С В Е Т

РУССКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

А Н А Л И Т И Я

Галина Будкевич

ИВАН ПОСОШКОВ - ПЕРВЫЙ РОССИЙСКИЙ ЭКОНОМИСТ

Будкевич Галина Васильевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры "Макроэкономика", Финансовый университет при Правительстве РФ.

Жизнь Ивана Тихоновича Посошкова (1652 - 1726 ) относится к периоду рубежа XVII - XVIII вв., когда Россия вступила в новый период своего развития. Это была эпоха Петра I, одним из наиболее значимых постулатов политики которого стала идея служения самодержца общему благу, славе и чести народа российского. Вся деятельность Петра Великого была направлена на то, «как бы государством управлять таким образом, чтобы все его подданные, попечением его о всеобщем благе, более и более приходили в лучшее и благополучнейшее состояние». Способность служить общему благу, славе и чести народа российского стала основой русской политической идеологии начала XVIII века.

Энергичная деятельность Петра Великого по реформированию государства послужила толчком к развитию экономической мысли. Получает развитие процесс понимания и развернутого обоснования необходимости ликвидации экономической отсталости России, сохранения и укрепления её независимости. Наиболее ярким выразителем нового направления русской экономической мысли этого периода явился Иван Посошков, заслуга которого состоит в том, что он первым сумел понять основные задачи преодоления отсталости России и обосновать условия ее процветания и прогрессивного развития.

Как известно, к концу жизни И.Т. Посошков написал книгу «О скудости и богатстве», которая принадлежит к числу выдающихся произведений не только русской, но и мировой экономической литературы. В этой книге он излагает развернутую и стройную систему экономических взглядов, что дает право назвать его первым российским экономистом. Книга была написана к 1724 г., Петр I умер в 1725 г., но, видимо, книга до него не дошла из-за его болезни в последние годы, хотя предназначалась именно для него. Данное произведение проникнуто глубоким патриотизмом и заботой о благополучии родины, где всесторонне анализируется жизнь страны, её недостатки, содержатся практические указания к их устранению. По своей злободневности и вере в великое будущее России она актуальна и сегодня. В работе подчеркивается, что для решительных преобразований необходимы вмешательство государства, его политическая воля для наступления на интересы «власть имущих» - дворян и землевладельцев. В результате в августе 1725 г. Посошков был арестован и заключён в Петропавловскую крепость, где умер 1 февраля 1726 г.

Взгляды экономиста, изложенные в книге «О скудости и богатстве», являлись во многом новаторскими не только для России, но и для Европы. Если попробовать дать общую характеристику экономическим воззрениям Посошкова, то его следует считать одновременно и меркантилистом (он являлся идеологом абсолютной монархии и купечества), и первым российским институционалистом.

Как меркантилист, он выступал не столько с системой теоретических взглядов, сколько с системой практических рекомендаций прогрессивных преобразований, подъема и возрождения производства, совершенствования управления в России. В отличие от западноевропейских меркантилистов, он не отождествлял богатство с деньгами. Богатство государства И.Т. Посошков видел в создании таких условий в стране, при которых путем обогащения всего народа будет обеспечен непрерывный рост государственных доходов. В богатстве всего народа страны он видел могущество государства. Не обогащение господствующих классов, а повышение благосостояния всего народа, по его мнению, создает прочную экономическую основу государства: «В коем царстве люди богаты, то и царство то богато, а в коем царстве будут люди убоги, то и царству тому не можно слыть богатому» (Посошков, С. 77). При богатом народе, по его словам, «царские сокровища с излишеством наполняются», а в случае надобности всегда можно легко будет взять «прибавочный побор» (Посошков, С. 14).

Посошков различал богатство вещественное и невещественное.

Под вещественным богатством он подразумевал богатство государства (казны), а также богатство народа, что по современной терминологии можно отождествить с валовым внутренним продуктом. Источником вещественного богатства Посошков считал труд людей, занятых как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. Он заявляет, что никто не имеет права жить без работы и даром есть хлеб. Всякий человек должен трудом производить нужное для своего существования и давать, кроме того, «прибыток». Посошков устанавливал связь между ростом вещественного богатства и уровнем производительности труда. При этом он считал, что свободный труд является более производительным, чем подневольный труд на помещика. В качестве обязательного принципа он выставлял требование не только трудиться всем, но и трудиться с «избытком» с излишком против того, что нужно для существования работающего, т.е. каждый должен производить еще и прибавочный продукт.

