Носков Юрий

РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КРУГ

ГЛАВА 8. РУССКИЙ МИР

ОБЩИНЫ

Если обратиться к глубокой древности, социальную организацию которой называют родо-племенным строем, то можно констатировать, что современные общины это наследие племенной организации общества, а современная семья соответственно наследие родовой составляющей.

Особенность русской община в том, что она не вмешивается в семейную и личную жизнь общинников. Её связывают в единое целое духовная общность, общий круг интересов, взаимовыручка, общие дела, а не родственно-семейные узы. Эта же организационная основа перешла в своё время и в православие, которое на протяжении столетий на низовом народном уровне мало чем отличалось от язычества.

В народном календаре восемь периодов, а в пантеоне восемь богов и восемь богинь, покровительствующих им. Всё это находит своё отражение как в общей структуре смыслов, так и практической реализации по жизни. Отсюда и различных видов общин можно выделить восемь. Они определяются тем кругом интересов, которые и приводят к их образованию. Таким образом у каждой из общин в каком-то смысле есть свои бог и богиня покровители. Имея какой-то определённый круг интересов и предпочтений, признаётся не меньшая важность и других духовных сфер, что в целом и отражает общий языческий политеистический подход - конкретному человеку какой-то из богов (богинь) всегда ближе как по рождению, так и по способностям.

На всём протяжении истории большинство общин - это общины по месту жительства (соседские общины, общины земляков). Соседи вместе отмечали праздники, боролись с пожарами и другими природными катаклизмами, помочью восстанавливали погорельцев и выполняли другие работы. Поэтому не случайно в русском народе сложилась присказка, что хороший сосед лучше родственника. Святочные традиции, с их обрядностью заклинания года на удачу, весельем и встречей молодого солнца, как ничто другое, характеризует этот тип общин, объединённых солнечным кругом Коляды. В исторической литературе исследуется как правило исключительно этот тип общин, получивших название мира, так как во времена крепостного права они были главными и составляли основу общества на приземлённом уровне.

Другой вид довольно массовых общин - это молодёжные группы, то есть общины Огня-Сварожича. По деревням и сёлам они оформлялись в основном в зимнее время на так называемых посиделках. На них девичье рукоделье совмещалось с весельем под гармошку, здесь женихи искали невест. Эти же группы в дальнейшем становились главными заводилами на Красную горку и в русальных, купальских обрядах. Необходимо отметить, что в таких общинах принимали участие не только молодежь, но и представители старшего поколения, через которых и передавались традиции молодёжи, например, хозяева дома, где эти посиделки проходили. С появлением в России светских образовательных заведений дружеские компании учеников также могут служить примером данного типа общин.

Отдельно можно выделить общины, близкие по духу общинам первого вида, но оторванные от родных мест, а также сформировавшиеся параллельно с профессиональной деятельностью. Их можно назвать общинами Даждьбога. Это в первую очередь группы, практиковавшие отхожий промысел. Где-то далеко от родных мест люди также соблюдали традиции и не только работой была наполнена их жизнь.

Следующая немногочисленная группа общин, которым покровительствует Ярила, это группы единомышленников, каким-то образом соучаствующих в управлении страной, сначала в окружении князей, потом царей и их наместников. Эта деятельность всегда связана с информацией и её доведением до широких народных масс, так что именно эта среда породила современные средства массовой информации.

С самых давних времён прослеживаются явно общины Купалы - это общины артистов, скоморохов, гудошников, сказителей, боянов. В дальнейшем они трансформировались как в коллективы цирков и театров, так и их поклонников.

Общины Перуна, как дружины охранителей, также просматриваются с глубокой древности. Очень образно жизнь такой общины в 6 веке показана в романе Валентина Иванова "Русь Изначальная". Особенно характерен этот тип общин для пограничья Руси, в казачестве, где люди вынуждены были постоянно совмещать обычную жизнь и воинскую службу. Именно в этой среде в давние времена возник и термин "товарищ". С появление регулярной армии общины носителей воинского духа обосновались внутри некоторых воинских формирований, причём самых боеспособных.

