Носков Юрий

РУССКИЙ ЯЗЫЧЕСКИЙ КРУГ

ГЛАВА 1. КОЛОВРАТ

ОВСЕНЬ

Бежит, бежит времечко, крутится Коло Сварожье. Вот и пришло время рассказать о следующем языческом боге колеса мироздания - Велесе Сварожиче (Белуне) и соответствующем ему празднике - Овсене (Таусене, Осенинах, Богаче).

На осеннее равноденствие Перун Громовержец передаёт бразды правления миром следующему языческому богу - Велесу. Летний цикл закончен, урожай собран, пришла пора оценивать результаты.

Осеннее равноденствие открывает календарный период, известный в народе как Покров. Вместе с Велесом в это время вступает в свои права и богиня Макошь, о которой речь пойдёт при описании следующего праздника.

Велес, как и другие боги круга, олицетворяет ещё и соответствующий период в жизни мужчины - когда приходит мудрость осознания действительности. Велес - это бог мудрости и покровитель достатка. Стоит особо отметить, что именно достатка (от слова достаточно), а не богатства.

Имя Велеса чаще всего, и во многом обоснованно, связывают со словами "велеть", "повелевать", "великий". А второе название Бога - Волос, связанное со словами "воля", "владеть", "власть", "волосатый". Но, пожалуй, наиболее точно передает смысл непосредственное прочтение имени "ве" - "лес". Так как смыслоформа "ве" в русских словах означает "знания", отсюда, например, "веда" - дающая знания, то слово "Велес" непосредственно означает "лес знаний", "знающий лес", "вещий лес".

Фольклорная традиция связывает с Велесом птицу филина, именно поэтому он в наших сказках такой мудрый.

Культ Велеса в глубине веков связывается в первую очередь с охотниками-добытчиками, оттуда берёт свое начало и эпитет "волоховатый" и тесная связь с культом медведя - хозяина леса. Шкура медведя была также обязательным атрибутом служителей Велеса.

Медвежья тема в аpхеологии и фольклоpе вообще очень часто связана с именем славянского языческого бога Волоса-Велеса. Hеолитические следы медвежьего кyльта обнаpyжены y с. Волосова, фатьяновского типа pитyальный топоp с головой медведя был найден в центpе гоpода Ростова. Медвежья лапа, носившая название "скотьего бога", вывешивалась вплоть до XX века подмосковными кpестьянами во двоpах для охpаны скота.

В сказочном фольклоре Велес появляется обычно как старичок-лесовичок, к которому герой обращается за советом. А в белорусской традиции Велес более известен под именем Белун. Он также проверяет нравственность и порядочность героев и тех, кто выдерживает испытание, награждает богатством.

Вслед за христианскими летописями, всячески очерняющими Велеса, в литературе закрепился и ещё один "эпитет" Велеса - "скотий" Бог. Исторически это связано с восприятием западными писателями русского язычества по аналогии с тем, что распространён был в Европе. Так в кельтском языке "scot", "scotti" - означает "деньги", "богатство". Отсюда же и древнерусское слово "скотница", что значит "казна". Поэтому собственно не удивительно, что иностранцы, знакомясь с верованиями наших предков, могли вполне Велеса так называть. Другое дело, что современникам, особенно язычникам (то есть тем, кто не только умеет разговаривать, но и понимает смысл слов), нет смысла без необходимости использовать иностранные понятия. К тому же здесь стоит отметить, что отношение наших предков к письменности было весьма скептическим. Русский язык весьма точно это запечатлел, слово "писать" и такое же слово с другим ударением имеют явную связь, хотя и трудно сейчас судить какое из них от какого произошло.

С именем Велеса связаны два широко распространенных русских мужских имени - Владимир и Василий. Русско-славянское имя Владимир - дословно "владеющий миром". Тот же смысл несет в себе и пришедшее от греков (из Византии) имя Василий - "властелин". Так что смысловая связь просматривается здесь очень явно.

Являясь Богом мудрости, Велес в стародавние времена был покровителем охотников и торгового люда, которым и в опасной дороге и при торге приходилось больше полагаться на свой ум и сметку, чем на силу. Отсюда и появилась его обывательская трактовка как Бога богатства.

Так как в годовом круге смены времён года Велес сменяет Перуна, то предания сохранили извечное соперничество этих двух высокочтимых богов. Это соперничество переносилось и на мир людей, если дружинники при заключении договоров клялись Перуном, то торговый люд - своим покровителем - Велесом. Это соперничество не за первенство, а лишь различных видов деятельности, различных взаимодополняющих точек зрения на действительность.