Под невещественным богатством Посошков понимал «истинную правду»: законы, правовые условия, эффективное управление страной т.е. «правила игры», те ценности, которые сегодня мы называем «институтами», способствующими здоровому функционированию рыночной экономики и общества. При составлении нового Уложения он предлагает использовать лучшее, что имеется в западноевропейских законах и даже в «турецком судебнике», о котором он слышал, что в нем многое изложено «ясно и праведно паче немецкого правления».

По мнению И.Т. Посошкова, полезнее заботиться об увеличении материальных благ, в чем и состоит богатство, чем об увеличении количества денег, об обогащении казны. Источником богатства он называл производительный труд, а причинами скудости недостаточное развитие промышленности, отсталость сельского хозяйства, неудовлетворительное состояние торговли. Для уничтожения скудости и достижения богатства Посошков предлагал два условия: 1) уничтожить праздность и заставить всех людей прилежно и производительно работать; 2) решительно бороться с непроизводительными затратами, осуществлять строжайшую экономию. В своих высказываниях о богатстве народа и о «праведных» законах И.Т. Посошков требует избавить экономику страны от бесчисленных налогов, считая, что для этого необходима реформа налоговой системы по сокращению и упорядочению налогов. Он противник множественности налогов: по его мнению, следует установить единый «государственный сбор, то есть десятинный», а также установить единую пошлину с товара.

Прежде всего, И.Т. Посошков отмечал необходимость развития отечественной промышленности, диверсифицированное развитие которой и в настоящее время является актуальной проблемой для России. В числе мер, направленных на её развитие, он рассматривал насаждение приоритетных отраслей крупной промышленности, как важное средство сохранения и приумножения денег в стране, а также рациональное использование природных ресурсов, увеличение исследований месторождений полезных ископаемых. Он предлагал усилить на их базе строительство новых заводов за счет расширения государственного субсидирования и даже предлагал строить заводы за государственный счёт и передавать их затем в частные руки. Развитие отечественной промышленности он считал нужным для удовлетворения как внутреннего спроса, так и для вывоза товаров за границу. Кроме того, он считал, что развитие крупной промышленности будет способствовать росту сбережений в стране: «А как у нас в Руси обретаются вещи,, то всем тем надобно управлятися нам самим, а у иноземцев отнюдь бы никаковых тех вещей и на полцены не покупать. А и сукон солдатских, мнится мне, у иноземцев покупать ненадобно... сукнами нам потребно приниматися своими ж, чтоб те деньги у нас в Руси были» (Посошков, С. 127).

Иван Посошков ратовал за то, чтобы из России вывозили не сырье, а готовый продукт: «Чем им лен да пеньку продавать, лутче нам продавать им готовые полотна парусные и канаты, и нитки, и брать у них за те полотна ефимки и иные потребные нам вещи» (Посошков, С. 147). Вообще следует отметить, что требование бережливости во всем, экономного расходования материальных благ и денег, жесткая позиция против хищнического отношения к естественным богатствам страны красной нитью проходит через всю книгу Посошкова. Исходя из общегосударственных интересов, он излагает наиболее целесообразные, с его точки зрения, принципы их эксплуатации.

Являясь идеологом купечества, Посошков особое внимание в своем сочинении отводил вопросам внутренней и внешней торговли. Он писал: «Торг великое дело! Купечеством всякое царство богатица, а без купечества никакое и малое государство быть не может» (Посошков, С. 17). По его мнению, организация внешней торговли должна защищать российское купечество от иностранной конкуренции, что обеспечит высокую прибыль национальным купцам и будет способствовать приумножению денег в стране. Он считал необходимым ввозить только то, что не производится в России. Ограничение ввоза предметов роскоши должно было сохранять, по его мнению, деньги в стране. Следует подчеркнуть, что эти понятия он не ограничивал сферой быта, а рассматривал их в более широком смысле с позиций интересов общества. Ярким примером в этом отношении является его проект борьбы против хищнического отношения населения к естественным богатствам. С точки зрения современного подхода, он ратовал за сохранение экологии выступал против хищнического истребления лесов, рыбы до нереста, сбора незрелых орехов и других подобных мер, наносящих вред природе и обществу. Посошков обоснованно доказывал, что правильные принципы использования природных богатств способствуют их умножению, а вредные наносят невосполнимый ущерб.

