С В Е Т

РУССКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

А Н А Л И Т И Я

Юрий Носков

РУССКИЙ КОСМИЗМ

ЧАСТЬ 1. ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ РУССКОГО КОСМИЗМА

ГЛАВА 1.1 ОСНОВЫ РУССКОГО КОСМИЗМА

1.1.3 СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ОСНОВ РУССКОГО КОСМИЗМА

Стратегическим направлением развития основ русского космизма может стать использование многомерности в качестве основополагающего принципа. Такая концептуальная основа позволяет легко и непротиворечиво интегрировать всё уже имеющиеся элементы, она имеет гигантский потенциал для развития и, самое главное, для этого базового принципа имеются уже сейчас практические задачи самого глобального уровня. Для начала уточним суть самого понятия.

МНОГОМЕРНОСТЬ - ЭТО СИСТЕМА КООРДИНАТ.

Количество орт - две и больше. При использовании многомерности, необходимо учитывать, что орты должны быть ортогональны (то есть независимы друг от друга), а используемая система координат полной.

Многомерность нельзя путать с многообразием, которое соответствует не системе координат, а обьектам. Многообразие как пропагандистский приём в соединении с монизмом скатывается к широко известному лозунгу "единства и многообразия", что на уровне космических аналогий соответствует одному Солнцу, а на политическом ведёт к так называемому космополитизму. Многомерность же это когда созвездие, то есть несколько Солнц. Человек, оперирующий многомерностью на космическом уровне, должен ответить себе на вопрос - в какое созвездие входит наша звезда по имени Солнце и как это созвездие выглядит со стороны.

Многомерность нельзя путать и с плюрализмом, то есть множественностью начал. Плюрализм как понятие соответствует не системе координат, а множественности источников. Использование плюрализма в одномерной широкоформатной системе координат приводит к хорошо известному эзотеризму, активно используемому в технологии управляемого хаоса. При этом каждый источник или микрогруппа может использовать свою особую систему координат, как правило также одномерную. Всё это обычно на уровне идеологии приподносится под маркой личной свободы и на более общем уровне является разновидностью того же принципа "единства и многообразия".

Отдельные элементы многомерности как системы координат известны. Во-первых, это математика, где данный вопрос рассмотрен строго логически. Какие-то зачатки использования многомерности можно найти в отдельных прикладных науках, но на общем мировоззренческом и, самое главное, организационном уровне наука остается в рамках одномерности, что на уровне космических аналогий проявляется в астрономической концепции первовзрыва и расширяющейся Вселенной. Примером многомерности мировоззрения в её простейшем (двумерном) виде служит диалектика с её единством и борьбой противоположностей. Более существенным примером из социальной области могут служить политеистические (языческие) верования с их множественностью богов (высших смыслов).

Мышление в многомерной системе координат дело не простое и требует немалых усилий. В рамках образных сравнений космического уровня это можно представить так. Чтобы глобально рассматривать Землю как единое целое, например, в рамках взглядов Вернадского, необходимо развить первую космическую скорость и стать спутником Земли. Масштаб взглядов Чижевского существенно шире, это уже развитие второй космической скорости, которая позволяет стать спутником Солнца. Использование многомерности как способа мышления соответствует развитию третьей космической скорости, позволяющей преодолеть притяжение Земли и Солнца и выйти в открытый Космос.

Само по себе обладание большим объемом знаний и информации даже из различных областей не ведёт к многомерности. Очень точно суть рассматриваемого вопроса отражает одно из высказываний Монтеня: "Мозг хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный". К данному вопросу имеют отношение такие известные сейчас понятия как расширение сознания или просветление в буддизме. Но не только выход на уровень многомерности требует серьезных усилий и интеллектуальной работы, но и поддержание его. Это как в спорте, если не тренироваться и не участвовать в соревнованиях, то форму можно быстро потерять.