Поэт и дипломат П. Бутурлин, активно развивающий языческую тему, так нам передает образ Велеса:

ВЕЛЕС

Я - Велес, мирный бог. Меж спящих стад дозором

Незримый я хожу, чтоб отвращать недуг

И чары хитрых ведьм, пока дымится луг

И звезды ночь пестрят серебряным узором.

Когда исчезла мгла перед Даждьбожьим взором,

Там рею ветерком, где человека друг,

Спокойный, добрый вол, влачит тяжелый плуг, -

И доблестным его любуюсь я позором.

Иль от коров порой я пастуха маню

Под зыбкий свод ветвей - и тихо запою...

Он думает: над ним листва шумит лесная;

Но песенки мои таинственной мечтой

В душе его звенят, и он поет, не зная...

И вещие слова хранит народ родной.

Очень точно отражена сфера ответственности Велеса и Автором "Слова о полку Игореве". Княжеский поэт, воспевавший Мстислава Тмутараканского и Ярослава Мудрого, назван здесь не только вещим, но и внуком Велеса.

Чи ли въспети было

вещей Бояне, Велесовь внуче...

В круге богов Велес занимает равноправное положение с другими богами, имея свою сферу как духовной так и житейской ответственности, и он не менее светлый бог чем Ярила или Даждьбог, то есть такой же Сварожич. Разница лишь в том, что стихия Велеса - навь, невидимый (неощущаемый чувствами) мир. Этот мир не "тот свет", он здесь, вокруг, но для его восприятия недостаточно наблюдательности, нужны ещё и знания, и понимание. Если же говорить современным научным языком, то Велес ответственен за проявление в нашем феноменальном мире (явь) мира нуменального (нави), непроявленного. Нуменальный мир, тем не менее, так же реален и оказывает серьёзное воздействие на мир явлений. Именно с этими вопросами и связаны различные направления мистики, в том числе и языческой. Примером нави, понятной широкому кругу читателей, могут служить радиоволны, их не видно и запаха у них нет, но люди научились их воспринимать и использовать. Поэтому Велес и сопоставляется с ночью и звездным небом. День - это когда одна из звезд (Солнце) рядом, многие же звёзды видны лишь ночью. Это имеет смысл как в астрономии, так и в жизни. А на звёздном небе у Велеса имеется и свое созвездие - Плеяды, носящие также название Волосынь. Иногда в литературе можно встретить и сопоставление Велеса с месяцем, пасущим звёздные стада.

Если Перуну соответствовали священные дубы, то в центре капища Велеса были священные камни. А самыми священными были те, что упали с неба - метеориты.

Из истории не сохранилось какого-либо изображения Велеса, что по всей видимости связано с его сферой ответственности - невидимым миром. Зато нашёлся человек в наше время, который с гениальной точностью передал суть русского Бога Мудрости. Это Константин Васильев и его картина "Человек с филином". Кто изображён на картине? Может быть сам Велес, а может быть, Волхв, достигший вершин. Можно написать сотни философских трактатов, можно написать тысячи книг и комментарий к ним. А тут одна картина, в которой в спресованной выверенной форме запечатлены мысли о мире и человеке в нём миллионов размышляющих людей на протяжении тысячелетий. Лучшего изображения Велеса трудно себе представить. Родом Константин Васильев из Татарстана, так что вот какие родные родники напоминают нам об истинном наследии Булгарии (Белогории).

На ранней стадии культ Велеса - это в первую очередь охотничий культ. Сама деятельность во многом способствовала приобщению к мудрости и отслеживанию взаимозависимостей безбрежных лесов, а ночи под звёздным небом у костра замыкали земную жизнь с движением небесных светил. Отсюда же и тесная связь служителей Велеса с медведем - хозяином леса. Именно поэтому Велес более известен по всему Русскому Северу, где встречаются и каменные идолы этого божества, и ходят легенды о его святилищах. В Ростове идол его не был повержен до XII в. В Новгороде было большое количество "молебищ" Велесу, одна из улиц города носила название Волосовой, на ней стоял кумир Волосов, а впоследствии воздвигнута была церковь святого Власия. В Переславле-Залесском ещё при царе Василии Шуйском находился "Волосов камень". Во владимирской истории сохранилась память о Волосе в наименовании стоявшего на возвышенности, над рекою Каличкою, Волосова Никольского монастыря. По преданию Николаевский монастырь воздвигнут был на месте уничтоженного языческого капища, посвященного богу Волосу. Есть много сел, гор, валунов, оврагов, рек и озер, связанных с именем Велеса. Есть сёла Власовичи, Волосовичи, Волосово, Велец, река Волхов, озеро Велес и другие.

