Носков Юрий

РУССКИЙ ЯЗЫЧЕСКИЙ КРУГ

ГЛАВА 1. КОЛОВРАТ

КУПАЛА

Бежит, бежит времечко, крутится Коло Сварожье. Вот и пришло время рассказать о следующем языческом боге колеса мироздания - Купале (Вышне) и соответствующем ему празднике - Купале.

21 июня дневное светило достигает наивысшего проявления своих созидательных сил. Этот последний день весны носит название Духова дня, так как в это время природные духи имеют самую большую силу. Ночь с 21 на 22 июня самая короткая в году. День 22 июня, получивший название Купалы, отражает астрономические закономерности движением Земли и Солнца, обуславливающих в конечном счете смену времён года. С этого дня на Руси по исконной традиции начинается лето. Связан он со многими поверьями, ритуалами и является одним из основных летних дошедших до нас с древнейших времён. С точки зрения символического круга жизни человека праздник Купалы отождествляется со свадьбой, с созданием новой семьи, зачатием детей.

Само слово "купала" является однокоренным с целым рядом слов: "купол" - в данном случае вершина (купол) года, "купаться" - одно из основных ритуальных действий праздника, "купно" - то есть совместно, праздник является коллективным действом единения людей и природы. Так что само название праздника определяет этимологическую связь этих совершенно разных понятий.

С астрономической точки зрения Купале соответствует Солнце, но если Даждьбогу соответствует Солнце как источник света, Яриле как источник оплодотворяющей жизненной энергии и как диск на небе, то Купала олицетворяется с напоённой солнцем живой водой, как дождевой, так и особенно росой. Купала как бог в русской языческой традиции выделен слабо, может быть потому, что на время отправился погостить в Грецию, где широко известен под именем Аполлона - одного из гиперборейских богов. Именно его мы можем видеть на фронтоне Большого театра, а четвёрка коней его колесницы это ничто иное как времена года.

С Купалой связано животное - дикий тур, огромный, могучий бык. К сожалению, в дикой природе последний тур был убит ещё в 1627 году, а до наших времён дожили лишь прирученные потомки туров - домашние быки и коровы. Туры отличались от них размерами: бык достигал в холке почти двух метров. Туры были чёрными, с белым "ремнём", полосой вдоль хребта, а коровы - "турицы" - гнедыми (темно-рыжими с чёрными хвостами). Тур был более агрессивным чем домашний бык. Хищные звери против него были бессильны, а у людей охота на тура считалась подвигом. А турьи рога служили священным ритуальным сосудом.

Иванов день - праздник воды и огня, день летнего солнцеворота, когда Солнечное Колесо, достигнув высшей точки на небе, начинает "обратный путь". В это время Ярило выполнил свою миссию, брошенное в землю зерно проросло, дало всходы, и он передает бразды правления миром следующему богу - Купале, в обязанности которого входит напоить живительными соками природную стихию, заряженную ярой энергией солнца. Кроме того, в этот день богиня Леля, выступающая во время праздника Купалы в образе Костромы, также передает власть следующей богине - Ладе, присутствующей на празднике в образе Купавы.

С праздником Купалы связана мифическая птица - Жар-птица наших сказок, прообразом которой стала птица реальная - журавль. Журавлиные танцы зрелище поистине сказочное и очень близки по смыслу купальскому празднику. Связь журавля и жар-птицы просматривается в том, что журавли прилетали кормиться на поля на вечерней и утренней заре. В лучах всходящего или заходящего солнца их оперение сияет.

Летнее солнцестояние - время наивысшего развития творческих сил природы. Наверное, именно поэтому Купала является покровителем поэтов, певцов и всяких прочих артистов. При этом нужно понимать, что язычество - это не религия, а природное мировоззрение, способ организации жизни людей в ладу между собой и в согласии с природой.

Поэты и песенники не оставили, конечно же, Купалу без своего внимания. Сергей Есенин, например, так вообще считал себя внуком купальской ночи:

Матушка в Купальницу по лесу ходила,

Босая, с подтыками, по росе бродила.

Травы ворожбиные ноги ей кололи,

Плакала родимая в купырях от боли.

Не дознамо печени судорга схватила,

Охнула кормилица, тут и породила.

Родился я с песнями в травном одеяле.

Зори меня вешние в радугу свивали.

Вырос я до зрелости, внук купальской ночи,

Сутемень колдовная счастье мне пророчит...

Широко представлена купальская символика и в рукоделии.

С Купалой связано исконно русское имя - Ваня, связь эта настолько тесная, что "русский" и Ваня стали даже в некотором смысле синонимами.

С Купалой связаны не только традиции, стихи и песни. Так, например, в Московском Кремле имеется колокольня Ивана Великого, построенная в 1505 - 1508 годах (надстроена в 1600), причем в те времена это было самое высокое сооружение Москвы, и выше никому не дозволялось что-либо строить.