Может возникнуть вопрос - а скольки мерная эта многомерность? Это зависит от конкретного человека, группы лиц или даже социальной общности. Для кого-то и два много, а для кого-то и двенадцать мало. Здесь стоит лишь обратить внимание на некоторое число 7 +/- 2, подмеченное психологами. Большинство людей могут одновременно удерживать внимание на таком количестве элементов, например, предложениях, состоящих из такого количества слов. Это количество мерностей и можно считать некоторым оптимальным. Конечно, наиболее продвинутые люди могут оперировать большим количеством мерностей, но нужно ещё и чтобы их поняли другие, хотя бы какой-то круг людей. Какое количество мер будет в той или иной многомерности зависит от области приложения или культуры, если речь идет о социальной системе.

Многомерность открывает и ещё одну возможность. В отличие от большинства философских построений, где поиск истины уподобляется подъёму на некоторую вершину с разными путями, ведущими к ней, в многомерном космизме восхождение отождествляется с ростом мировоззренческого поля, опирающегося на структурированный кластер. Это имеет отношение как для отдельного человека, так и определенной научной группы или даже всего общества. Здесь не имеет смысла кто выше, а кто ниже. Если есть талант и энергия, расти в объёме, вбирая в своё поле пространство смыслов и собирая в единое целое созданное предшественниками.

Оценивая концептуально-мировоззренческое наследие советского периода, с доминированием диалектического материализма, можно однозначно констатировать, что Россия в это время достигла максимального потенциала за всю свою историю. Также стоит отметить, что к социальным экспериментам этого времени ни материализм, ни диалектика прямого отношения не имеют.

Русский космизм на уровне основ опирается на естественно-научные представления о мире, поэтому ни в коей мере не отказывается от хорошо проработанного, показавшего свою эффективность наследия, а существенно расширяет его. При этом материализм расширяется информационной составляющей, отражающей структуру материи. Диалектика же, которая с точки зрения системы координат в лучшем случае двумерна, поднимается на многомерный уровень, что открывает принципиально новые возможности как для описания динамики материи, так и целостного и объёмного представления об окружающей действительности.

Материализм, то есть мировоззрение, признающее объективную реальность, существующую вне нашего сознания, зарекомендовал себя как надёжная основа для построения устойчивой и проверенной практикой картины мира. Но человек постоянно сталкивается в своей жизни с проявлением нематериального (духовного), также требующего осмысления и объективизации. Без этого картина мира оказывается неполной.

Ставший классическим материализм базируется на понятии бесконечно малой точки материального пространства. При таком подходе на уровне основ остаётся вне рассмотрения форма и структура материи. А именно они и несут в себе то, что далее будем называть духом материи, то есть её информационной составляющей.

Таким образом предлагается в рамках русского космизма, говоря о материи, всегда подразумевать некий объём, обладающий не только содержанием, но и структурой. Использование многомерности как раз и позволяет это эффективно сделать. При этом можно констатировать, что любая материя обладает духом и любой дух всегда имеет материальную основу, даже если форма и структура содержатся лишь в мыслях человека. То есть всё полностью остаётся в рамках монизма. Можно привести наглядный пример, сопоставив мраморную глыбу и прекрасную статую, сделанную из того же мрамора. Насколько при одинаковом содержании отлична их форма (насколько различен их дух). Главное же при этом то, что дух (информация о форме и содержании) может переходить от одного материального объекта к другому. Всё это в полной мере относится и к образам существующим пока лишь в головах людей. К рассматриваемому вопросу здесь будут иметь отношение лишь такие идеи, которые могут быть объективизированы, то есть реализованы (проявлены) на практике.

Согласно диалектики в рамках диалектического материализма любые изменения материального мира обусловлены не какой-то надмирной сущностью, а есть ничто иное как свойство самой материи. При этом в качестве причины динамики выделяется противоречие, разрешение которого и есть основа изменений. На более фундаментальном уровне философских обобщений это формулируется в виде триады тезис – антитезис – синтез, что является алгоритмом для формулирования диалектических выводов.