Общины Велеса традиционно это общины охотников. Да и сам культ Велеса это северный лесной культ. Деятельность охотников способствует отслеживанию природных взаимосвязей, а жизнь у костра под звездным небом весьма располагала к мыслям об устройстве мирозданья в целом. И наверное не случайно, что от хранителей знаний и традиции, связанных с Велесом, пошло и название волхвы. В дальнейшем, при появлении на Руси светского образования, этот тип общин, которому покровительствует бог мудрости, перебрался в официальную науку, став прототипом научных школ.

Самым малочисленным и при этом наиболее важным видом являются общины Сварога. Это группы метафизического осмысления мира и человека в нём. Они с глубокой древности ведут выстраивание целостной картины мира в родной гиперборейско-арийской системе координат смыслов и норм, решают непростую задачу создания, проверки на практике и пронесения через века накопленного опыты.

На протяжении веков в структуре общины всегда можно выделить некоторого главу-организатора (верховоду). Как правило это мужчины, хотя в истории есть примеры, когда верховодили и женщины, но это всё же исключение, лишь подтверждающие правило. Нужно иметь ввиду, что в русской традиции женщина хозяйка в доме (хранительница семьи), а мужчина главный вне дома, поэтому и основные общинные вопросы решаются мужчинами, конечно же при активном соучастии женщин и в качестве помощниц, и в качестве вдохновительниц. В устоявшихся общинах кроме того особо можно подчеркнуть роль верховоды или активного общинника старшего поколения, которые по возрасту уже отошли от дел. Они обеспечивают духовную преемственность поколений, то есть при их наличии община становится устойчивой во времени. У общины также, как правило, есть какое-то излюбленное место сборов, иногда у кого-то из участников, а иногда и на природе.

Исторические источники не приводят примеров каких-то надобщинных иерархических структур. Все общины полностью равноправны. В случае жизненной необходимости создавались временные проекты, объединяющие усилия нескольких общин. Для решения насущных вопросов представители общин иногда собирались на сход. Это как правило происходило на базе одной из крупных и уважаемых общин. Зачастую местом для решения общих вопросов становились ярмарки.

* * *

Меняется окружающая человека действительность, но все эти изменения не затрагивают основополагающих явлений к каковым и относится община как объединение близких по духу людей. Изменяется лишь форма её реализации. И в наши дни есть люди, живущие примитивной животной жизнью, и им не нужны никакие общины. Такие люди иногда сбиваются либо в стадо, если травоядные, и у них появляются пастухи, либо в стаю, если хищники. Для человека же, даже с минимумом пробудившейся духовности, независимо от её вида, этого мало, требуется человеческое общение, редко такая потребность может найти удовлетворение в рамках обычной семьи. И тогда появляется семья духовная - круг единомышленников, то есть община.

Причем актуальность таких общин в современной российской действительности стремительно возрастает, так как институт традиционной семьи активно разрушается. И именно разумно организованные с учётом накопленных многовековых традиций общины могут занять эту нишу. Это позволит обеспечить преемственность поколений, сохранить общее культурно-мировоззренческое поле, гибко сообща адаптироваться к быстро изменяющимся условиям жизни.

По объединяющему началу и кругу интересов современные общины также можно разделить на восемь типов.

Самые многочисленные как и раньше это дружеские общины по месту жительства. У входящих в них людей всегда есть повод для встреч, вместе веселятся на праздниках, при случае и помощь друг другу могут оказать. Наиболее значимы те из них, что принимают активное участие в местных общественных делах, вооружены знаниями местной природы, истории и традиций. Эти общины не теряют связей и с земляками, живущими вдали от малой родины, тем самым являясь основой землячеств.

В наши дни, когда лучшие молодые годы жизни проходят в процессе обучения в школе, а для многих и в высших учебных заведениях, широкое распространение получили дружеские общины с привязкой к учебному заведению. Иногда они сохраняются на всю жизнь. Особую роль в них имеют учителя и преподаватели, с душой относящиеся к своему делу. Их не только вспоминают потом добрым словом всю жизнь благодарные ученики, но они становятся и опорой для многих общин внутри самих педагогических коллективов, являясь их духовным и профессиональным стержнем.

Третий вид общин сегодня это дружеские группы в сфере своей профессиональной деятельности. Имея близкий уровень образования, круг интересов и работая в разных компаниях, такое общение позволяет поддерживать ценные связи, помогающие не только по жизни, но и по работе.

