Носков Юрий

РУССКИЙ ЯЗЫЧЕСКИЙ КРУГ

ГЛАВА 3. РОД

ДОМ

Родительский дом - начало начал,

Ты в жизни моей надёжный причал.

Родительский дом, пускай много лет

Горит в твоих окнах добрый свет!

/М. Рябинин/

Дом в русской жизни и культуре место священное. Здесь всё родное и всё наполнено особыми смыслами, неотделимыми от конкретного человека, семьи, рода. Это место внутреннее, безопасное в отличие от большого окружающего мира.

На протяжении веков жилище для себя семья строила сама, в крайнем случае сообща с соседями (помочью). Отсюда и дома становились как бы продолжением хозяина-творца, они в чём-то даже внешне оказывались похожими на своих созидателей. Дом, возведённый руками хозяина, его прародителей, был воплощением и хранителем рода и семьи, олицетворением связи времён, предков и потомков.

Сам акт строительства дома становился священнодействием, сотворением нового живого мира, поэтому и сопровождался множеством магических действий и обрядов, частично доживших до наших дней.

Заранее начинали присматривать и проверять подходящее место для будущего подворья. Издревле наши предки подметили, что места бывают благоприятные для жизни и не очень. Знание эти передавались в основном в виде примет и поверий, однако большинство из них в наши дни нашли и вполне рациональное научное объяснение. Доброе место искалось в целом для поселения как с учётом рельефа, наличия воды, угодий, так и благоприятных знаков, ниспосланных богами и местными духами. А уже конкретный дом оказывался как бы в целом под защитой "хорошего" места и требовалось лишь обойти локальные аномалии. Немаловажное значение имело и то, с кем в соседях жить, народная пословица не даром гласит, что "хороший сосед - самый большой родственник".

В целом в выборе места для дома прослеживается главная языческая идея - гармоничное встраивание в местное жизненное пространство. Не рекомендовалось использовать для строительства места, где ранее проходила дорога (по ней достаток мог уйти из дома), где раньше была баня (банник мог проникнуть в дом), спорный участок тоже не подходил. В случае, когда каких-то явных неблагоприятных признаков не было, участок начинали проверять. Если в этом месте домашние животные устраиваются на отдых, то это верный благоприятный знак. Проверка продолжалась и более целенаправленно. Обсыпали контур будущего дома зерном, а через несколько дней приходили смотреть, если зерно осталось непотревоженным, то это было хорошим признаком. Оставляли на выбранном месте шерсть, накрыв её горшком, если она отсыреет, значит место подходящее. Практиковались и гадания, в основном связанные с хлебом - сажая в печь хлеб, загадывали на будущее строительство, если он выходил пышным и румяным, значит, боги одобряли начинание.

Основным строительным материалом для наших предков было дерево. Дом получался тёплым зимой, прохладным в зной, уютным и живым. Материал этот был широко доступен, он легко обрабатывается, позволяет быстро создать требуемые архитектурные формы от простенькой хаты, до сказочной красоты хоромов. Несмотря на то, что деревья рубились и для строительства, и под пашни, отношение к ним была как к таким же живым детям Земли и Неба, как и сами люди. Существовало даже поверье, что души умерших людей иногда могут поселиться в каких-то из деревьев. Так что подходящие стволы выбирали с особой тщательностью. При рубке следили, чтобы они не падали вершиной на север. Никогда не использовались деревья священных рощ или отдельные священные деревья, не практиковалось использование и старых стволов, им давали в знак уважения дожить свой век. Не строили дома из так называемых проклятых пород: осины и ели, обладающих неблагоприятной для человека энергетикой. Не применялись деревья, выросшие на могиле, имеющие какие-то особенности: дупло, причудливое переплетение веток, извилистый ствол и т.д. Особенно опасались "буйных" деревьев, считалось, что такие вырастают на месте бывших дорог, даже щепка от них могла нарушить гармонию нового дома. Следили, чтобы в брёвнах не было сучков, идущих из глубины, их называют "волком" или "свечой", они могли принести несчастье хозяину. Сухие деревья также не годились в дело, по этой же причине не приветствовалась заготовка брёвен для строительства дома зимой, когда дерево было как бы не совсем живым. Как правило это делалось осенью, а уже по снегу на санях перевозили брёвна на место строительства.

