Носков Юрий

ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО

ГЛАВА 2. АНАТОМИЯ ГОСУДАРСТВА

22.9 ОБЩЕРОССИЙСКИЙ НАРОДНЫЙ КРУГ

(БИОПОЛЕ)

Высшая нравственность - это жертва

своей личностью в пользу коллектива.

Высшая безнравственность - это когда

коллектив жертвует личностью в пользу

себя самого.

/М.М. Пришвин/

Важнейшей особенностью для устойчивости российской государственности является необходимость идеологического единства власти и народа. Это проявлялось с древнейших времен в виде вечевой демократии, в царский период, когда за идеологию отвечала церковь, в самом принципе устройства церкви (в православии, как известно, церковью является как клир, так и прихожане, в отличие от католиков, где церковью является только клир), в советский период в виде лозунга "народ и партия едины". То есть с точки зрения Европы государство это чиновники, а с точки зрения России государство - все граждане и наша родная земля, это и есть наша Родина.

Каким-то наглядным аналогом существования организационной и смысловой целостности страны может служить образ биополя человека. При этом необходимо понимать, что биополе существует не само по себе, а создается определенными клетками организма, работающими слаженно и участвующими в его формировании непосредственно. Аналогичная ситуация просматривается и применительно к обществу. Греки в своё время ввели два понятия - "политики" и "идиоты". Политиками называли тех, кто участвовал в общественной жизни (создавал и поддерживал социальное поле), а идиотами тех, кому близок был лишь шкурный интерес.

Именно совместная деятельность социально активных людей создает общее организационное поле мира (общества). Если единство государственной власти задаёт структура управления, то единство мира (общества) обеспечивается общим синхронизирующим началом - простой и понятной на интуитивном уровне концепцией. В нашей истории есть примеры как положительного опыта таких концепций так и не очень. Примером подавляющей, тоталитарной концепции может служить принцип государства-семьи, где царь-батюшка, а все остальные подданные и крепостные под надзором церкви-матушки. В сказках этот образ запечатлён в виде "чуда-юда рыбы-кит", известен не только по крепостному праву, но и по коммунам на заре социализма и в виде "семьи" в постсоветский период. Основой построения русского (в широком смысле) мира всегда являлась территориальная, а не родовая, община, отсюда и негативный опыт применения концепции семьи. В качестве положительных концепций можно выделить демократический централизм советского периода, принципы соборности во времена царства, вечевой принцип начального периода государственности. Современной объединяющей концепцией, интегрирующей опыт всех трёх положительных принципов, может стать принцип народного круга. А практической его реализацией общественное движение - Общероссийский народный круг.

Такая организация может выполнить и ещё одну очень важную функцию - кокона для структурированной системы управления (власти). В советский период роль такого кокона системы власти (первичного фильтра) выполняла партия, а внутри неё соответственно была партийная номенклатура. Но при многопартийности партии уже принципиально не смогут выполнять такую функцию, так как кокон может быть лишь один. Попытки внедрить в качестве кокона иноземную религию ничего кроме удивления вообще не может вызвать, в силу примитивности соответствующего её мировоззрения и технологии управления. Общероссийский народный круг может обеспечить идеологическое единство на основе разумного патриотизма в современном, согласованном с обществом виде светского народного государства.

Для выполнения обозначенных задач Общероссийский народный круг должен иметь соответствующие принципы организации. Самым главным из них является индивидуальное членство, только это может обеспечить равенство всех участников организации. Вторым важным условием является отсутствие иерархии, что может быть обеспечено как единым (централизованным) приёмом, так и самоуправлением и координацией работы с участниками. Существенным также является форма финансирования. Общественные организации финансируются либо за счёт членских взносов, либо за счёт спонсоров. Можно использовать оба метода, но при этом полностью открытым должны быть как суммы поступлений средств, так и их расходование. При такой структуре круга первостепенное значение имеет центральный орган, который мог бы состоять из коммуникационно и идеологически активных народных представителей, непосредственно организующих работу. Он может быть структурирован по восьми направлениям смыслов, каждый из которых возглавляет 2 человека (мужчина и женщина). Соответственно руководители направлений образуют Высший совет, председательство в котором осуществляется по очереди (дежурные по стране). Президент может входить в Совет по должности. Роль первичных организаций при этом выполняют конкретные общеполезные дела, за которыми всегда есть конкретный человек-организатор. Небольшой исполком в центре и его представители-координаторы в регионах могут обеспечить выполнение необходимой технической работы.

Таким образом неиерархическая Общественная организация "Общероссийский народный круг" может на практике решить три важнейшие задачи. Во-первых, обеспечить механизм прямого соучастия граждан как в управлении государством, так и разрешения своих насущных проблем на основе общего информационного поля и того, что в нашей культуре называется совестью (дословно "совместная весть"), то есть обеспечить синхронизацию бесструктурного управления. Во-вторых, такая организация может стать общим коконом и начальным фильтром как для существования структурированной системы управления, так и особенно её формирования. В-третьих, обеспечить целостность президентского управления, то есть реализовать механизм представления интересов всех активных граждан, а не только тех, кто за действующего президента голосовал.