С В Е Т

РУССКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

А Н А Л И Т И Я

Дмитрий Бокарев

СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ: ИЗ ПРОШЛОГО В БУДУЩЕЕ

Один из проектов стратегического значения, над которыми работает современная Россия, – Северный морской путь (СМП). СМП идет вдоль северного побережья Евразии (которое почти полностью принадлежит РФ) и соединяет Тихий океан с Атлантическим.

Русские исследовательские и коммерческие плавания по морям Северного Ледовитого океана начались еще в Средние века. По мере освоения Сибири и Крайнего Севера, северное побережье Евразии изучалось все лучше, маршруты становились длиннее, строились сезонные и постоянные поселения на побережье. Большую роль в изучении будущего СМП сыграли такие русские путешественники, как Семен Дежнев, Витус Беринг, Александр Колчак и др. Также значительный вклад внесли иностранные исследователи: Хью Уиллоби, Виллем Баренц, Адольф Эрик Норденшельд и др. Первые полные исследовательские проходы всего маршрута СМП относятся к концу XIX – началу XX вв. Наконец, в 1935 г. по СМП впервые состоялась хозяйственная грузоперевозка.

СМП стал одной из важнейших транспортных артерий Советского Союза во время Великой Отечественной войны. По нему были переброшены в районы боевых действий корабли Тихоокеанского флота СССР, было доставлено более 4 млн тонн важных грузов, в том числе каменный уголь из арктических месторождений для нужд флота и промышленности.

После войны СССР продолжил активное исследование, использование и обустройство СМП. Большой вклад внесло создание советского атомного ледокольного флота в 1960-е гг. С конца 1970-х гг. на СМП началась круглогодичная навигация для доставки продукции горно-металлургического Норильского комбината.

В 1987 г. был достигнут пик перевозок по Северному морскому пути: 6,6 млн тонн.

Однако в конце 1980-х гг. в советской экономике начался спад, а в 1991 г. СССР распался. Это отразилось на СМП: объем перевозок значительно снизился, что негативно отразилось на состоянии его инфраструктуры и на российском Северном флоте.

Чтобы привлечь средства, в 1991 г. СМП открыли для иностранных судов. До этого СССР использовал его только для собственных целей. СМП значительно короче, чем традиционный путь, связывающий Тихий и Атлантический океаны вдоль южного побережья Евразии, и он позволил бы иностранным перевозчикам значительно сэкономить время и топливо, однако настоящей популярности среди них он пока не приобрел. Из-за сложности передвижения в арктических водах они предпочли продолжать использовать привычные маршруты.

Тем не менее СМП продолжил работу, помогая доставлять грузы для населенных пунктов и промышленных объектов Крайнего Севера РФ и вывозить оттуда продукцию российской добывающей промышленности. Со временем экономическая ситуация в стране стабилизировалась, и СМП перестал нуждаться в иностранных инвестициях. Сейчас его используют такие российские промышленные гиганты, как «Газпром», «Роснефть», «Норникель», «Новатэк» и др. Перевозки по СМП каждый год демонстрируют стабильный рост: в 2018 г. они достигли 20 млн тонн, что втрое превышает советский рекорд 1987 г. В основном по СМП возят сжиженный природный газ (СПГ) и другие полезные ископаемые, добытые в российском арктическом регионе.

В мае 2018 г. президент РФ Владимир Путин подписал ряд указов, среди которых было распоряжение Министерству транспорта РФ и другим ответственным структурам увеличить грузопоток на СМП до 80 млн тонн в год к 2024 г. Осуществить это планируется в том числе за счет увеличения перевозок СПГ. Это станет возможно после запуска компанией «Новатэк» нового завода СПГ «Арктик СПГ-2» на Гыданском полуострове (РФ), на котором сосредоточены большие ресурсы природного газа. Планируется, что завод начнет работу в 2023 г. Также грузопоток на СМП будет увеличен за счет угля и нефти с полуострова Таймыр (РФ).

Кроме того, Россия готовится к запуску проекта по полномасштабному освоению своих арктических нефтегазовых месторождений (в том числе еще не разведанных), получившего название «Восток-ойл». По оценкам Министерства природных ресурсов и экологии РФ, общие углеводородные запасы российской Арктики могут превышать 500 млрд тонн нефтяного эквивалента – около 2/3 мирового запаса. Таким образом, можно сделать вывод, что СМП и атомный ледокольный флот РФ без работы не останутся. Россия успешно развивает и использует СМП, получает от этого значительную прибыль и не нуждается в привлечении иностранных партнеров в этот проект.

Однако в последние годы вновь заговорили о превращении СМП в международную морскую магистраль.

Именно сейчас создались наиболее благоприятные условия для развития СМП в этом качестве. Потепление климата и таяние арктических льдов облегчили судоходство вдоль побережья Северного Ледовитого океана.

Кроме того, международная обстановка сложилась так, что из-за экономического и политического противостояния Запада с рядом государств Восточного полушария (в т.ч. с Китаем, у которого в 2018 г. разгорелась «торговая война» с США) последним требуется альтернативный маршрут для морских перевозок. Традиционный маршрут, связывающий Тихий, Индийский и Атлантический океаны, идет вдоль южного побережья Евразии через Малаккский пролив и Суэцкий канал. В этих зонах слишком велико влияние западных стран и их союзников, которые, в случае дальнейшего обострения отношений, могут создать своим оппонентам сложности при перевозке грузов. В свою очередь, СМП практически на всем протяжении будет контролироваться Россией, которая может предоставить его в распоряжение своим партнерам, не желающим идти на компромисс с Западом.

Поэтому в упомянутых выше указах В. Путина, подписанных в мае 2018 г., есть не только распоряжение увеличить российские грузоперевозки на СМП, но и требование сделать все необходимое для его превращения в международный транспортный коридор, соединяющий страны Евразии.

РФ планирует сделать СМП популярным во всем мире, максимально увеличив его проходимость и построив сеть портов и ремонтных баз на всем его протяжении, чтобы даже мореходы из теплых азиатских стран, не привычные к плаваниям в арктических широтах, сочли СМП достаточно удобным и безопасным. Тогда Северный морской путь может стать достойной альтернативой маршруту, идущему через Суэцкий канал. Если грузопоток из одного только Китая пойдет по СМП, это уже принесет РФ большую транзитную прибыль и в целом может существенно изменить экономическую и политическую картину мира.

Дмитрий Бокарев, политический обозреватель, специально для интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Источник: Новое восточное обозрение

06.10.2019