Многомерный подход позволяет оперировать понятиями неравновесного состояния среды и энергетических потоков, что существенно расширяет возможности описания динамики материи. А на уровне самых фундаментальных физических обобщений выделять не только процессы хаотизации (роста энтропии), но и говорить о присущих материи прямо противоположных свойствах самоструктуризации и самоусложнения (восходящих материальных потоках). На уровне же общей методологии одновременного (многомерного) использования нескольких диалектических схем тезис – антитезис – синтез позволяет перейти от формулирования диалектических выводов к динамике устойчивых объёмных образов. И всё это только предпосылки к тому, чтобы сделать более решительный шаг вперёд, но предварительно обозначим место самой диалектики в осмыслении действительности.

Диалектика есть ничто иное как вполне определённая логика, то есть способ рассуждений, который от истинных суждений-предпосылок приводит к истинным суждениям-следствиям.

Всю логику в целом можно разделить на две составляющие – формальную и неформальную логику.

В основе формальной логики, которая в свою очередь подразделяется на элементарную логику (“0”, “1”, И, ИЛИ, НЕ) и алгоритмику (если …, то … и так далее), лежат элементарные понятия и операции. Формальная логика полностью детерминирована, выверена и может быть таким образом общепризнанной. Она выполняет функции инструментальной (исполнительной) логики и служит в настоящее время основой функционирования вычислительной техники.

Однако далеко не все явления реальности описываются исходя из элементарных понятий формальной логики с использованием индукции (от простого к сложному). Всё многообразие явлений обобщает и отражает неформальная логика. Она опирается на категории (интегральные понятия) и законы (аксиомы). На их основе с использованием дедукции делаются в дальнейшем строго логические выводы, истинность которых будет полностью определяться истинностью (соответствием реальности) исходных посылок. Диалектика, как и конкурирующая с ней метафизика, являются характерными примерами неформальных логик. В целом же таких логик много (исходные законы и категории разные), отсюда и множество течений в философии. Русский космизм как самостоятельное философское направление также требует своей неформальной логики, учитывающей его особенности и возможности. Наиболее подходящее название для неё – систематика.

Само слово “систематика” давно используется в биологии для обозначения комплексной систематизации всего биологического разнообразия. Здесь же предлагается использовать это понятие для обозначения вида неформальной логики, причём обладающей гораздо большими возможностями чем диалектика или метафизика. В качестве синонима термина “систематика” можно будет использовать словосочетание “логика систем”.

Таким образом понятие системы и её динамики и будет центральным звеном систематики. А системный подход станет непременным требованием как для описания явлений реальности, так и для абстрактных оценок и выводов. При этом известное из биологии понятие систематики вполне укладывается в заявленные рамки как частный пример. Одним из важнейших инструментов систематики будет математика.

Сам термин “система” используется здесь в классическом его определении как совокупность элементов, образующих определённую целостность (единство). Различают материальные и абстрактные системы. В общем случае системы частично замкнутые, а описание границ (граничные условия) служат методом их локализации в реальном пространстве или пространстве абстрактных смыслов. Системы могут развиваться или деградировать, находиться во временном равновесии или преображаться.

Общий системный подход накладывает соответствующие требования к выбору исходных истин систематики. Набор категорий должен отвечать требованию полноты (то есть позволять через них определять любые понятия) и независимости (то есть категории не должны пересекаться между собой). А базовые законы описания реальности или аксиомы абстрактного моделирования быть согласованными по форме представления и являться по сути единой многомерной системой представления (описанием общесмысловой границы). При этом, учитывая частичную замкнутость и самой систематики в целом, категории и базовые законы (аксиомы) должны предусматривать возможность их коррекции в будущем с учётом новых открытий в реальном мире или развития методов абстрактного моделирования. Причём этот процесс бесконечен.

В результате русский космизм как одухотворённый системный материализм в многомерной системе координат превращается в структурированный широкоформатный здравосмыслизм. И ему становятся по силам самые сложные задачи и вызовы времени.