В отношении внутренней торговли И.Т. Посошков предлагал установить одинаковые цены на товары, «чтобы она (цена), какова в первой лавке, такова была и в последней» (Посошков, С. 120). «Установленная цена» должна была назначаться государством или «купеческим правлением», а соблюдение торговли по «установленным ценам» обеспечиваться строгой системой надзора за торговлей. Высказывания И.Т. Посошкова о торговли и промышленности обосновывают возможность отнести его к меркантилистическому направлению экономической мысли в России и к первым государственникам. Этот вывод обосновывается тем, что Посошков доказывает необходимость развития национальной торговли и промышленности методами государственной опеки и государственного регулирования.

Являясь сторонником абсолютной монархии, он критически относился к системе и порядкам управления в России, видел в них препятствие к устранению скудости и умножению богатства в стране. Ставя вопрос о богатстве, он отстаивал номиналистическую теорию денег. По существу своей теорией денег И.Т. Посошков оправдывал финансовую политику Петра I, который для финансирования войн прибегал к чеканке неполноценных монет. И.Т. Посошков был глубоко убежден, что ценность денег устанавливается государственной властью. Этот взгляд на ценность денег находится в прямой связи с его воззрениями о значимости государственной власти, что соответствует эпохе неограниченного самодержавия.

И.Т. Посошков раньше физиократов XVIII в. осознает, что главным источником благосостояния страны является земля, но при этом понимает, что для реализации целей национального развития необходимо обилие денег. Для решения данной задачи он предлагал отменить подушную подать, укрепить финансы путем введения всеобщего поземельного налога. Однако государственная политика, удовлетворяющая лишь фискальным целям, не может служить основанием разумной государственной политики. По его мнению, только на почве развития сельского хозяйства и промышленности возможно процветание государства. Другими словами, впервые была высказана мысль о том, что забота правительства должна быть направлена на развитие национальных производительных сил. По мнению Посошкова, в России много нетронутых естественных богатств: когда у нас разовьется самостоятельное производство предметов насущной необходимости, иностранцы будут к нам «ласковее, прежнюю свою гордость всю отложат и за нами станут гоняться». Способы поощрения отечественной промышленности по Посошкову это тарифы, организация складочных торговых мест, развитие мануфактур, привлечение иностранных мастеров для обучения русских, обеспечение грамотности народа и другие подобные меры.

Политика закрепощения крестьян получила своё завершение еще в Соборном уложении 1649 г. Однако Посошков, выражая интересы крестьянства, открыто требовал отмены крепостного права и стремился ограничить власть помещиков определенными рамками. Именно он впервые выступил с инициативой законодательной регламентации повинностей крепостных крестьян, поскольку считал, что среди причин бедности крестьян важное значение имеет произвол помещиков над крестьянами. Он предлагал царю оградить крестьян от насилия помещиков. Его предложения были таковы: законодательно точно определить размеры крестьянских повинностей (оброка и барщины) в пользу помещика, отделить крестьянскую землю от помещичьей. Повинность должна была определяться в зависимости от земельного надела крестьянина. Одновременно Посошков рекомендовал нищих и бездомных «хватать» и прикреплять к фабрикам. Он требовал от царя заботы о крестьянстве и о национальном купечестве заботы такой же, как он проявлял к дворянству. Для своего времени программа И.Т. Посошкова по «крестьянскому вопросу» была прогрессивной. Ее осуществление в значительной мере ослабила бы положение помещиков, что могло способствовать развитию дальнейшей прогрессивной эволюции общественных отношений.

