Носков Юрий

ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО

ГЛАВА 2. АНАТОМИЯ ГОСУДАРСТВА

2.8. КОНЦЕПЦИЯ ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННОГО ЕДИНСТВА

(БИОРИТМЫ)

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

/Н.А. Некрасов/

Определение важнейших концептуальных понятий государственного устройства чрезвычайно важно, так как эти понятия определяют не только стратегию и тактику, они задают сам образ мыслей людей, из них вытекают важнейшие следствия. Целостная же и взаимоувязанная концепция способна сама быть важнейшим элементом управления, объединяя и синхронизируя деятельность людей даже вне рамок какой-то структуры.

Начиная с февраля 1917 года Россия стала демократической республикой. Понятие "демократическое государство" в переводе на русский язык означает "народное государство". Демократическая форма государства базируется на двух, понятных каждому, основных принципах. Во-первых, власть получает свою легитимность непосредственно от народа, а не от каких-то других субъектов (жреческих центров, элитных клубов, надгосударственных органов). Во-вторых, каждый гражданин демократической страны, в принципе, может занять любой пост в структуре общества и власти. Непосредственно связано с понятием народного (демократического) государства и определение самого государства как совокупности всех граждан страны. И можно с уверенностью утверждать, что только чувство общности граждан, единство власти и народа могут быть настоящей концептуальной основой прочности государства.

Наиболее точно все сказанное выше с точки зрения концепции демократической государственности отражает понятие гражданина (Гражданина России), как с точки зрения прав, так и гражданской ответственности. Развернутое понятие гражданина есть базовая основа гражданского общества. И любой бомж, гражданин России, прав в родной стране должен иметь во много раз больше чем самый богатый инвестор иностранец.

Даже поверхностный взгляд на нашу историю показывает, что демократия (народность) в России может реализоваться лишь в народно-патриотическом виде, примером чему могут быть и традиции Новгородской республики, и феномен Ермака, казачьи традиции и организация их жизни, традиции жизни Севера и Сибири, обостренное чувство человеческого достоинства и взаимовыручка народов Кавказа, выход из смутного времени, положительный опыт работы земств и так далее. Живая природная среда задает естественную природную матрицу, опорная родная коренная традиция создает системную основу для жизни людей. Оба эти явления на практике реализуются в хорошо известном понятии патриотизма. Да и само слово "патриот" в переводе на русский язык означает ни что иное как "земляк".

Практическая реализация концепции общегосударственного единства на протяжении истории Государства Российского неоднократно изменялась. Так на заре государственности во времена князя Святослава в договорах мы встречаем: "а со мною бояре и русь вся". То есть власть не отделялась от остального общества. В православный период единство обеспечивалось концепцией соборности. В романовский период после преодоления западничества была найдена Уваровская формула - самодержавие, православие, народность. Советский период был отмечен демократическим централизмом. На новом историческом этапе России, как демократической федеративной республики с рыночной экономикой, также необходима формула единства, чтобы каждый гражданин страны почувствовал себя частицей единого, родного и сильного общего государственного тела.

Такой общенациональной концепцией может стать КОНЦЕПЦИЯ ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНОГО ДЕЛА. Это концепция сможет объединить как смысл существования государства, так и смысл жизни каждого человека, так как только в рамках определенной культурной среды и социального объединения, через своих потомков продолжается короткая жизнь отдельного человека. Концепция общего дела - это и оборона рубежей от недругов и завистников. Это и преодоление природных и техногенных катаклизмов. Это сохранение и развитие родной культурной и природной среды. Это и участие сообща в мировых делах, науке и спорте. И много чего ещё. Каждый гражданин страны в той или иной степени участвует в общем деле. Из этой концепции вытекает и основополагающее следствие - все, кто возвышается над окружающими в интеллектуальном, социальном и экономическом планах, автоматически получает и дополнительный груз ответственности и обязанностей.