В Киеве, во времена князя Владимира, кумир Велеса находился на Подоле (так называлась прилегающая к Днепру нижняя часть города, где останавливались ладьи новгородцев, кривичей и где был торг) и пользовался большой популярностью. А когда князь начал эксперименты в 980 году по созданию на базе части языческого пантеона иерархии с Перуном во главе, то Велес туда не попал. И это не удивительно. Если Перун в то время был главным Киевским божеством, то Велес наиболее почитался в Новгороде. И это был спор не только двух богов, но и двух главных городов Руси за главенство. Кроме того настоящие волхвы Велеса - Бога Мудрости, как носители северной лесной традиции, в бредовой иерархической затее участвовать никак не могли. К тому же в то время в Киеве культ Велеса, северный по своему происхождению, настолько выродился, что иногда стал отождествляться с шинкарями и ростовщиками. Очень образно и эмоционально отношение между Горой и Подолом в те времена передаёт Игорь Кобзев в своём сказе "Падение Перуна". Связано это было в первую очередь с наследием Хазарии, после разгрома которой Святославом, её оставшиеся религиозные деятели оказались в зоне притяжения Киева. Это потом Ярослав Мудрый отлавливал их и выселял с Руси. Именно отголоски хазарского влияния с их Ваалом (Белесом) и сформировали в русских сказках такой персонаж как Кощей Бессмертный. Аналогичное хазарское влияние прослеживается и в мордовском язычестве, где был выпячен Чам Пас как главный однобог, а Веле Пас (то же что и русский Велес) был обьявлен его антиподом.

Здесь стоит обратить внимание, что, начиная с Повести временных лет, в литературе о языческой реформе князя Владимира закрепилось утверждение о пантеоне богов из пяти богов и богини Макошь. Забывают, что Велес так и оставался на Подоле - для народа. То есть религиозный пантеон Владимира состоял из семи богов. Это, по всей видимости, было связано с первыми шагами по введению недели и настоящими заказчиками реформы Владимира. Об этом говорит и связь отдельных дней недели с богами, например, четверг с Перуном, пятница - с Макошью.

Интересны и дальнейшие события. Когда через несколько лет князь Владимир ударился в другую крайность - перешёл к внедрению христианства. Он при крещении взял имя Василий. Это в совокупности с именем от рождения в языческой системе координат означает лишь естественное движение от Перуна (покровителя Святослава, отца Владимира) к Велесу, хотя и в иноземной обёртке. С тех пор многие языческие тайны спрятались до поры до времени внутри православия. А в споре между Перуном и Велесом за доминирование в государственном управлении победил Ярила, хотя и заслонённый иноземным богом и чужой атрибутикой.

Но вот служители нового заморского бога начали планомерную борьбу с Велесом, и ему досталось, пожалуй, больше всех русских богов. Это и понятно - кто, как не русский Бог Мудрости, мог стоять на их пути, слишком уважаемый был Бог. Атака шла по трём направлениям. Во-первых, был введён иноземный святой с похожим именем Власий, и на месте капищ Велеса стали появляться храмы Власия. Во-вторых, смещение по времени календаря нарушало естественную природную систему координат. В-третьих, используя соперничество Перуна и Велеса, началось активное совмещение Велеса со Змеем. Со Змеем Русь воюет издревле, в своё время для защиты были даже возведены Змиевы валы. И процесс дискредитации Велеса длился сотни лет.

Тем не менее, до сих пор легенды доносят до нас, что Перун все же побеждает Змея, освобождает Богов и народ от чар змеиных. Но победить он может лишь при поддержке Велеса, который только и может направить секиру Громовержца. А первым шагом для этого, конечно же, является восстановление естественного природного календарного цикла.

День осеннего равноденствия - это начало осени, окончание всех полевых работ, хлебосольный праздник урожая - Овсень. Осень встречают достойно, но без закличек, сама приходит. Период же до этого дня - Бабье лето, оно наступало после осеннего сева, когда выпадал небольшой период отдыха, было что поставить в это время на стол, да и в природе наступало осеннее потепление. После же праздника начинается календарный период, называемый Покров.

