С В Е Т

РУССКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

А Н А Л И Т И Я

Юрий Носков

РУССКИЙ КОСМИЗМ

ЧАСТЬ 2. ПРИКЛАДНЫЕ АВТОРСКИЕ РАБОТЫ В РАМКАХ РУССКОГО КОСМИЗМА

ГЛАВА 2.2. ПОЧВЕННИЧЕСТВО

2.2.1. СВЯЩЕННОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ

2.2.1.1 РОДНАЯ ЗЕМЛЯ

Чувство Родины для каждого человека неразрывно связано с родной землёй. Мифология и народный фольклор во множестве проявлений отразили обережную силу родной земли, богатыри в сказках и былинах неизменно припадали к земле, чтобы приобрести достаточную силу для победы над врагами. Наши предки считали Землю и Небо живыми существами – супружеской парой, чья любовь и породила всё живое. Человек – сын Матери Земли и связан с ней тысячами невидимых нитей на протяжении всей жизни.

Русская народная традиция выработала бережное отношение к окружающей природе, населив её множеством духов. Сама Земля представлялась исполинским живым телом; трава, кустарники, деревья виделись её волосами; твёрдые скалы и камни – костями; вода – кровью; древесные корни – жилами. Всё это наиболее образно передаёт словосочетание «поэтическое воззрение на природу», использованное А.Н. Афанасьевым в названии своей широко известной книги.

Если большая Родина, сочетаясь с понятием Отечества, соответствует всей территории страны, то малая родина всегда имеет более осязаемые и конкретные очертания того места, где человек родился, провёл детство, где вошёл в мир, осознав себя его частью, где могилы предков или то место, куда вложил значимую часть себя, то есть пророс корнями. Именно здесь корни Древа жизни, как проявление восходящих потоков бытия, собирательного образа преемственности поколений и неразрывной связи всего живого.

Размеры малой родины можно очертить в виде круга вокруг места жительства, в каждую точку которого человек может дойти и вернуться обратно за один день, всё осмотреть воочию. В привязке к административному делению это совпадает с районом.

Знание, рациональное использование и сохранение родной земли со всеми её обитателями несомненно есть наипервейшая составляющая священного краеведения.

2.2.1.2 ЗВЁЗДНОЕ НЕБО

Небо напоминает о себе постоянно через неудержимый бег времени, через смену дня и ночи, хоровод времён года и более длинные природные ритмы. Всё это имеет свои особые проявления в каждом конкретном географическом месте.

Звёздный небосвод ежедневно и наглядно демонстрирует людям глобальную картину мироздания, напоминает о неразрывной связи всех явлений на Земле с Космосом. Человек, забывающий в ежедневной суете об этом, неминуемо заблудится в пространстве и времени. Знание же этих основ мировоззрения передаются из поколения в поколение вместе с языком и вековыми традициями.

Всё сказанное имеет отношение и к общественным отношениям, то есть к явлениям, связанным с другими звёздами – людьми, чьи свершения достойны памяти. Не случайно, наверное, в русской народной мифологии сложилось поверье, что души таких людей по завершении жизненного пути попадают на небо и светят оттуда звёздочками.

Учёные сообщают, что когда-то в том или ином месте плескалось море, а теперь здесь шумит лес и колосится рожь. Периоды обильного увлажнения сменялись засухами. Вот с севера приполз ледник, а затем отступил, оставив шрамы на земле и груды валунов.

Менялся во времени не только рельеф и климат, но и растительный и животный мир. Ископаемые останки диковинных рыб, динозавров и мамонтов напоминают о былых хозяевах земли.

Человек по историческим меркам совсем недавно освоил Землю, но результаты этого освоения грандиозны. Переселение народов, войны, смена технологических укладов самым кардинальным образом изменяли окружающую действительность. Менялся при этом и сам человек.

Понимание природных ритмов, выделение значимых вех в природных явлениях, следах былых геологических и климатических эпох, последовательности освоения территории людьми, исторических событиях сфокусированных в конкретном географическом месте всё это может быть второй важной составляющей священного краеведения. Это будет способствовать адекватной оценке былого, даст опору в настоящем и позволит выбрать верные ориентиры на будущее.

