Юрий Носков

РУССКИЙ КОСМИЗМ

ЧАСТЬ 2. ПРИКЛАДНЫЕ АВТОРСКИЕ РАБОТЫ В РАМКАХ РУССКОГО КОСМИЗМА

ГЛАВА 2.1. ОСНОВЫ РУССКОГО КОСМИЗМА

2.1.1. КОСМИЧЕСКИЙ НАВИГАТОР

2.1.1.4. ЭСТЕТИКА

При обсуждении русского космизма, зачастую начинают рисовать абстрактные картинки с абсолютно искусственными сооружениями и марсианскими пейзажами. Это в корне не верно. Необходимо всего лишь напомнить, что греческое слово "космос" по русски означает "лад". Слово это несёт в себе одновременно несколько смыслов, это и гармония, и красота, и практическая целесообразность. Лад как раз и отражает как нельзя лучше эстетику русского космизма. Лад относится, в первую очередь, к делам земным, хотя и имеет продолжение в небесные дали.

Эстетика русского космизма это видение и понимание красоты в русском мире. Наиболее точно и объемно сущность её сформулировал Иван Ефремов: "Красота - это наивысшая степень целесообразности, степень гармонического соответствия и сочетания противоречивых элементов во всяком устройстве, во всякой вещи, во всяком организме". Здесь стоит лишь добавить - в системе координат определённой культуры, в данном случае русской культуры.

Изумительной красоты природа служит истоком и основой эстетики русского космоса. Гармония возможна лишь при неразрывном и непротиворечивом продолжении природных образов и ритмов в рукотворных творениях человека.

Наиболее ярко и наглядно эстетика русского космизма проявляется в архитектуре и народной традиции.

Видна она и в современной техносфере. Хорошо известен девиз конструктора Андрея Туполева: "Некрасивая машина никогда не будет летать", так что его творения отличались не только высокими техническими качествами, но радовали глаз и своими пропорциями.

Образы и символы во многом на бессознательном уровне правят миром, они как вешки, указывающие путь. Поэтому совершенно не случайно появилась в русском мире формула выбора верного пути - красота спасёт мир.