Носков Юрий

РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КРУГ

ГЛАВА 7. ВОЛХВЫ

ШТУРМАНЫ ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ

Волхвы не боятся великих владык

И княжеский дар им не нужен

Правдив и свободен их вещий язык

И с волей небесною дружен.

/А.С. Пушкин/

Для многих сейчас первое знакомство с язычеством начинается с врезающихся в память Пушкинских строк, приведённых в качестве эпиграфа к данной главе. В этом четверостишье речь идёт о волхве Перуна, но эти слова применимы к служителям всех русских языческих богов. Само же слово "волхв", созвучное слову "волоховатый", отражает традицию волхвов одеваться в медвежьи шкуры.

Волхвы - это своего рода учёные, хранители мировоззрения и сакральных знаний народа, естественной природной метафизики. Но волховской подход к знаниям отличается от принятого в современной науке наличием в нём духовной составляющей. Применимо к волхвам и другое название - хранители, так как призваны они хранить народ через сохранение святынь и сакральных смыслов.

Говоря о волхвах обычно имеются ввиду мужчины, но существовало ранее и слово женского рода производное от "волхв" - "вълхва". Но женщинам всё же больше подходит другое название - берегиня (от слова оберегать).

До крещения Руси в 988 году волхвы были официальными помощниками князей. Крещение затронуло лишь верхушку общества и ещё длительное время волхвы открыто несли родную традицию, существуя параллельно с православием. Да и православие до Никоновской реформы на народном уровне было очень близко язычеству. К волхвам обращались за помощью и советом. Церковь всячески препятствовала этому, но силу волхвов в глазах народа признавали даже они. В дальнейшем живая языческая традиция на протяжении веков имела различных наследников древних волхвов. Так в XVI - XVII веках северорусские скоморохи стали промежуточным звеном между волхвами средневековья и знатоками, сохранившими элементы родной веры вплоть до наших дней.

С момента принятия христианства на официальном уровне традиция волхвов (хранителей) разделилась на два направления. Одни из них стали народными знахарями, целителями, а вторая ветвь проросла в светской части. Это в основном люди науки, которые, не называя себя язычниками, по подходу к жизни и мировоззрению были таковыми. Примерами могут служить Ломоносов, Татищев, Рыбаков. Это светское знахарство. Именно благодаря этой группе постепенно информация о русской народной мифологии (язычестве) проникла на книжные страницы и обыватели стали вновь открывать для себя родную традицию.

Народ в массе своей живёт по обычаю, с раннего детства впитывая вместе с языком и обыденным укладом как представление об окружающем мире, так и нормы взаимоотношения между людьми. Однако, если не будет тех, кто обладает целостным и широким представлением о мире и его взаимосвязях, о тех народных традициях, что прошли испытания временем и приемлемы для широкого применения, об опасностях и вызовах; людей, способных адаптировать многовековую традицию к потребностям современности, то всё очень быстро разваливается на не связанные между собой фрагменты. Эту непростую функцию общественных камертонов, служащих для настройки лада русского мира и призваны выполнять ведающие из народа, то есть волхвы. Они сами должны ясно понимать основы, и другим уметь доходчиво их объяснить. Наиглавнейшими вопросами при этом являются знания о том, что из себя представляет мир, в котором мы живём, о методах и подходах его постижения, о важнейших ценностях и смыслах, об отличиях родного мировоззрения от взглядов других народов.

Огромное значение для обеспечения устойчивости общества имеют особые природные и рукотворные объекты. В русской народной традиции священной является сама природа, поэтому искусственные культовые сооружения и не получили какого-то развития. Главными святилищами, обеспечивающими связь людей с божественным окружающим миром, выступают особые природные места - рощи, отдельные священные деревья, родники, озера, холмы, а в современных городах парки и скверы. В целом их можно назвать местами восходящего духа. Объектами, освящающими родовую составляющую традиции, служат капища, то есть места захоронений наиболее уважаемых людей, а на уровне родов - могилы предков. Нельзя не отметить также и значение площадей, излюбленных мест для ярмарок и праздников. Здесь ранее решалось большинство общественно значимых вопросов. Можно выделить и ещё один объект. В современном языке есть слово "хоромы", созвучное со словом "храм". Хоромы представляются сказочным теремом, украшенным искусной резьбой со многими башенками. Всё это как нельзя лучше передаёт образ многомерной и многокрасочной природной духовности. Собор Василия Блаженного на Красной площади явно продолжает эту архитектурную линию, полностью воспроизводя языческий пантеон. Хоромы в дальнейшем превратились в дворцы, но элементами традиции являются лишь те из них, что выполняют общественные функции, в наибольшей степени это относится к музеям.

* * *

И в наши дни как и ранее актуальны и сохранение духовно-мировоззренческого наследия, и поддержание единства русского мира. Так что и современным волхвам есть широкое поле для деятельности. Это и краеведение с сохранением опыта многовековой жизни людей в конкретных природных условиях, наработка и передача опыта молодежи, просветительская деятельность. Это и участие в управлении государством на всех уровнях в качестве штурманов. Это и участие в научном процессе, особенно на метафизическом уровне, уровне знаний о самом человеке. И конечно же участие в формировании стратегии будущего.

Слово "волхв" в настоящее время режет слух седой стариной, поэтому для современных волхвов лучше использовать самоназвание "хранитель" и "берегиня", что и суть отражает, и вполне созвучно современному смысловому полю русского языка. На общем мировоззренческом уровне в качестве проверенной временем мощной смысловой основы можно активно опираться на русский космизм, как одно из философских направлений, рождённых в рамках русского мира и прекрасно согласующегося как с природной народной духовностью, так и нравственными нормами на уровне житейских обычаев. На практике же место современных волхвов это руководство некоммерческими проектами, которые призваны освещать и освящать русский мир.

Стоит также ожидать появления ряда книг, отражающих народную традицию как целостное явление. И современные хранители должны постараться не только доходчиво изложить материал, но ещё и так, чтобы эти книги стали лишь отражением народной духовности, не забывая, что всё самое главное передаётся лишь устно от человека к человеку. Волхвы не посредники между богами (высшими смыслами) и людьми, а проводники, помогающие найти дорогу в круг, открывающие людям прямую связь с небесами.