Носков Юрий

РУССКИЙ ЯЗЫЧЕСКИЙ КРУГ

ГЛАВА 1. КОЛОВРАТ

ДЕДЫ

Бежит, бежит времечко, крутится Коло Сварожье. Вот и пришло время рассказать о следующем языческом боге колеса мироздания - Свароге (Стрые, Стрибоге, Позвизде) и соответствующем ему празднике - Деды (Сварожье, Сварожины).

В начале ноября, согласно природной народной вере, Велес передает бразды правления следующему богу Сварги - Сварогу. Начинается календарный период, известный в народе как Кузьминки, длящийся до солнцеворота на Коляду. Сварог олицетворяет ещё и соответствующий период в жизни мужчины - умудрённую жизненным опытом старость.

Зачастую Сварога отождествляют с другим важнейшим языческим понятием - Сваргой. И это имеет под собой основание, так как он один из восьми богов, которые и образуют Сваргу - божественный небесный круг, а самих богов поэтому называют Сварожичами. Изображается она в виде колеса с восемью спицами. Смысл слова "сварга" легко понять из близкого русскому языку санскрита, где "svar" - это и "небо", и "солнце", и "солнечный свет", а "га", как и в русском языке, "движение". То есть Сварга - это небесное движение или движение солнечного света. Все боги Сварги равновелики и действуют в рамках своей стихии весь год, но у каждого в году есть период, когда он становится главным.

Нет в круге никакой иерархии. Сварог лишь замыкает круг, сковывает его, он трубящий рог неба, порождающий ветер. Он отражает старшую часть года и старшую часть жизненного круга, отсюда и его второе имя Стрибог или Стрый, что значит старый.

Чтобы наглядно показать суть круга богов (Сварги) и роль в этом круге бога Сварога, поставим в соответствие каждому из богов один из цветов: Коляда - красный, Сварожичь - оранжевый, Даждьбог - жёлтый, Ярила - зелёный, Купала - голубой, Перун - синий, Велес - фиолетовый, Сварог - белый или седой, цвет удалённого источника света, когда его цвет невозможно различить. Все восемь цветов, соответствующих богам, это цвета света, в данном случае света языческого круга. А чёрный это не цвет - это отсутсвие света (отсутствие богов), отсутствие духовности.

Перед нашими предками звездное небо в его годовом вращении, представало в виде огромного рога с вершиной в районе Полярной звезды, отсюда и "рог" в имени Сварога.

Имеется у Сварога-Стрибога и мифическая сказочная птица Стратим, самая могучая птица русской мифологии, всем птицам птица. Обитает она посреди моря-океана. Стоит ему встрепенуться, и налетает буря. Он же способен укротить шторм, а на ночь прячет под крыло солнце, чтобы утром вновь подарить его миру. Поутру возвещает о начале нового дня, и по его знаку по всей земле начинают петь петухи.

П. Бутурлин так передает стихию и норов русского повелителя ветров:

СТРИБОГ

Есть черная скала средь моря-океана:

Там Стрибог властвует, и внуков-бегунов

Он шлет оттуда к нам с дождями для лугов,

С грозою, с вьюгами, с покровами тумана...

Тот вторит хохоту Перуна-великана,

А этот голосит тоскливей бедных вдов;

От рева старшего гудит вся глушь лесов,

А песни младшего нежней, чем песнь Баяна...

Но на своей скале в равнине голубой

Горюет старый дед, взирая вдаль сурово:

Могучие уста закованы судьбой...

А лишь дохнул бы он! - летели бы дубравы,

Как в летний день в степи летит сухой ковыль,

И от высоких гор стояла б только пыль.

С точки зрения участия в жизни людей предания доносят до нас, что некогда Сварог подарил людям кузнечные клещи, научил выплавлять медь и железо, ковать оружие и железные плуги. А до этого они пользовались деревянными и каменными орудиями. Сварог, кроме того установил самые первые законы, в частности, велел каждому мужчине иметь только одну жену, а женщине - одного мужа. Время, когда это произошло, зовут Эрой Сварога.

Образ Сварога отождествляется не только с небом вообще, но и с природной стихией ветра. Кто не помнит Пушкинских строк:

Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе...

В образе ветра в наших сказках и дошел до нас Стрибог-Сварог. А в поэтических строках "Слова о полку Игореве" ветры названы Стрибожьими внуками, что веют с моря стрелами на храбрые полки Игоревы.

Природной птицей-вестником Сварога является петух. Он считается вещей птицей, способной противостоять нечистой силе. Другой важной обязанностью голосистого вестника является счёт времени. Н. Заболоцкий так передает нам его образ в своём стихотворении "Петухи поют":

На сараях, на банях, на гумнах

Свежий ветер вздувает верхи.

Изливаются в возгласах трубных

Звездочеты ночей - петухи.

Нет, не бьют эти птицы баклуши,

Начиная торжественный зов!

Я сравнил бы их темные души

С циферблатами древних часов...