Выбору времени начала возведения дома придавалось не меньшее значение, чем подготовке материалов. Наблюдаемое ежегодное весеннее возрождение природы послужило поводом и строительство начинать в это время, ориентировочно на весеннее равноденствие. При этом дом поднимался как бы в согласии с общими природными законами. Процессы роста наблюдались не только на земле, но и на небе. Серьёзное дело, тем более строительство нового дома, полагалось начинать исключительно на растущей луне. При этом далеко не все дни недели подходили для начала строительства, понедельник, среда, пятница и воскресенье считались неподходящими, а вот вторник и четверг благоприятствовали почину. Так четверг связан с Перуном, так что начиная строительство в этот день, хозяин дома мог рассчитывать на его защиту. Старались также, чтобы работы захватили июнь (самый одухотворённый период) и обязательно завершились к летнему солнцевороту, то есть к Купале. Всё это вполне вписывалось в периоды, свободные от основных сельскохозяйственных работ.

Дом необходимо было также правильно ориентировать в пространстве. Наши предки осознавали себя живущими между Матерью Землёй и Отцом Небом, так что и дом должен включаться в это пространство смыслов, начиная от опорных столбов, выполняющих роль как бы ног, заканчивая крышей, призванной обеспечить связь с небом. Идеальной ориентацией дома по сторонам света считалось, когда лицевая сторона с основными окнами выходила на юг. Солнце в нашем регионе восходит на востоке и со склонением на юг за день продвигается на запад, так что в доме при такой ориентации всегда будет светло. Эти правила имеют давнюю предысторию - избы, в известном нам виде, вышли из полуземлянок. На сыром и холодном севере это произошло раньше чем на юге. В них вообще не было окон, а вход делался на юг и служил в тёплую погоду ещё и источником света. Затем, с возвышением дома над землёй и появлением окон, входная дверь переместилась на западную сторону, но при входе делались, как правило, неотапливаемые сени, а уже их вход выходил опять же на лицевую сторону дома, то есть на юг.

К дому примыкал двор с входными воротами. Здесь размещались конюшни для скота, овин, постройки для инвентаря, погреб. Сзади дома располагались огороды и было вообще идеально, если они выходили к реке или ручью, откуда можно было брать воду для полива. Там же за огородами размещалась баня, строение хотя и весьма полезное, но считавшееся нечистым. Если дом и двор были вотчиной домового, то баня имела своего духа места - банника.

Перед началом строительства практиковались и строительные жертвы богу, чьего покровительства желали для дома. В основном это были кони или быки, соответственно обращались за поддержкой к Даждьбогу или Перуну. Череп животного закапывали на месте будущего Красного угла (восточный или юго-восточный угол дома). Эта традиция известна не только по преданиям, но и в целом хорошо подтверждается археологией. Вместе с черепом клали мёд и воск, а также шерсть, зерно, хлеб. Всё это должно было обеспечить новому дому достаток и продолжение рода.

Для связи с общими восходящими потоками бытия, прообразом которых было Мировое Древо, в центр дома или на место Красного угла пересаживали деревце, ещё лучше, если оно естественно росло в этом месте. В каких-то местностях для этого использовали рябину, где-то дубки, где-то ёлочки или березки, а в Сибири молодые кедры.

По завершении возведения сруба (глинобитных стен на юге) по центру его перекрывали брусом (маткой), после чего настилался потолок, который в дальнейшем устилался сухими листьями и засыпался в качестве утеплителя землёй. Крыша выполнялась двускатной, верхний брус зачастую заканчивался вырезанной конской головой в качестве оберега, именно поэтому до сих пор верхнее ребро крыши носит название "конёк". Кровельным материалом служил тёс, от слова тесать, так как изготавливался с помощью топора. Пила лохматит древесину, отчего она быстрее гниёт, топор же сминает волокна, защищая их от влаги.

Для защиты и утепления нижней части дома делалась завалинка. Из плетня, расколотых бревен или жердей делался невысокий забор и засыпался землёй, поэтому и завалинка. О ней сейчас напоминают лишь слова песен, так как современные деревянные дома делают, как правило, на более основательном фундаменте.

Глазами дома служат окна. Через них не только проникает свет, но можно посмотреть и наружу. Как уже говорилось выше, окна в основном делали с южной стороны и никогда на север. Стекло на Руси появилось в 10 - 11 веках, долгое время было дорого и доступно лишь князьям да боярам, поэтому поначалу делали в стене лишь небольшие прорези с задвижками - волоковые окна. А по мере появления стёкол и полноценных окон, для них снаружи устраивали ставни, позволявшие закрывать их на ночь. Обеспечивая связь с внешним миром, окна требовали и специальной магической обережной защиты. Кроме ставень, украшенных специальной символической резьбой, защиту призваны были обеспечить наличники, они в данном случае выступают чем-то вроде ресниц. Широко распространены в их узорах и орнаментах Перуновы знаки - шестилистники. Защита бога-громовника способна помочь и от лихого человека, да и сам Перун, увидев свой знак, никогда не ударит в такой дом молнией.

