ДУША

Русская традиция душу однозначно связывает не с мозгом и разумом, как на западе, а с кровью (сердцем) и дыханием (духовностью). Душа при этом помещается туда, где аорта сердца бьёт в грудину (родник жизни), именно в этом месте носят кулоны-обереги. Может она при случае и в пятки уйти или ещё куда. Кровь человека и есть вместилище души, так что совершенно не случайно ей придаётся сакральное значение практически у всех народов мира.

Согласно народных верований приход души в этот мир отмечен падающей с неба звёздочкой в момент зачатия ребёнка. А по завершении жизненного пути она вновь возвращается в духовный космос, который на материальном уровне отождествляется для кого-то с пылью, а для кого-то с блистающими на небосводе звёздочками. Связь человека и его жизни со звёздами, сиявшими при рождении, распространена у всех индоевропейских народов, звёзды как бы берут его под свою опеку. Так что совершенно не случайно о человеке, наделённом талантами, говорят, что он родился под счастливой звездой.

Душа понимается как сущность воздушная, подобная дующему ветерку. Язык сблизил оба эти понятия, о чём наглядно свидетельствуют однокоренные слова: душа, дуть, дышать, вздох, дух. Всё это согласуется и с физиологией жизни - пока человек дышит, он живой. Душа разлучается с телом, вылетает в открытые уста вместе с последним вздохом и ещё сорок дней находится рядом, напоминая о себе окружающим и лишь затем удаляется. А на Радуницу она посещает место захоронения, встречается с родственниками.

Духом обладают все материальные объекты и чем они сложнее, тем сильнее он проявляется. Часть из них так и вообще называются одушевлёнными, что явно, на уровне языка, говорит о наличии у них души. Идёт постоянное взаимодействие на уровне духа, оно непосредственное и неосмысленное, как говорят учёные - невербальное. Так что нет ничего удивительного в том, что в сказках герой общается с птицами и зверями, природными духами.

Обобщая данные мифологии и традиции о душе, нашедшие также отражение в художественной литературе и в поэзии, можно констатировать, что под душой в русском языке понимается бессмертный дух человека, получивший телесную оболочку при рождении. При этом развитый дух выходит далеко за границы тела и отождествляется с биополем.

Связь человеческой души, поселившейся в теле, с невидимой частью мира, откуда она пришла, не прерывается и при жизни. Там остаётся как бы вторая его часть, с чем и связаны явления, получившие в народе название ангела хранителя или двойника. Всё это с поразительной точностью передают поэтические строки Фёдора Тютчева:

О вещая душа моя,

О сердце, полное тревоги –

О, как ты бьешься на пороге

Как бы двойного бытия!..

Изложеное выше на основе художественного и мифологического материала, можно обосновать и строго научно, опираясь на комплексную системную методологию и информационную теорию кодирования.

Дух человека при этом может рассматриваться как сложный объёмный динамический нематериальный код. Душа же это материализовавшийся дух человека, соединяющий в единое целое все клеточки тела, определяющий морфологию (строение) организма в целом. Индивидуализация человека при этом связана в первую очередь с морфологией мозга. Этот нематериальный дух-код накладывает свой отпечаток в том числе и на строение генома. При его формировании что-то ребёнок конечно же получает от родителей, но душа человека приходит извне и её связь с общим духовным невидимым миром не прерывается.

Русский космизм это монизм, то есть окружающий мир представляется единым. Но в нём есть видимая часть, то есть явь (феноменальный мир), ощущаемый непосредственно органами чувств или изобретенными человеком приборами. И есть невидимая часть, то есть навь (нуменальный мир), с проявлением которого человек сталкивается по жизни, но современная наука пока ещё не нашла для этих проявлений строгого обоснования. Именно с этим нуменальным миром и связан нематериальный дух человека при жизни и там он остаётся по завершении жизненного пути.

Дух всегда имеет материальную основу, он в каком-то смысле мера её устойчивой сложности. Всё это относится и к человеку. При жизни тело есть материальная основа для поселившегося в нём духа (души). Но есть и окружающий человека мир, который как бы служит опалубкой для тела. И он тоже связан с конкретным человеком (ангел хранитель). По завершении жизненного пути живое тело перестаёт существовать. В пространстве образуется как бы дырка, которая имеет материальную основу в мироздании в целом. Аналогией всему этому могут служить полупроводники в электронике, где отдельно рассматриваются как движение электрона в кристаллической решётке, так и движение дырки (отсутствие электрона). Если в мироздании остаётся опалубка, то при стечении обстоятельств она заполняется и дух человека может вновь материализоваться в явном виде.

Дух человека, как нематериальный код, бессмертен. Он есть ни что иное как проверенная на практике возможность существования живого объекта. Но весь мир находится в постоянном изменении, не остаётся неизменным и дух человека. Эти изменения возможны лишь при его земной жизни, когда происходит либо его деградация (упрощение), либо развитие (усложнение, появление новых возможностей).

Многие испытания ждут душу человека на жизненном пути. Кто-то заложит её в замен материальных благ, чья-то попадёт в силки ловцов человеческих душ. А кто-то пройдёт по жизни достойно, преодолевая все преграды и двигая род людской к вершинам духа, именно для них предназначается этот текст. Так что присоединимся к призыву Николая Заболоцкого:

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

А тот, кто осознал приоритет духовного при умеренной достаточности материального, обретёт истинный смысл жизни, устремлённый в вечность, и у него всегда найдётся тот, с кем можно будет поговорить по душам.