С В Е Т

РУССКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

А Н А Л И Т И Я

Юрий Носков

РУССКИЙ КОСМИЗМ

ЧАСТЬ 2. ПРИКЛАДНЫЕ АВТОРСКИЕ РАБОТЫ В РАМКАХ РУССКОГО КОСМИЗМА

ГЛАВА 2.1. КОСМИЗМ

2.1.1. КОСМИЧЕСКАЯ НАВИГАЦИЯ

2.1.1.1. СИСТЕМАТИКА

2.1.1.1.2. ВОСХОДЯЩИЕ ПОТОКИ БЫТИЯ

Современная наука достигла огромных успехов в описании и использовании материального мира. Ученые и инженеры научились задействовать для своих нужд различные виды энергии, легко и просто оперируют с материалами, разгадали секреты генома и многое чего ещё. Однако, в в оценке общих процессов мироздания всё пока укладывается в законы термодинамики, с их безрадостными выводами увеличения энтропии, то есть констатации разложения и хаотизации как конечного результата всех явлений.

С другой стороны давно подмечено и уже накоплено немало сведений о природных явлениях прямо противоположных хаотизации, то есть процессах соединения и усложнения. Будем в дальнейшем эти процессы называть восходящими потоками структуризации или восходящими потоками одухотворённого бытия, понимая здесь под духом информационную составляющую материи. В данном случае речь идёт не о потоках энергии, а о таких изменениях материи, когда образуются структуры, обладают свойствами, которых нет у составляющих эти структуры компонентов. Всё это можно наблюдать от глобального космического уровня до явлений микромира. Для адекватного описания этих процессов учёным ещё предстоит создать соответствующий понятийный и математический инструментарии, нащупать общие принципы и закономерности.

Отсутствие в науке в настоящее время общего адекватного отражения процессов структуризации и консолидации связано во много с тем, что описанием этих явлений с древнейших времён ведала мифология, в том числе и в догматизированной религиозной её форме. При этом функция творения окружающего мира субъективизировалась, как правило, в виде различных богов. Во многих мифологических системах они наделялись не только созидательными функциями, но и разрушительными.

Доминирование на протяжении столетий дуалистического монотеизма, доктрина которого описывает окружающий мир как результат творческой деятельности одного бога, создавшего всё из ничего и направляющего все происходящие процессы, вообще на длительное время заблокировало даже постановку обозначенного вопроса. Такая упрощённая мировоззренческая схема имеет неразрешимые смысловые противоречия и в целом заведомо нацелена на отказ от понимания сути явлений. Широкое же распространение она получила как элемент жреческой технологии социального управления, для хозяев которой сокрытие смыслов бытия от людей есть технологическая потребность. И как бы не пытались служители единобожия прикрываться нравственными нормами, в основе их представления о мире всё равно будет примитивная схема, скрывающая суть явлений.

В сфере философии доминирующий монотеизм оформился в виде метафизики. Науке при этом разрешалось изучать лишь результаты, а причины и процесс творения оказались выведены из рассмотрения.

Диалектический материализм перенёс причины развития непосредственно в природу, разблокировав тем самым теоретические изыскания в этом направлении. Индуктивный принцип «тезис-антитезис-синтез» и дедуктивное обобщение закона перехода количества в качество оформили это на уровне общих рассуждений, но всё это мало способствовало поиску конкретных закономерностей. Тем не менее какие-то робкие попытки построения теоретических моделей усложнения и структуризации в науке предпринимались.

Систематика, как более совершенный чем диалектика инстумент смысловой навигации, реализующая концепцию одухотворённого (информационно проявленного) материализма, как нельзя лучше подходит для решения поставленной сложной задачи в будущем.

Чтобы получить стройную теорию обозначенных выше явлений наметим ряд этапов целенаправленной работы.

На первом шаге сформулируем в самом общем виде основную закономерность и её взаимосвязь с хорошо изученными физическими процессами. Это может выглядеть в следующем виде:

ПРОЦЕССЫ ХАОТИЗАЦИИ В ПРИРОДЕ СБАЛАНСИРОВАНЫ АДЕКВАТНЫМИ ПРОЦЕССАМИ СТРУКТУРИЗАЦИИ.

Явления хаотизации в физике описываются через логарифмическую зависимость для энтропии. Обратные процессы будем искать в виде, отражающем динамику структурирования материи. Важно при этом не попастся в ловушку вероятностного подхода.

На втором шаге необходимо будет обобщить имеющиеся наработки из различных областей знаний в русле очерченной темы. Здесь можно будет найти ценные подсказки.

Во-первых, обратим внимание на историю науки, то есть осознания людьми окружающей действительности. Это, пожалуй, наиболее наглядный пример восходящих потоков духа. Процессы усложнения и структуризации здесь в основе своей информационные, но весьма материальные по последствиям. Ещё В.И. Вернадский в своей статье о ноосфере подметил: «Мысль не является формой энергии. Как же может она изменить материальные процессы?» Вопрос этот до сих пор не имеет ответа и при этом всем очевидно, что мысль меняет окружающую материальную действительность и чем дальше, тем больше.

Далее отметим работы Шеннона по теории передачи информации. В этой области шумы и полезный сигнал чем-то подобны хаотизированной и структурированной материи. Шеннон ввёл понятие количества информации также в виде энтропии, но с обратным знаком. Информация в каналах связи не есть отражение распределённой материи, но логика рассуждений явно заслуживает внимания.