2.2.1.3 НАРОДНАЯ ТРАДИЦИЯ

Конкретные природные условия, приёмы хозяйствования, образ жизни людей нашли отражение в народной традиции. Слово это происходит от латинского «traditio» и означает «передача». Имеется ввиду передача признанных большинством норм поведения, систем ценностей, обрядов и фольклора, образа жизни, хозяйственного уклада. Веками гранился и шлифовался жизненный уклад. Всё лишнее, не соответствующее народному характеру, отсеивалось. недостающее рождалось на месте или в адаптированном виде заимствовалось у соседей.

Чрезвычайно важную роль в традиции выполняет годовой календарный круг с его праздниками и знаковыми датами. Круговерть смены времён года и связанные с ними обычаи как гироскоп удерживают общество в стабильном состоянии. Есть праздничный годовой круг, отражающий текущее государственное устройство с его символами. Для краеведения же гораздо важнее другой праздничный круг – тот глубинный и основополагающий, что несёт в себе многовековую традицию жизни. Этот круг народных праздников имеет астрономическую основу, поэтому максимально деполитизирован. Он проявлен во множестве вариантов, отражающих как национальные особенности, так и местные обычаи. Всё это придаёт народным праздникам объём и многокрасочность.

Не меньшую роль в традиции играет и совокупность обрядов и обычаев, связанных с кругом жизни человека. Именно через них на массовом обыденном уровне передаются основополагающие смыслы жизни, обеспечивается связь поколений. Что очень важно, русский народный календарь в целом имеет также смысл круга жизни человека.

Опыт многих поколений, как правило, передаётся на неосознанном уровне. Само значение слова «обычай» наиболее точно передаёт суть, люди действуют так, а не иначе, потому что так делали их родители, бабушки и дедушки. При этом конечно же нужно понимать, что были те разумные от народа, что эти обычаи и заложили. Нужны такие таланты от народа и в наши дни, чтобы учесть особенности времени, адаптировать и осовременить весь предшествующий опыт, не изменив сути.

Таким образом, подытоживая вышесказанное, народную традицию можно считать третьей важнейшей составляющей священного краеведения.

2.2.1.4 СМЫСЛЫ И МЕТОДОЛОГИЯ КРАЕВЕДЕНИЯ

В слове «краеведение» имеется главный корень «ведение», смысл которого и раскрывает лучше всего суть этого понятия. То есть краеведение это совокупность знаний и приёмов организации и обустройства определённой территории. Но это не управленческая (административная) деятельность, это работа по определению системы смыслов и ценностей, то есть деятельность штурманская.

Что очень важно, краеведение как прикладная наука не имеет двух уровней, одного для учёных-специалистов, а другого для широкой публики. Оно по своей сути комплексно, осязаемо и максимально приближено к каждому, живущему здесь и сейчас в неразрывной связи с местной природой, с местной историей и местными обычаями.

С точки зрения конкретного человека краеведение неразрывно связано с таким понятием как патриотизм. Слово "патриот" в переводе и означает "земляк". Это слово несёт в себе не только смысл сопричастности с той или иной местностью в масштабе, соизмеримом с масштабом личности определённого человека, но ещё и готовность к активным обережным действиям по отношению к своей родине. Патриотизм есть явление естественное и у всех народов уважаемое. А при разумной и заботливой поддержке может принести много пользы как отдельному человеку, так и обществу в целом.

Весьма позитивную роль в организации краеведческой работы играет сеть краеведческих музеев, как мест хранения значимых артефактов и ведения целенаправленной краеведческой работы. Само слово музей этимологически означает «храм муз», что лучше всего передаёт как его назначение, так и направления работы. Только сейчас этих муз не девять, как было у греков, а гораздо больше.

Основными при этом будут районные музеи. Причём деятельность их непременно нужно вплетать в круг жизни людей: посвящение детей в земляки, выдача паспортов, свадебный обряд на основе народных обычаев и так далее.

Среди граждан всегда есть те, кто неравнодушен ни к местной истории и родной природе, ни к будущему своего края. Найденные артефакты они приносят в музей, сообщают об интересных природных объектах, повадках животных и птиц, участвуют в мероприятиях, проводимых работниками музея. Этот актив можно по праву считать местным краеведческим обществом.