Очень образно и с глубоким пониманием русской мифологии отразил обережную суть птицы-охранительницы А.С. Пушкин в "Сказке о золотом петушке":

Петушок с высокой спицы

Стал стеречь его границы.

Чуть опасность где видна,

Верный сторож как со сна

Шевельнется, встрепенется,

К той сторонке обернется

И кричит: "Кири-ку-ку.

Царствуй, лежа на боку!"

Сварогу соответствует праздник - Сварожье (Сварожины, Деды), который приходится на начало ноября. Это, в первую очередь, время встречи родственников. Само время года, когда осенние работы закончены, а зимние ещё не начаты всемерно этому способствует. Праздник этот семейный. Родственники собираются в одном удобном или древнейшем доме. Когда родственники встречаются, то это и повод вспомнить предков, с чем и связано одно из названий праздника - Осенние Деды.

Существует устойчивая вера, что дyши yмеpших могyт невидимо для людей пpилетать и напоминать о себе. Дедов специально пpиглашают пpилететь на это семейное тоpжество. Им заранее топят баню, откладывают часть pитyальной еды.

Центром праздника является совместная трапеза, с поминанием предков и прославлением за чашей с хмельным медом Бога Сварога. С праздником связана также традиция свадебного сговора - просят у Сварога свадебку сковать.

Праздник зачинает календарный период Кузьминок, неизменно связанный каким-то образом с курами. Об этом напоминает многое - и обряды, например, молодёжь могла уворовать курицу и это прощалось. Остались названия сёл, например, Куроедово. Об этом же говорит и название обережного камня с дыркой - куриный бог. Да и у Бабы Яги избушка на курьих ножках. Однако ритуальный смысл этой обрядности пока разгадать полностью не удалось.

Церковные служители русских языческих богов заменяли своими иноземными персонажами, а праздники похожими с другим смысловым наполнением. Так и Сварог-Стрибог в церковной символике заменялся архангелом Михаилом. А праздник стал подменятся Дмитровской (родительской) субботой (26 октября по старому стилю) в день Дмитрия Солунского - в его честь назван Дмитрий Донской. Обоснованием здесь было вроде как отправление поминок по погибшим на Куликовом поле. Этого им показалось мало и на 4 ноября (22 октября по старому стилю) Михаилом Романовым установлен ещё и день Казанской Божьей матери якобы в честь очищения Москвы от поляков.

В храмовом комплексе Московского кремля особое место занимает Архангельский собор, посвящен он архангелу Михаилу или что тоже самое по русски - Сварогу. Это усыпальница рюриковичей. Под куполом храма можно и сейчас увидеть символическое восьмилучевое колесо Сварги.

Сварог, как покровитель ветра, оставил серьёзные следы и в нашей истории в виде ветров перемен. Так в 1612 году поднявшийся против оккупантов во главе с Мининым и Пожарским народ взял Кремль именно 7 ноября, тем самым не дав обрушиться российской государственности. И в 1917 году социалистическая революция породила такой вихрь перемен, что изменила жизнь не только России, но и всего мира.

Присутствует Сварог под именем Стрибог и в пантеоне князя Владимира, описание которого доносят до нас летописи. Можно вспомнить также и Аттилу, объединившего огромную территорию от Урала до Рима. На его флагах также был крест, но не имеющий никакого отношения к христианству. Культ Тэнгри - это культ Неба, который перекликается всё с тем же Сварогом и Сваргой, да, собственно, иначе и не могло быть, ведь истоки коренных народов нашей страны переплетены многократно не только в виде межплеменных (межнациональных) браков, но и на духовно-мировоззренческом уровне. И всегда находились люди, которые не забывали своих корней. Это о них, наверное, писал Н. Гумилев:

В чащах, в болотах огромных,

У оловянной реки,

В срубах мохнатых и темных

Странные есть мужики.

Выйдет такой в бездорожье,

Где разбежался ковыль;

Слушает крики Стрибожьи,

Чуя старинную быль.

Само по себе русское язычество - это система координат, и это не иерархическая система координат. Любое природное и социальное явление, от седой старины до современности, можно описать в этой родной для нашей культуры системе.

* * *

Если говорить о Свароге, то его общинами в настоящее время являются люди, не утратившие способности ща частностями видеть общее. Кроме того, разведчики, они и праздник свой празднуют в это время (5 ноября) совершенно не случайно и, как от ветра, никакие секреты от них не скроются во благо безопасности родной земли и мира в целом. Также без покровительства Властелина ветров не может обойтись ни один моряк. Но самыми важными общинами Сварога, отражающими его стратегический характер, выступают обьединения политиков.

Было время, когда наши родные Боги уснули и некому было выбирать Волхвов, языческий мир временно уступил позиции чужим культам. Но на смену ночи всегда приходит утро, и праздник Сварога достойный повод напомнить о возрождении языческой традиции.

А завершить сказ о Свароге хочется словами из песни Василия Лебедева-Кумача:

Спой нам, ветер, про славу и смелость,

Про ученых, героев, бойцов,

Чтоб сердце загорелось,

Чтоб каждому хотелось

Догнать и перегнать отцов!

Слава Сварогу!