Носков Юрий

ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО

ГЛАВА 2. АНАТОМИЯ ГОСУДАРСТВА

2.16 СИСТЕМА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (ИММУНИТЕТ)

Дружить мы со всеми рады, но

кто к нам с мечом придёт, тот

от меча и погибнет!

/Александр Невский/

Так как в данной работе под государством понимается целостность из территории, народа и некоторой системы управления, то понятия государственная безопасность, национальная безопасность, общественная безопасность совпадают.

На уровне наглядных сравнений государства с живым организмом обеспечение безопасности будет соответствовать иммунитету. Основой же иммунитета является согласованная работа клеток организма с общим организмоообразующим кодом, способность отличения клеток организма и инородных клеток (в том числе и живущих в симбиозе), наличие развитой системы отслеживания внешних воздействий, адекватная реакция на внешние и внутренние изменения. Такая анатомическая аналогия наглядно показывает абсурдность двойного гражданства как такового.

С глубокой древности известно, что государством могут управлять лишь брахманы (смыслократия по современному) совместно с кшатриями, то есть воинами. Поэтому роль и место в обществе граждан, выбравших делом жизни службу, вполне определенны и вполне достойны. Идейной же основой организации службы в области общественной (национальной) безопасности на протяжении всей истории России был принцип - общественное выше частного.

Защитой государства от внешних силовых воздействий занимается армия, которая в силу своего назначения и статуса призвана оберегать территорию и народ, то есть Родину, а не только действующую власть. Это особенно контрастно проявлялось во время Отечественных войн, так что народностью армии нужно дорожить особо. Стоит также обратить внимание, что многое сложилось в России в том виде, как мы знаем, именно из необходимости защиты страны от внешней агрессии, а также обеспечения соответствующего статуса на международной арене.

Обеспечение внутренней безопасности на начальном этапе становления российской государственности входило, как и оборона, в обязанности княжеской дружины. По мере же роста и усложнения государственного механизма выделилось в самостоятельное направление. За предшествующие века здесь накоплен богатый опыт как положительный, так и отрицательный. Необходимо отметить, что в отличие от армии, призванной защищать территорию и народ, госбезопасность, в силу специфики организации, ориентирована в первую очередь на защиту власти. Весьма развитая и дееспособная система безопасности была в СССР, о КГБ и его возможностях знали во всё мире. Устроена она была очень мудро по принципу 9 обережных колец. Первое управление занималось разведкой, пятое идеологической безопасностью, а девятое охраной первых лиц страны.

Отказ на международном уровне от двуполярного противостояния глобальных систем привёл к открытию России для проникновения структур конкурирующей ранее системы, к существенному ослаблению, а зачастую и вообще ликвидации механизмов блокирования внешнего влияния и управления. В области обороны такая стратегия привела к переходу к наёмной армии, то есть к отказу от базовых идейных принципов защиты Родины всеми возможными способами, позиционирования мужчин в обществе как защитников Отечества. Планомерному разрушению подверглась система КГБ - неоднократное реформирование, раздробление на несколько самостоятельных спецслужб, отказ от принципа построения на основе обережных кругов, отсутствие простых и понятных идейных принципов, сведение смысла службы к получению зарплаты и подчиненности, привело не только к кардинальному падению эффективности, но и во многом к попаданию этого направления безопасности под управление из-за рубежа. По крайней мере введение методологии треугольников и взаимосвязи спецслужб и бизнесструктур во многом говорит именно об этом, кто-то и зачем-то всё это внедряет. Нарушение принципа единства власти и народа на уровне госбезопасности, традиционно оберегающей власть, зачастую приводит к её действиям против представителей собственного народа, не утративших пока чувства реальности. МВД в СССР имело в системе безопасности второстепенное значение, претерпело существенную деградацию вместе со всем обществом, там уже очень трудно найти сейчас Жегловых и Онискиных. Проведённая рефора с переименованием в полицию лишь усугубила ситуацию. При этом общая стратегия по вхождению России на достойных условиях в западный мир полностью провалилась и сейчас встала насущная задача каким-то образом восстановить собственную систему безопасности, не сваливаясь вновь к жёсткому противостоянию на международном уровне.