Злободневны мысли И.Т. Посошкова о правосудии. Реформе суда и администрации посвящается целая глава в его книге, в которой рекомендуется заменить весь состав существующих судей и администраторов. «Лутши изначала ради уставления правды в суды посадить из ниских чинов, а паче из приказных людей, кои в делах искусны и страх Божий в себе имут. И с ними посадить, где пристойно, и из военного чина, кии от службы отставлены, и ис купечества, в которых острота умная есть». «И тем нискородным судьям надлежит дать такое величество, чтобы они никаковых лиц не боялись, кроме Бога да царя, и делали б все свой дела но новосочиненному его императорского величества указу неизменно, а от своего ума не мудрствовали бы» (Посошков, С. 91). Новая администрация должна иметь сильную власть, злоупотребления чиновников должны жестоко караться. Примером может служить его предложение установить определенную таксу для «мзды» чиновникам или оплаты труда просителями. За нарушение таксы берется с чиновника штраф «сторичный», если попадается второй раз, следует назначить «за рубль по двести рублев, наказание на козле, а за третью вину либо смерть, либо в вечную работу к рудокопным делам». Взяточничество, связанное с нарушением закона, должно повлечь за собой разорение дома виновного и его запустение, чтобы было «в роды родов памятно». Нельзя установить правосудия без того, чтобы «судей малых и великих не казнить». «Невозможно правому суду установитися, аще сто других судей не падет» (Посошков, С. 90). Управление и суд он сравнивает с «задерневшей» землей, на которой нельзя посеять пшеницу, пока «терния огнем не выжгут». В вопросах реформы суда и управления взгляды Посошкова следует оценить как прогрессивные. Для составления нового судебника, в частности, он считал необходимым созыв депутатов от всех сословий, в том числе и от крепостных крестьян.

К злоупотреблениям со стороны господствующего класса относятся и выразительные слова Посошкова о безуспешности усилий Петра I: «он на гору, аще и сам десять тянет, а под гору миллионы тянут, то како дело его споро будет? И аще кого он и жестоко накажет, ажно на то место сто готово» (Посошков, С. 99). Однако эти мысли автора не следует трактовать как критику «провалов» реформаторской деятельности Петра Великого. Эти критические высказывания относятся лишь к представителям господствующего класса, к дворянству, потворствующему злоупотреблениям, а также к недостаткам управления, которые мешают процветанию России. Предложенные преобразования, по его мнению, должны привести страну к богатству и к социальному миру, к золотому веку, когда укоренится любовь и правда, исчезнет вражда и даже «высокомнимые» дворяне присмиреют.

Посошков не уставал повторять, что наша родина не уступает другим странам своими богатствами и возможностями, он верил в дарования русского народа. При этом он признает, что, возможно, будет полезным приглашать на русскую службу знающих и «радетельных» иноземцев военных и мастеров. Но вместе с тем он указывает на своекорыстие иноземцев, которые «засунут сильным персонам подарок рублев во сто» и за то получат «прибыли себе по миллиону» (Посошков, С. 123).

Заслуга И.Т. Посошкова состоит в том, что он внес значительный вклад в дело экономического развития России, правильно понял основные задачи ее развития и боролся за их осуществление. Все сделанное им с полным обоснованием позволяет назвать его «первым русским экономистом». Многие мысли И.Т. Посошкова опередили свое время. Труды Посошкова вошли в историю русской культуры, в историю русской политической, экономической и философской литературы. Сведения о них и о личности автора перешли в западноевропейскую научную литературу, тем самым он занял почетное место и в истории мировой экономической мысли. Обзор идей нашего великого соотечественника, глубоко верящего в будущее своего народа и в процветание России, хочется закончить его же словами: «Без сомнения могу сказать... вся наша великая Россия обновится как в духовности, так и в гражданственности» (Посошков, С ).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

. Кафенгауз Б. Б. (1951). И. Т. Посошков. Жизнь и деятельность. М.: Издательство АН СССР.

. Платонов Д. Н. (1989). Иван Посошков. М.: Экономика. Посошков И.Т. (1951).

. Книга о скудости и богатстве и другие сочинения. Под ред. Б. Б. Кафенгауза. М.: Издательство АН СССР.

Источник - http://ecsocman.hse.ru

16.06.2017г.