Дело это всегда процесс. И есть много общественно значимых дел, которые носят периодический характер, особенно в пределах года. Это и традиционная подготовка к зиме, успешное её преодоление, это и подготовка школ и родителей к новому учебному году и много много всяких других жизненно важных мелочей. А в предыдущие века ещё и весь цикл сельскохозяйственных и животноводческих работ. Всё это задаёт ритм, стабилизируя общество. Своё отражение базовый ритм находит в годовом круге народных праздников, которые мифологизируют, осмысливают и скрашивают обыденную жизнь. Современные тенденции и увлечения, форма организации государства вносят свой ритм знаковых дат и праздников в году, каким-то образом акцентируя предпочтения. Базовый рит народной глубинной традиции (не путать с праздниками иноземной религии, претендующей на выпас двуногого стада) можно считать аналогом несущей радиосигнала, а цикл государственных праздников текущего исторического периода в чём-то соответствующим модуляции. В любом случае именно этот ритм или ритмы собирают отдельные дела в нечто общее и целостное, создавая тонус общественного бытия.

* * *

С общегосударственной концепцией напрямую связано понятие служения. Служение это в первую очередь образ мыслей и особый путь осмысленной жизни. Можно с уверенностью сказать, что только те наши соотечественники, кто послужил обществу и остаются в памяти народа. Идейной же основой его на протяжении всей истории России был принцип - общественное выше частного.

А служение в свою очередь есть ничто иное как осмысленное участие в общественном управлении и самоуправлении. И вот здесь необходимо обратить внимание на два принципиально разных способа управления - структурном и бесструктурном.

Про структурное управление знают все, оно на виду - вот штатная структура той или иной организации, вот начальники, вот подчиненные, вот функции структуры. Большинство государственных служащих включены именно в этот способ управления. Здесь можно лишь отметить, что людям, которые занимают определенные должности государственной службы, с одной стороны, служить общему делу проще, у них имеются для этого полномочия, зарплата. Но, с другой стороны, и сложнее, так как есть начальники, которые могут лишь формально занимать служебные должности как обычные наёмные работники или вообще служить собственным или групповым интересам. Выбор той или иной формы организации основных структур управления во многом определяет их устойчивость, надежность и эффективность.

Основой бесструктурного управления служат концепции, комплексные идеи. Сами концепции способны непосредственно оказывать влияние на происходящие процессы через их носителей. Появилось даже специальное обозначение для такого типа управления - концептуальная власть, которая объединяет в себе власть самой концепции над умами людей и власть людей, вооруженных такой концепцией. Здесь весьма наглядным примером может служить широко известная фраза Верещагина из фильма "Белое солнце пустыни" - "мне за державу обидно". Здесь само понятие "держава" уже несёт в себе элемент концептуальности, причём концептуальности имперской. А вот обозначенная выше Концепция общего дела может быть формой народной концептуальности республиканской формы государства. Концептуальная власть способна наиболее полно реализоваться при горизонтальным (сетевом) общественным управлением. А характерными современными проявлениями можно считать весь институт представительной власти, незабюрократизированные партии, общественные организации по различным направлениям деятельности, информационные центры, СМИ, редакции некоммерческих сетевых сайтов. Они обеспечивают взаимодействие людей вне рамок их профессиональной деятельности, дают возможность большому числу участников быть причастными к общему целому, в полной мере пользоваться синергетикой высокоорганизованного государственного организма, даже не входя в специальные органы управления, оказывать неявное воздействие на принятие решений. При этом чрезвычайно важно, чтобы они научились слышать друг друга, пусть каждый будет говорить о своем и по своему, но другие должны понимать о чём идёт речь, и это зависит как от тех кто говорит, так и от тех кто слушает.

Для эффективного обустройства государства разумно использовать оба метода управления, да ещё и в согласованном, взаимодополняющем виде. А значит необходимы конкретные предложения по выстраиванию как бесструктурного, так и структурного механизмов организации и самоорганизации. Об этом и пойдёт речь в следующих параграфах.