Иноземная церковь на протяжении веков вела активную борьбу с весёлым русально-купальским праздничным циклом. Кроме подмены понятий был введен специальный, неизвестный грекам, петровский пост, который накрывал собою (в зависимости от пасхи) дни от конца мая до 28 июня включительно. Даже митрополит-грек Георгий (1061 - 1073) недоумевал по поводу этого нововведения. Однако народные праздники были столько значительны, что церковникам не удалось их истребить полностью и поныне.

Сроки ритуальных праздников ранее должны были сообщать волхвы. Отголоски этого обстоятельства слышны в курьёзном московском обычае XVI - XVII веков. На Коляду перед царём представал звонарный староста как блюститель часобития (звона часов), бил челом и докладывал: "Отселе возврат Солнцу с зимы на лето, день прибывает, а ночь умаляется". Царь жаловал за эту радостную весть старосту деньгами - выдавалось 24 серебряных рубля, по числу часов в сутках. На летний солнцеворот тот же самый докладчик приносил весть: "Отселе возврат Солнцу с лета на зиму, день умаляется, а ночь прибывает". За эту прискорбную весть его немедленно запирали по указу царя в тёмную палатку на Ивановской колокольне, надо думать, что не менее как на 24 часа, тоже по числу часов в сутках.

С летним солнцестоянием связан целый праздничный цикл. Период перед Купалой называется Русалиями. В это время русалки выходят из воды и прячутся на деревьях. Ауканьем и смехом зазывают они к себе путников, которых могут защекотать, но сначала, в виде своеобразного испытания, загадывают им загадки. А.С. Пушкин в драме "Русалка" так описывает их появление:

Веселою толпою

С глубокого дна

Мы ночью всплываем,

Нас греет луна.

Любо нам порой ночною

Дно речное покидать,

Любо вольною главою

Высь речную разрезать,

Подавать друг дружке голос,

Воздух звонкий раздражать,

И зеленый, влажный волос

В нем сушить и отряхать.

Чтобы русалки не сильно хулиганили, в лесу, на перекрестках дорог, у воды им принято оставлять угощения - мед, хлеб. У южных славян в этот период русалий специально приглашали на поля для хорошего урожая. Связано это с тем, что русалки водные духи, а значит и способны напоить поля живительной влагой, взять под своё покровительство. Это делали дружины русальцев. Во время языческих ритуальных игрищ женщины перед танцем снимали браслеты и плясали "спустя рукава", как бы превращаясь в русалок, размахивающих крыльями-рукавами. Это был танец плодородия, описание которого сохранилось, например, в сказке о царевне-лягушке.

Вообще-то, сейчас русалки сильно не буйствуют, просто пощекочут да выкупают, а вот во времена Пушкина, как он сам описывает, жуть как лютовали, чуть что не так - на дно волокли.

Из сказок мы также знаем, что иногда русалки обращаются в несравненной красоты женщин, при этом их магические знания сохраняются. В сказке, Иван Царевич, наблюдая из-за дерева купание девиц, что прилетели лебедками, созерцает именно игрище русалий.

Есть русалки у нас сейчас, и не сказочные, а самые что ни на есть всамделишные - сборная России по синхронному плаванию. И нет им в мире равных, да иначе и быть не могло.

От русалий передается женская красота и жизненная сила. По этой причине женщины носили изображения русалий в образе птиц с женскими головками на серьгах и браслетах.

За два дня до Купалы русалок было принято провожать, речных чаровниц изгоняли всем миром. Проводы русалок происходили ночью при свете луны или костров. Бойкие девушки, изображая русалок, появлялись в одних рубашках, с распущенными волосами, с венками на голове. Они, как и русалки, в этот последний день всячески шкодничали, так что русалки принимали их за своих. С шумом и обливанием водой девушек-русалок изгоняли из деревни, а вместе с ними выходят и настоящие русалки. В дальнейшем девушки должны были пробраться к себе домой так, чтобы их никто не видел, иначе их обязаны выгнать снова. Если же этого не сделать, то и действительные русалки вернутся и начнут играть-хулиганить с новой силой.

Проводы русалок соответствуют завершению календарного периода их покровительницы Лели. Основным действом, приуроченным к этому, являются "купание Костpомы", что символизирует переход Костромы из состояния огненного костра в костер зеленый. При этом изготавливается чучело Костромы, одна команда защищает его, а другая пытается отобрать. Затем его топят в реке или разрывают на части и разбрасывают по полю. Иногда в роли Костромы выступает девушка, вокруг которой разворачивается действо, на части её может и не разорвут, но выкупают обязательно. Заканчивается и календарный период Ярилы. Его также провожают до следующего года. Для этого избирают бойкого старика, одевают его в рубище и вручают ему небольшой гроб с куклою, которая изображает Ярилу, её нарочито делают с огромным детородным удом. Над стариком всячески подшучивают, угощают, забавляются, как над представителем Ярила. Затем отправлялись за пределы селения. Старик несёт гроб, а вокруг него идут женщины, причитают и всячески выражают скорбь и отчаянье. В поле куклу с плачем хоронят и тотчас же начинаются игры и пляски, напоминавшие языческую тризну.

