Юрий Медведев

АКАДЕМИКИ РАЗБЕРУТСЯ С НАУКОЙ

Почему не выполняются научные программы и стратегии

Расставить точки над "и" решили ученые Российской академии наук. Такой вывод можно сделать из постановления Общего собрания РАН, которое только что завершило свою работу. Выступавшие были практически единодушны: ситуация в нашей науке очень тревожная. Президент РАН Александр Сергеев считает, что надо срочно провести ее полную инвентаризацию, понять, почему она продолжает терять ранее завоёванные позиции и все дальше отстает от мировой? Где механизм ее функционирования дает сбои? Почему не выполняются многие программы и стратегии развития? Почему в полной мере не выполняются указы президента страны, касающиеся науки?

По мнению участников форума, чтобы ответить на эти вопросы и предложить сценарий выхода из тяжёлой ситуации, в которой оказалась наша наука, необходим мозговой штурм. Проводить его, по-видимому, должна межведомственная комиссия, куда войдут самые авторитетные ученые страны, а также представители Госдумы, Совета Федераций, различных министерств и ведомств.

И конечно, ученые намерены, наконец, разобраться и с проведенной в 2013 году реформой госакадемий. Она нанесла РАН сильнейший удар, лишив ее институтов. Ничего подобного она не переживала за все 300 лет своей истории. Говоря образно, РАН оказалась полководцем без армии. И вот сейчас ученые хотят знать, кто все-таки автор реформы? Почему она вообще была проведена? Ведь кроме пожелания передать управление имуществом из академии в специально созданное тогда ФАНО никаких других аргументов не прозвучало. Во всяком случае, претензий к работе академии по управлению наукой никто не высказал.

Прошло семь лет, но инициаторы реформы не выразили желания разобраться: а каковы ее результаты? наука от нее выиграла или проиграла? А ведь судя по опросам самих ученых, тех, кто и делает науку в своих лабораториях, ответ однозначен: ситуация в российской науке только ухудшилась. Об этом говорит и резко подскочившее после реформы число отправившихся работать на зарубежную науку.

И конечно, в странной, даже двусмысленной ситуации оказалась сама академия. Еще вчера штаб российской науки, она потеряла не только институты, но право вообще заниматься наукой. Недруги РАН с удовольствием называют ее "клубом ученых". И факты показывают, что в их словах есть доля истины. Если когда-то ни одно важнейшее решение в жизни страны не принималось без самого активного участия академии, то сейчас даже документы , напрямую касающиеся фундаментальной науки, принимаются без совета с РАН. Более того, нередко она узнает о принятых кардинальных решениях в науке из СМИ. Может быть, наиболее яркий пример - только что свершившееся слияние двух научных фондов РФФИ и РНФ, которые поддерживают фундаментальные исследования. А точнее РФФИ, одна из главных задач которого поддержка инициативных проектов, передан в РНФ, финансирующий в основном масштабные разработки.

По словам Александра Сергеева, с академией никто не советовался, принимая это уже окончательное решение. Может быть, потому, что ее позиция была известна: она против, потому что никто не ответил на главный вопрос: зачем нужно это слияние? Ведь к самому РФФИ претензий не было. Кстати, в ведущих странах число финансирующих науку фондов только увеличивается, а у нас теперь остался один.

"Мы считаем решение об этом слиянии серьезной ошибкой, так как РФФИ сыграл важнейшую роль в сохранении российской науки,- сказал Александр Сергеев.- Но раз нам не удалось эту акцию остановить, раз вопрос решили без нас, надо сделать все возможное, чтобы РАН участвовала в процессе ликвидации РФФИ, сохранить все положительное в ее работе. Прежде всего, необходимо обязательно сохранить систему грантов на инициативные проекты отдельных ученых, и вообще всю конкурсную линейку".

Все эти вопросы будут вынесены на следующее Общее собрание, которое состоится весной будущего года.

Источник: Российская газета

09.12.2020