Не меньшей защиты требовала входная дверь, через которую жильцы контактируют с "чужим" пространством. Как уже упоминалось ранее, её устраивали с западной стороны дома. С наружной стороны принято было прибивать подкову, обязательно бывшую в употреблении. Сейчас говорят, что на счастье, в основе же здесь её функция оберега, связанного с Даждьбогом. Широко практикуется до сих пор "закрещивание дверей" вырезанием или мелом, с ежегодным подновлением. Эта традиция уходит в глубокую древность. Особую обережную роль призван выполнять порог, он не только часть двери, но ещё и некий энергетический барьер, отделяющий внутренний мир жилища от внешнего. С ним связано много всевозможных примет и обычаев: на пороге не стоят, через него не разговаривают, либо сами выходите за порог, либо впускайте гостя в комнату, через него не здороваются, ничего не передают, а невесту в дом жених вносит на руках. Для защиты от дурных гостей, от худого глаза и зависти, от порчи и других напастей в порог втыкали острые предметы, как правило, шило, большую иглу или лезвие ножа.

После того как дом в основе своей был готов, защищён оберегами, можно было деревце из дома убрать и приступить к настилке полов. Хотя и в дальнейшем зачастую внутри жилища держали декоративное дерево - символ Древа жизни.

Общая внутренняя планировка была максимально проста и практична. Слева от входной двери, то есть на северной стороне, располагалась печь-кормилица. Справа от входа в дальнем углу было место Красного угла. Рядом с ним размещался стол. К стенам крепились лавки, на них сидели, спали, ставили домашнюю утварь. Имелись также скамейки с ножками, которые можно было свободно передвигать. Лавки в дальнейшем были заменены диванами и креслами, а на смену скамеек пришли стулья.

Государыня Печь, где живёт Огонь, была центром семейного мира. Огонь и согреет, и пищу приготовить поможет, а также является и одним из важнейших оберегов жилища. С древнейших времён огонь очага поддерживали постоянно, спичек-то не было. Эта же традиция нашла продолжение и с появлением печей, огонь лишь подновляли, принося его от купальского костра, зажигаемого трением. Гости, приходя в дом, непременно грели руки у очага, демонстрируя тем самым добрые намерения - огонь не обманешь. Сваха, приходя сватать невесту, также обращалась к печи, призывая огонь себе в помощники. Печи с дымоходом на Руси появились сравнительно недавно, для их изготовление требовалось немалое искусство, поэтому хорошие печники пользовались заслуженным почётом. До этого же на протяжении веков избы в массе своей были курными, то есть дым выходил через дверь, а сами печи располагались в дальнем от входа углу, максимально способствуя обогреву помещения, по той же причине и жерло печи, через которое выходил дым, было обращено к входной двери. С появлением труб, печь переместилась ближе ко входной двери, а её устье зачастую стали делать в обратную сторону, что наиболее свойственно северо-русской традиции.

Красный угол располагается в юго-восточном углу дома. Это главный оберег жилища. Кроме собственно направления в пространстве, связанного с восходом и движением Солнца, с небесным азимутом Ярилы, атрибутами Святого угла служат родовые (родительские) обереги и символы богов и богинь покровителей. Один из самых известных атрибутов Красного угла, традиционно отождествляемого с предками, был дожиночный сноп - Дидух. Его перевязывали лентами, сплетая колосья в виде деда. До появления новогодней ёлки именно Дидух был главным персонажем Святок, неизменным представителем праздничного стола. Православная церковь, взяв вначале в качестве единого бога Ярилу (Хорса), переняла и дорогие в народе домашние традиции Святого угла, постепенно заменяя его символику с помощью икон. Тем не менее и в этом случае главная обережная сила их заключалась не в образах на иконах, а в том, что это были обереги, которыми родители благословляли молодожёнов.

Стол также играл важнейшую роль в доме и являлся объектом особого почитания. Он был неотъемлемой частью жилища, так что при продаже дома переходил непременно новому владельцу. Известны обряды обхода стола, всевозможные приметы, например, не рекомендуется сидеть у его угла. Гостей непременно сначала приглашают к столу. Известны и традиции, согласно которым на столе должен быть всегда хлеб, чтобы обеспечить достаток и благополучие дому.

Во внутреннем убранстве также широко использовались обереги. Громовые и солнечные знаки, образы берегинь, коники и утицы украшали сундуки и скамейки, люльку и прялки, туеса и прочую посуду, одежду и рабочий инструмент. У двери непременно должен был быть веник, также весьма сильный оберег, в косяк втыкали веточку чертополоха или стручок красного жгучего перца. А на подоконниках держали оборону комнатные растения, специальные букеты-обереги из засушенных трав, а также занавески с замысловатыми узорами. Свои обереги применялись и для защиты двора, ворот. Здесь кроме защитных символов использовали, например, горлышки от разбитых горшков на заборе, камень с дыркой, называемый "куриный бог" в курятнике и так далее.