Период русалий завершается праздником Купалы, общий настрой которого очень точно отразил любимец речных жительниц Сергей Есенин:

За рекой горят огни,

Погорают мох и пни.

Ой, купало, ой, купало,

Погорают мохом пни.

Плачет леший у сосны -

Жалко летошней весны.

Ой, купало, ой, купало,

Жалко летошней весны.

А у наших у ворот

Пляшет девок корогод.

Ой, купало, ой, купало,

Пляшет девок корогод.

Кому горе, кому грех,

А нам радость, а нам смех.

Ой, купало, ой, купало,

А нам радость, а нам смех.

Главная роль в праздновании Ивана Купалы отводится двум традиционным обрядам, проводимым обычно возле реки или озера. Во-первых, возжиганию ритуальных костров, которые, по старинным представлениям, предохраняют человека и его хозяйство от всяческого зла. Во-вторых, обливанию и купанию в воде. Сам праздник перед рассветом завершается всеобщим купанием, чтоб снять с себя злые немощи и болезни. И вообще в этот день никто не должен остаться не облитым водой, данная традиция вполне применима и в современных, зачастую городских условиях жизни, вдали от природы.

Высшее значение этого праздника в годовом круге проявляется в обычае зажигать за день до Купалы огонь. Добывание "живого огня" производится трением, доверяется это лишь наиболее уважаемым дедам. Затем он разносится по домам, а также от него зажигаются купальские костры.

Основной смысл этого ритуального действия связан с защитой от темных сил и всякой нечисти, которая, по народным верованиям, особенно опасна в это время. Так что на Купалу спиртное категорически запрещено. Из истории мы помним, что и Наполеон, и Гитлер нападали на нашу страну именно в это время. По этой же причине в купальскую ночь не полагается спать, чтобы не проглядеть опасность. Здесь также стоит напомнить, что Парад Победы в 1945 году проходил именно на Купалу. И это было сделано осознанно, как знак того, что руководство страны вспомнило родных богов, их символы. Знали бы дату праздника раньше, то не было бы такого начала войны, да и вообще той войны могло не быть.

В купальскую ночь в лесу шалит Леший - пугает и заводит в чащобу. Именины Водяных также приходятся именно на Иванов день, посему стремятся они затащить человека в воду, чтобы не мешали им отмечать торжество и не мутили воду.

Неизменным атрибутом купальского празднества является скатывание горящих колес, символизирующих солнце. При этом колесо обмазывают дёгтем, yвивают соломенными жгyтами и, запалив соломy, спyскают гоpящее колесо-солнце с гоpы в pекy.

Основное же действие праздника разворачивается у купальских костров. Возле них устраиваются хороводы и весёлые молодежные игры. А кульминацией игр являются прыжки парами через костёр, которые служат одновременно испытанием ловкости и испытанием судьбы, гаданием: высокий прыжок символизирует удачу в замыслах. Те, кто вместе прыгнул через костер, не расцепив рук, оказываются соединенными огнем, да ещё и под покровительством богов, природных стихий. С этим не в коем случае нельзя шутить, это очень сильная клятва, это не роспись в загсе и не церковное обрызгивание, при нарушении клятвы все стихии будут мстить нарушителю.

Кроме того, с купальной ночью связан не менее романтический обряд опускания в речные воды венков с зажжёнными свечами или лучиной. Венки плетут из Ивана-да-Марьи или купального цветка. Если венок потонет сразу - суженый разлюбит. У кого венок заплывет дальше всех - будет счастливее всех, а у кого лучина или свеча дольше всего горит - проживет самую долгую жизнь.

Купальская ночь - ночь чудес. Кто в них верит - обязательно встретится с чудом, как Александр Блок, например:

ИВАНОВА НОЧЬ

Мы выйдем в сад с тобою, скромной,

И будем странствовать одни.

Ты будешь за травою темной

Искать купальские огни.

Я буду ждать с глубокой верой

Чудес, желаемых тобой:

Пусть вспыхнет папоротник серый

Под встрепенувшейся рукой.

Ночь полыхнет зеленым светом, -

Ведь с нею вместе вспыхнешь ты,

Упоена в волшебстве этом

Двойной отравой красоты!