День этот (21 сентября) оказался отмечен в нашей истории - именно на это время приходится Куликовская битва 1380 года, которая стала знаковой вехой в становлении Государства Российского.

Иноземная церковь, ведя борьбу против русской веры и русских традиций, не оставила без внимания и Овсень. Существовавшее длительное время (до 1700 года) официальное начало нового года 1 сентября (Семёнов день, Семён летопроводец) сместило на этот день атрибутику нашего праздника, в первую очередь, по самому главному вопросу - окончанию лета.

Овсень - праздник урожая. Поэтому к празднику приурочены и осенние ярмарки, являющиеся наилучшим местом для представления результатов своих трудов, местом, где можно и себя показать, и людей посмотреть. В этот день осуществлялись расчеты. Важным атрибутом праздника был общий сход - братчина - для решения общественных вопросов. После решения насущных вопросов переходили к праздничному угощению, которое готовилось вскладчину - на общий счет. В этот день на улице ставили столы, чаще всего, в форме расположения деревни. Помимо разнообразной еды, на столах размещались рожь, пшеница, овес, ячмень и другие атрибуты урожая.

В фольклорном смысле считается, что на осеннее равноденствие спать отправляются лешие и медведи, так что на Овсень принято их ритуально провожать. Другим важным действием на праздник является добывание волхвами живого огня. Собственно возжигание огня происходит на все восемь праздников Сварожичей, но огонь на каждом из праздников возжигают служители того бога, чей праздник.

Непременными участниками праздника Овсень являются волхвы. Причем, само слово "волхв", в первую очередь, обозначает служителей Велеса и созвучно слову "волоховатый", отражающего традицию волхвов Велеса одеваться в медвежьи шкуры. Для обывателей праздник - это ярмарка и застолье, а для волхвов Велеса - это время ежегодного сбора и решения своих вопросов. К ним в это время могут обратиться за советами и обыватели.

Велес - покровитель достатка. Но это вовсе не означает, что он податель благ и его нужно как-то задобрить, чтобы он деньжат подбросил. Велес - это духовная инстанция над достатком. Он призван оберегать людей от того, чтобы не стать рабом наживы, от того, чтобы деньги не стали смыслом жизни, что особенно актуально для сферы торговли и финансов. Велес же побуждает к осознанной помощи окружающим, попавшим в трудное положние. Особенно ярко это проявляется в околоисламской традиции народов России. Стоит обратить внимание, что исконно в основе исламской традиции лежит культ метеорита Каабы, что в языческой системе координат конечно же соответствует Велесу.

Велес - это понимание, причем на уровне спинного мозга, краткости жизни и мгновенности присутствия человека в этом мире. Такое понимание позволяет людям совершенно по другому относиться как к себе, так и к окружающим.

Тем или иным образом все это находит отражение в нашей родной культуре. Так в Москве о Велесе нам напоминает не только храм Василия Блаженного, но и два мощнейших взаимодополняющих друг друга храмовых комплекса из недавней истории. Один из них это ВДНХ (Выставка достижений народного хозяйства) отражает житейскую суть Велеса - бога достатка. А храмовый комплекс Политехнического музея, с его традицией метафизического поиска, ближе всего духовной сути Велеса.

* * *

Если поставить в соответствие каждому языческому богу определенный цвет, то Велесу будет соответствовать фиолетовый цвет, уходящий в невидимую глазом область ультрафиолета.

В рамках языческой системы координат в наше время общинами Велеса являются ученые сообщества (охотники за знаниями), но не бюрократические заведения, а то, что в науке называется "школой", во главе которой есть основоположник или целая плеяда людей духа.

Также к общинам Велеса можно отнести и объединения людей из государственной безопасности, которым в силу своей деятельности приходится вникать во многие невидимые для обывателей процессы. Причём общинами здесь также являются не государственные структуры, а товарищества по духу. Мудрость Велеса, как покровителя, позволяет в этой непростой работе, с одной стороны, не потерять голову и не свалиться в мир иллюзий, а с другой стороны, не опуститься до примитивного уровня закатывания в асфальт всего непонятного и необычного.

В настоящее время, в третье воскресенье сентября, празднуют свой профессиональный праздник работники лесного хозяйства, что также служит напоминанием нам о древнем празднике Велеса.

Храмами же Велеса в наше время являются, конечно, библиотеки, где вместо деревьев - книжки. Но и у книг есть листочки. Бесспорно, что покровителем сети Internet также является Велес.

Слава Велесу!