Какие-то наработки имеются в такой молодой науке как синергетика (дословно «совместное действие»), хотя вряд ли эта наука станет самостоятельной, внеся при этом свежую струю в общую теорию систем, каковую здесь и будем широко использовать.

В космологии также наработаны определённые гипотезы и модели образования звёздно-планетных систем и галактик из пылевых облаков, что также может быть полезно.

Наиболее известный пример процессов, противоположных хаотизации, демонстрирует живая природа во всём многообразии её проявлений. Разум же можно считать её вершиной. На этом уровне процессы усложнения приобретают не только целенаправленность, но и частично становятся осмысленными. Применительно к сфере высшей нервной деятельности в науке даже появился специальный термин - цефализация, то есть закономерное усложнение мозга и его деятельности. Однако, в целом пока все явления живой материи обобщаются теорией эволюции, опирающейся на принцип естественного отбора, который способен объяснить изменчивость и адаптивность, но не целенаправленность эволюции.

Мифология, как форма образного эпического отражения окружающего мира, не скованная религиозными догмами, демонстрирует, пожалуй, самое интересное представление восходящих потоков структуризации, предлагая по сути символический вариант решения поставленной задачи. В мировоззренческих системах многих народов с глубокой древности существует образ Мирового древа. В русской мифологии это отразилось в виде Древа жизни, корни которого растут из чрева Матери Земли, а крона восходит к Отцу Небо, что как нельзя лучше отражает созидающие силы любви между мужским и женским началами. Наиболее же целостная картина описания восходящих потоков, творящих окружающую действительность разнообразия мира, возникает в русском язычестве через пантеон богов и богинь. Боги здесь не персонифицированы, они символизируют лишь разные сферы как одухотворённых природных, так и социальных явлений (обожествление природы), мир при этом никто не создавал из ничего, он существовует всегда, постоянно преображаясь. Нужно иметь также в виду, что далеко не любое многобожие будет полезно при решении поставленной задачи, а только то, где боги несут смыслы созидающего начала как в русском политеизме, здесь само слово «бог» выступает синонимом слову «благо». Разрушительные же процессы хаотизации возникают в случае отсутствия созидания, точно также как чёрный это не цвет, а лишь отсутствие света.

Третий этап решения поставленной задачи самый сложный. Необходимо будет определиться с базовыми понятиями, сформулировать хотя бы в виде гипотез основные закономерности, а затем свести их в единую теорию.

Сначала в режиме мозгового штурма набросаем ряд идей, которые постепенно можно будет довести до гипотез, а их, в свою очередь, до законов.

Процессы структуризации будем рассматривать применительно к обособленным системам, то есть таким, у которых явно можно выделить границу, элементы которых не разлетаются даже при отсутствии непосредственных связей между ними. Системы квазизамкнуты, то есть имеется определённый обмен материи через границу и взаимодействие с другими системами, но динамика системы определяется, в первую очередь, самой системой и её элементами.

Закономерности будем искать в общем изоморфном виде, абстрагируясь от конкретных физических законов, но они должны отражать структурные и динамические зависимости из области физики, химии, биологии, космологии и других отраслей знаний, так чтобы в дальнейшем их можно было легко спроецировать на реальные физические системы.

Для определённости предположим, что предстоит выявить четыре закона структуризации. Возможно, что один из них отразит возникновение колебаний в системе, как важный элемент синхронизации дальнейшей структуризации.

Общий системный подход, то есть поиск решения через описание системы и её преображение, позволяет выявить закономерности, ранее выпадавшие из поля зрения. Например, в теории эволюции живой материи стоило бы обратить внимание на то, что пространство, занятое биосферой Земли представляет собой квазизамкнутый резонатор, учёт влияния которого может подсказать причины целенаправленности эволюции.

Не исключено, что для формализации поставленной задачи существующих разделов математики будет не достаточно и придётся разрабатывать что-то оригинальное, например, квантовую геометрию.

Кроме чисто математического подхода к описанию процессов творения и структуризации можно использовать и образно-логический (мифологический) метод, предварительно формализовав его в рамках аналитики. Таким образом будут задействованы оба полушария мозга. Непростая задача требует и неординарных подходов.

На четвёртом заключительном этапе предстоит свести выявленные закономерности в единую систему уравнений, интегральные результаты решения которой должны будут соответствовать обобщённому выражению, описывающему процессы структуризации материи, о котором говорилось на первом шаге плана создания теории.

Здесь сформулированы лишь общие идеи, по сути пока есть лишь постановка задачи. По мере проработки темы текст будет уточняться. Важно, что рассматриваемые явления реально существуют, а значит можно создать их разумную модель.

* * *

В целом можно констатировать, что обозначенные явления созидания и усложнения (восходящие потоки структуризации) давно людьми подмечены, сформулировано положительное отношение к ним, вплоть до божественного поклонения.

Стоит также обратить внимание на самое главное, как для отдельного человека, так и человеческого сообщества в целом очень важно научиться так соотносить себя с этими восходящими потоками духа, заняв верную позицию и расставив паруса смысла, чтобы наполниться ими и открыть благодатные возможности для творчества, здоровья, успехов в деловой и житейской сферах.

Особый же почёт тем людям духа, кто способен не только подпитываться от восходящих потоков, но и становились активными и сознательными соработниками этих удивительных явлений природы.