В народе верят, что в эту ночь деревья и животные разговаривают, травы наполняются особой живительной силой, поэтому знахари торопятся собрать их. В это время цветут редкие загадочные травы: лютый корень, любисток-трава, перелет-трава, разрыв-трава, и т.д. В. Солоухину приходилось по всей видимости их искать:

В Иванов день набраться духу

И в лес идти в полночный час,

Где будет филин глухо ухать,

Где от его зеленых глаз

Похолодеют руки - ноги...

Начнет кружиться голова.

И будет в тихий час урочный

Цвести огнем разрыв-трава.

Знатоки сказывают также, что в ночь на Ивана Купалу цветёт папоротник. Его фантастический цветок является метафорой молнии. На Руси его зовут Свети-цвет или Жар-цвет. Бутон Жар-цвета разрывается с треском и распускается золотым и красным пламенем, притом столь ярким, что глаза не могут вынести его чудного блеска.

Человек, которому удалось раздобыть этот цветок, приобретает магические знания и умения: он будет счастлив всю жизнь, научится понимать язык животных, птиц, растений, а из разговоров растений узнает, какая трава от какой болезни помогает. Ему откроются спрятанные в земле сокровища и клады, он приобретёт способность становиться невидимым, над ним не будет иметь власти нечистая сила, но всё это возможно, если помыслы его чисты.

Если Купала - покровитель поэтов, певцов и прочей художественной самодеятельности, то Кострома, календарный период которой завершается, - помощница целителей и лекарей. Вся сила вершины года, вся концентрация живительной силы родной природы в их арсенале. С этого времени вступает в свои права Лада, природная сила переносится в завязывание новых плодов, а у людей в создание новых семей и продолжение рода.

В ночь на Купалу обычай предписывает также не спать, караулить рассвет, чтобы увидеть, как солнце "играет".

На Купалу рано Солнце играло,

Рано Солнце играло на добрые годы,

На добрые годы - на теплые росы,

На теплые росы - на хлеба-урожаи.

В несколько преобразованном виде встреча рассвета широко распространена и сейчас. На это время приходятся выпускные балы в школе, которые являются хорошим продолжением древней традиции с современным смысловым наполнением.

После Купалы начинаются Зелёные святки, точно так же как после Коляды - зимние. Хотя день солнцеворота уже пройден, но днём наивысшего жара солнца считается 29 июня, и приметы на этот день позволяют судить об исходе урожая. Очень важно, чтобы жар уменьшился и не пожёг урожай.

Сакральный, ритуальный смысл Зелёных святок пока разгадать не удалось, но какие-то элементы празнеств известны. На бытовом уровне в фольклоре сохранились обряды проводов Ярилы и Лели, боги эти настолько почитаемы в народе, что действо в их честь продолжаются и после праздника Купалы. Расставание с Лелей известно как "купание Костpомы", что символизирует переход Костромы из состояния огненного костра в костер зеленый. При этом изготавливается чучело Костромы, одна команда защищает его, а другая пытается отобрать. Затем его топят в реке или разрывают на части и разбрасывают по полю. Иногда в роли Костромы выступает девушка, вокруг которой разворачивается действо, на части её может и не разорвут, но выкупают обязательно. Ярилу также провожают до следующего года. Для этого избирают бойкого старика, одевают его в рубище и вручают ему небольшой гроб с куклою, которая изображает Ярилу. Над стариком всячески подшучивают, угощают, забавляются, как над представителем Ярилы. Затем отправлются за пределы селения. Старик несёт гроб, а вокруг него идут женщины, причитают и всячески выражают скорбь и отчаянье. В поле куклу с плачем хоронят и тотчас же начинаются игры и пляски, напоминавшие языческую тризну.

Как правило, после 29 июня прекращались весенние песни и хороводы, начинался сенокос и страда. Начинается отсчет времени поспевания урожая, его уборки, заготовки продуктов на зиму.

* * *

В наше время Дома культуры, в некотором смысле, являются храмами Купалы. Творческие же коллективы, если они, конечно, помнят о солнцестоянии и умеют возжигать живой огонь в этот день, являются общинами Купалы. А широко известный в творческой среде Грушинский фестиваль служит характерным примером духовно-творческой составляющей купальских традиций.

Впередсмотрящие разных народов, говоря о России, в один голос утверждают, что эра Водолея - это эра расцвета России. Мы с удовольствием к ним присоединимся, добавим лишь, что по-русски Водолей - это Купала. Его эра и начинается, сменяя эру Ярилы.

Введение официального праздника на летний солнцеворот, например, в виде Дня молодёжи, может стать официальным шагом ее начала. Молодежь - это будущее, если будут песни и вера в чудо, то и будущее станет соответствующим.

А в индивидуальном порядке, всякий, кто уловил смысл праздника Купалы, рано или поздно, хотя бы раз окажется у купальского костра, и у него будет шанс попытать счастье - найти огненный цветок папоротника.

Слава Купале!