Бурное развитие информационных технологий привёл к активному развитию информационно ориентированных общин. Это в основном группы единомышленников вокруг сетевых сайтов, особенно тех из них, что занимаются изучением и развитием традиции. Сохраняются такие общины и в рамках традиционных газет и журналов, в первую очередь среди их активных читателей.

Наиболее явный характер имеют общины, действующие в в области культуры и народных промыслов. Это не обязательно фольклорные коллективы, могут быть группы самых разных стилей, важно, чтобы народная традиция была у них образом жизни и системой координат для творчества.

Следующий вид общин сегодня это укоренённые в традицию воинские товарищества, ветеранские организации, поисковые отряды. Имеются общины воинского духа и внутри современных воинских формирований. Сюда же можно отнести и спортивные секции с духовной основой, это относится в первую очередь к боевым единоборствам, а также экстремальным видам спорта.

Особую группу в наши дни представляют из себя общины близких по духу учёных, для которых наука не ремесло, а смысл жизни. Кроме того к этой группе можно отнести коллективы библиотек (хранилищ знаний), поддерживающих традицию. Близки им по духу и общины, которые возникли в связи с развитием информационной сети и для которых сама сеть стала объектом творчества и самореализации.

И наконец восьмой вид немногочисленных, но весьма важных для поддержания мировоззренческих основ, общин, представлен группами единомышленников, обладающих не только глубокими знаниями традиции и истории русского мира, но и комплексными знаниями современности, понимающих процессы, происходящие на планете в целом, и способных предложить адекватные решения на будущее.

Современная община это, как правило, 5 - 10 человек более или менее постоянных общинников и ещё небольшое количество менее активных участников, то есть все должны умещаться за одним столом или у одного костра. Во всём остальном структура устойчивой общины мало изменилась. Общины эти русские в первую очередь не по происхождению их участников, а по системе ценностей и мировоззрению.

В настоящее время можно выделить три характерные способа самоорганизации общин. Первые из них собственно и не выделяют себя особо как общину, таких большинство. Долгоживущими, с преемственностью поколений, причём не по родству, а по духу, является лишь незначительная их часть. Вторая группа общин это общественные организации, то есть они уже формулируют какие-то общественно значимые цели. Наконец третья группа это общественные организации, имеющие устав и юридическое оформление.

Русские общины это явление народное (языческое), то есть светское по своей сути. На протяжении истории можно наблюдать попытки церкви подмять их под себя, подменив на православные общины, да ещё и переложив содержание пастухов (пастырей) на плечи мирян. Но всё же мир никогда полностью не терял своей значимости как явление гораздо более основополагающее чем религия. Современным общинам, деятельность которых регламентирует сейчас закон "Об общественных объединениях", также стоит дистанцироваться от религиозных структур. Существуют краеведческие музеи, библиотеки, дома культуры, которые и могут стать как местами сбора, так и точками опоры в деятельности. Не следует отождествлять общины и с низовым звеном партий и других общественно-политических движений, имеющих ярко выраженный иерархический характер, цели и задачи у них совершенно другие.

Хорошим подспорьем для организации общин может стать подготовка и обнародование нескольких типовых уставов для каждой из трёх организационных форм. Конечно же на основе опыта наиболее успешных и жизнеспособных коллективов. С формальной стороны всё это нужно лишь для общин в форме общественных организаций при регистрации, появлении у них общего имущества и каких-то договорных и других гражданско-правовых отношений, но может быть весьма полезно и для общин без регистрации как важный элемент передачи организационного опыта.

Общины не следует путать с проектами, хотя иногда проекты могут перерастать в общины или у той или иной общины может быть один общий проект. Община это более основополагающее явление, объединяющее людей, иногда работающих в разных местах, разных профессий и возрастов. А проект это конкретное дело, практически всегда ограниченное по времени, реализующее какую-то идею.

Какие-либо надобщинные структуры и в современных условиях не имеют смысла, так как такая организационная форма очень быстро обюрокрачивается и превращается в надзирательный механизм, давящий любую инициативу. Связь общин между собой происходит через близкий взгляд на действительность, через общие дела и проекты, общий круг интересов, через общественное мнение и конечно же через наиболее уважаемых лидеров, в чём-то выполняющих роль современных волхвов. Всё это в целом и создаёт то, что в настоящее время принято называть гражданским обществом.