Россия в настоящее время страна открытая, а значит общие подходы, использованные во времена СССР, нельзя будет задействовать непосредственно. К тому же, если даже восстановить старые принципы обеспечения безопасности, то этого для открытой страны будет мало, необходимы современные и более совершенные подходы с использованием всего лучшего из предшествующего опыта. Выделим пять важнейших составляющих возможной организации системы безопасности, возвращаясь в целом к общему принципу обережных кругов, да ещё с удвоением.

Во-первых, стоило бы восстановить статус армии и вообще мужчины в обществе как защитника Отечества, то есть присягу, как смысловую и юридическую норму, должны принимать все, за исключением совсем больных, особенно на голову. При этом армия может быть в основе своей профессиональной, для большинства же граждан достаточно совсем небольшого срока службы.

Во-вторых, необходимо отметить положительное явление новейшего времени в области борьбы с чрезвычайными ситуациями. В России создано одно из лучших в мире министерств в этой области. Пожалуй было бы полезно лишь подправить немного эмблему службы, поменяв треугольник на пятиконечную звезду, как символ жизни.

Третьим важным направлением выступает всё то, что осталось от системы КГБ. Здесь явно необходимо как можно быстрее отказываться от строительных треугольников и технологии "мёртвая голова" с возвращением к построению по круговому принципу, с консолидацией всех структур, начиная от разведки, в единую службу - ФСБ. Исключением может быть лишь система охраны руководителей государства. Назначение и организация самих управлений может отличаться от принятого ранее и быть более адекватным современным вызовам.

В-четвертых, предлагается существенно усилить потенциал МВД, переведя его в горизонтальную структуру, с введением, также как и в ФСБ, восьми колец-управлений, одно из которых также внешняя разведка, но, соответственно, по сфере деятельности министерства. Интерпол это чужая структура, выполняющая в лучшем случае бутафорские функции, и не может претендовать на эту роль.

Введение двух внутренних структур безопасности, примерно равных по возможностям, позволяет обеспечить систему сдержек и противовесов. При этом контрольное управление одной структуры целесообразно подчинить другой и наоборот, это позволит избежать противостояния спецслужб между собой. При отсутствии партии, которая ранее управляла всем, это может стать надежным принципом управления.

Пятым важным элементом системы безопасности выступает служба охраны первых лиц государства (ФСО сегодня). Она находится как бы внутри трех кругов - армейского, ФСБ и МВД. К этой службе на пушечный выстрел нельзя подпускать людей с религиозной или какой другой психофизической зависимостью, причём не только непосредственно, но и на уровне семей сотрудников.

Внешне управление специальными службами выглядит иерархично, но нельзя забывать и об очень важном горизонтальном уровне, который во времена СССР занимала партия. Именно на этом уровне формируются идеологические принципы службы, без которых люди, призванные рисковать жизнью не могут обойтись, здесь же на горизонтальном уровне находится и житейский (семейный) тыл. Смысловой и психофизической опорой для горизонтального уровня может быть вся система музеев, где хранится память о делах и доблести предков, где определяется что есть хорошо и что плохо. Внедрение же на горизонтальный уровень церквей, для которых святая земля находится где-то за пределами нашей Родины, имеющих иноземную культурносмысловую символику и ритуал, примитивизирующих знания об окружающем мире, приводит не только к потере эффективности системы безопасности, но и практически к её управлению со стороны внешних центров смыслов и глобальных влияний. Всё это ещё предстоит преодолеть.

Какую бы совершенную систему безопасности не изобрести, реализуется она всё равно граданами, составляющими неотъемлемую часть общества. Так что только единство с народом в целом на основе родной системы смыслов, истории, культуры, традиции и взаимоувязанность со всеми другими государственными функциями, политическим и экономическим устройством страны может решить эффективно задачу обеспечения государственной (общественной) безопасности в целом.