Справный живой дом не мог обойтись и без домового - души дома. Его из старого дома с угощением и уговорами переносили в стоптанном лапте или на лопате, которой сажали в печь хлеб. Устраивался жить он за печкой или в подполе под печью, а когда появились потолки, то мог поселиться и на чердаке у трубы. Домовой хоть дух и своенравный, ворчливый, но в целом заботливый и добрый, к тому же рачительный хозяин.

Вселение в новый дом также наполнено многими смыслами и знаками, частично дожившими до наших дней. Какие бы обережные меры не принимались при строительстве, тем не менее жилище требовалось испытать, поэтому сначала в доме ночевали домашние животные, в первую очередь, кошка. Запуская её, приговаривали, обращаясь к домовому: "Вот тебе, хозяин, мохнатый зверь на богатый двор". После проверки переносили в горшке на хлебной лопате огонь из старого очага и возжигали его в новой печи. Широко были известны обряды доваривания каши, когда она начинала вариться в старой печи, а доваривалась уже в новой, а также обряды освящения жилища хлебом, испеченным на новом месте из принесённого с собой теста в квашне. Завершающим действием, благословляющим новое жильё, служит застолье в честь новоселья с приглашение родственников и соседей. Гости при этом приходили не с пустыми руками, все несли хлеб-соль, чтобы не переводился в доме достаток.

* * *

В современных условиях какие-то элементы традиции вполне могут быть востребованы, особенно это относится к строительству индивидуальных домов. Да и строительным компаниям также не помешает использовать какие-то обряды при закладке многоквартирных домов. И если даже их сотрудники не верят в связанную с ними магию, ритуалы позволят скрасить трудовые будни, наполнить их новым значением, позволят по новому почувствовать значимость профессии строителя, дарящего людям уютные современные семейные гнездышки.

Конечно же дома сегодня существенно отличаются от жилищ наших предков. И если народные строительные традиции можно как-то непосредственно использовать при возведении одноэтажного частного дома, то с квартирами в многоэтажных домах всё куда сложнее. Главный вопрос здесь - как установить связь квартиры с Мировым древом, что сделает жилище живым. Но и тут всё не безнадёжно. Связь с землёй могут обеспечить трубы водоснабжения и отопления, особенно если они металлические, главную роль при этом конечно же выполняет вода. Такое заземление особенно актуально в связи с наличием большого числа всевозможных электрических приборов в современных квартирах. А вот связь квартиры с небом можно достичь не только через балконы и лоджии, но и о вентиляционных каналах не стоит забывать. Они устроены так, что каждая квартира имеет индивидуальные воздуховоды, чистота которых не только обеспечивает приток свежего воздуха, но и гарантия для благодатности энергетических потоков. Таким образом в целом каждая квартира может выступать как бы веткой единого дерева-подъезда.

Существенно изменилась и внутренняя планировка современных жилищ, их общее обустройство. Во-первых, комнат стало несколько. На место печи, занимавшей ранее центральное место, пришли газовые и электрические плиты. Почётное место занял представитель Деда Мороза - холодильник. Телевизор, а во многих домах ещё и компьютер, стали новыми окнами в большой мир. Всё это необходимо учитывать при выстраивании внутреннего жизненного пространства в рамках проверенной веками общей концепции пригодного для жизни жилища. Особого внимания при этом заслуживает обеспечение свободного движения воздушных, а значит и энергетических потоков, размещение мебели. Сведение к минимуму искусственных материалов, правильный подбор комнатных растений и регулярная влажна уборка, защищающая не только от вездесущей пыли, но и снимающая электрические заряды, способны значительно улучшить жизненный тонус помещений.

Обереги в наши дни также совсем не помешают. Здесь вполне подойдут как простые и проверенные веками, такие как чертополох над входной дверью или букет из трав (маковей) на подоконнике, так и имеющиеся в продаже изделия современных мастеров. Хотя делать обереги всё же лучше самим, а если и приобретать, то не у кого попало. При организации Красного угла главное следовать общим принципам его ориентации в пространстве и наличия атрибутов, символизирующих связь с предками и высшими смыслами. Жителям квартир в многоэтажных домах не помешает обережный орнамент для защиты от беспокойных соседей. Особого внимания заслуживают обереги для новых окон в мир - телевизоров и компьютеров. Для компьютеров народ уже что-то подобрал - кактусы рядом ставят. С телевизорами сложнее и потребность выше, нужен обережный фильтр, чтобы только доброе и жизнеутверждающее пропускал в дом.