Практическое применение методологии русского космизма можно разделить на два направления. Во-первых, это общее представление о мире и месте человека в нём. Второе направление касается частных вопросов в различных областях знаний.

Применение многомерности на общемировоззренческом уровне в совокупности с монизмом приводит к выводу - вселенная возникла не от первовзрыва с дальнейшим расширением, а имеет гораздо более сложную структуру и динамику, этапы постижения которой ещё впереди. Этот весьма общий вывод имеет самое непосредственное отношение к организации мировой науки на верхнем уровне и, соответственно, особенностях представлений о мироздании в целом.

Чрезвычайно интересны результаты использования многомерности на социальном уровне и уровне межличностных отношений. Отсутствие в многомерности понятия "выше/ниже", замена его на "ближе/дальше", способно существенно сглаживать конфликтные потенциалы. Это может стать хорошей основой для гражданского общества на основе подходов, кардинально отличающихся от технологий управляемого хаоса. Сам многомерный подход "ближе/дальше", как методология, более точно определяет то, что сейчас описывается понятием эгрегоров в такой молодой науке как синергетика.

В качестве частного (прикладного) использования многомерности можно обратить внимание на давно назревшую необходимость в области компьютерной техники создания нефоннеймановского компьютера, одним из отличий которого может стать реальная многозадачность на уровне принципа действия. А в создании компьютеров на базе искусственного интеллекта без многомерности точно не обойтись. Широкие возможности применения многомерности имеются и в области компьютерных сетей и сложных систем управления, особенно требующих повышенной надёжности.

Развитие науки и техники наделило людей огромными возможностями и становится всё более опасным направлять эти ресурсы на военное противостояние, поэтому как никогда актуальны идеи Николая Фёдорова о переориентации промышленного и научного потенциала на исследования и освоение космоса, в том числе и дальнего. Это способно кардинально снизить опасность серьёзного военного конфликта. Но, чтобы это произошло на практике, сначала это должно произойти в головах людей, в первую очередь принимающих глобальные решения. И многомерный подход здесь может сослужить очень хорошую службу.

Освоение солнечной системы человек ещё может осуществить в рамках существующего сейчас технологического уклада при его развитии, скорости и расстояния укладываются в человеческий масштаб, как по времени жизни, так и способности людей перенести тяготы полётов. Выход же в большой космос потребует кардинально других подходов. Они могут оказаться, например, такими как обозначены в строках Велемира Хлебникова:

Когда бы мыслью стала эта плоть,

О, как легко, наперекор судьбе,

Я мог бы расстоянье побороть

И в тот же миг перенестись к тебе!

Здесь обозначены лишь самые общие контуры стратегии развития основ философии русского космизма. Конечно же детальная проработка как теоретических основ, так и методов их применения на практике это поле деятельности для многих талантов. Только в этом случае русский космизм сможет стать основой и для науки, и для практической организации общественной жизни.

* * *

Главным авторским вкладом в развитие методологии русского космизма можно считать обобщение уже имеющихся наработок и формулирование возможного стратегического пути движения вперёд.

Кроме этого во второй части настоящей книги приводится вполне самостоятельная работа “Космическая навигация”, которую хотелось бы постепенно сделать удобным компасом для ориентации в безбрежном океане смыслов.

Другие книги пятикнижия “Свет русской цивилизации” также в той или иной степени задействуют методологию русского космизма.

Книга “Русский народный круг” демонстрирует проявление многомерности в уходящей в глубь веков русской культуре и традиции.

В книге “Преображение Государства Российского” показано как многомерный подход может быть использован для выстраивания эффективной системы управления страной.

А в книге “Сказание о Беловодье” тоже самое продемонстрировано применительно к налаживанию отношений между народами нашей региональной цивилизации.

Книга “Введение в Космическую эру” показывает применение многомерности на уровне мировой политики равноправного сосуществования нескольких региональных цивилизаций. Эта концепция стала уже широко известна в мире и находит всё больше поклонников.