Носков Юрий

РУССКИЙ ЯЗЫЧЕСКИЙ КРУГ

ГЛАВА 1. КОЛОВРАТ

РАДОНИЦА

Бежит, бежит времечко, продвигается Земля Матушка по своему извечному кругу вокруг Друга Милого - Красно Солнышка, подставляя под его живительные лучи то один свой бочок, то другой. Вот и пришло время рассказать о следующей языческой Богине - Живе (Радонице, Вьюнице) и соответствующем ей празднике - Радонице.

Богиня Жива вместе с Даждьбогом покровительствуют календарному периоду от весеннего равноденствия до Юрьева дня, делящего весну пополам. Период этот получил в народе название - Радоница.

Богиня Жива - богиня хранительница, оберегающая человека на протяжении всей жизни. А применительно к календарному периоду (периоду жизни) отражает радость наступающей Весны и, вообще, начало нового жизненного цикла, отсюда и её название. Живе (Радонице) по смыслу более всего соответствует женское имя Надежда.

В народных преданиях и поверьях с культом богини Живы неизменно связывают птицу кукушку.

Как и все, что связано с русскими языческими богами и богинями, период, соответствующий Радонице, имеет своё житейское наполнение.

С одной стороны, это символ женской юности и всего того, что связано с этим периодом жизни, периода, когда весна уже растопила снега детства, но еще не вступила в свои права живительная ее ярь.

Период Радоницы отмечен действом с названием Вьюнец, принадлежащим к незапамятным старым русским обрядам. Стоглав так упоминает о нём: "И на Радуницу Вьюнец и всяко в них бесование". Согласно этого обряда молодёжь ходит по улице - "с вьюнитством", с пением обрядных песен в честь новобрачных. Подходя к дому, поют песни. Молодые угощают взрослых вином, а детей оделяют деньгами.

Но наиболее известно это время года в связи с другой традицией - культом поминания предков. С памятью об ушедших в языческом календаре связана не только Радоница, но и еще один праздник - Деды. И если последний проводится в домашних условиях со сбором родственников, то Радоница связана с посещением погостов, обустройством их. В этот период духи предков (навьи) посещают землю, собственно погост поэтому так и называется.

Известен обычай, весьма древнего происхождения. Накануне Навьего дня, с вечера, или же рано утром на погосте разводится костёр. Этот обряд называется "греть покойников". Все это явные отголоски древних капищь, а возможно и напоминание о периоде древнего трупосожжения.

В Навий день на Радуницу обращаются к умершим предкам с просьбами о покровительстве семье и дому. Молодые испрашивают у них благословение на союз и любовь.

В эту пору люди идут на кладбище к могилам своих близких - приводят их в порядок, затем устраивают поминальный обед. На могилке или на столике рядом с нею расстилают скатерть и раскладывают принесенную еду и напитки. Традиционное поминальное кушанье - кутья. Отведав кутью, пьют водку и вино, не чокаясь, вспоминая теплыми словами умершего. Поминальную стопку водки выливают на могилу или оставляют на ней. Уходя, кладут на могилах пироги, чищенные яйца, чтобы могли угоститься души умерших, слетевшиеся незримо или в облике птиц.

Крашеные яйца (писанки) являются неизменным атрибутом всего периода Радоницы. В Киевской Руси кроме того известны глиняные писанки. Церковники присвоили эту традицию себе и связали её с пасхой. В действительности традиция уходит в самые дальние глубины этнической истории славян и ариев в целом. Птицы считаются в язычестве-родноверии вестниками предков, в облике которых они могут появиться на земле. Отсюда и такое отношение к яйцу как символу жизни. Археологи находят писанки в древних курганах, в наших музейных этнографических коллекциях хранятся тысячи таких артефактов, являющихся, пожалуй, самым массовым наследием языческих представлений. Они донесли до нас свидетельство о древнейших космологических представлениях наших предков.

Широко известна древняя игра, дожившая до наших дней, - катание яиц (писанок). На ровной площадке устанавливается наклонно жёлоб из коры дерева. По нему играющие пускают яйца. Цель игры - попасть в яйца внизу. Если игрок попадает, то забирает и свое яйцо и то, в которое попал. Раскраска и роспись при этом позволяет узнать свои писанки.

Церковь на протяжении веков боролась с народными традициями, не прошла она и мимо этого праздника, сместив его по времени и заменив на Родительскую субботу. А на его месте оказалась блуждающая иноземная пасха. Но, что бы они не делали, как бы не запрещали, народ все равно идет в это время к родным могилам, оставляет там поминальную еду.

Красиво и образно праздник Радоницы отразил поэт и дипломат П.Д. Бутурлин в одном из своих стихотворений:

НАВИЙ ДЕНЬ - РАДУНИЦА

Ярило кликнул клич, - и зерна под землей

Проснулись, и поля ковром зазеленели.

К касаткам в дивный край, где зреет рожь зимой,

Донесся вешний зов, - касатки прилетели!

Промчался дальше он! И в этой мгле седой,

Где в вечном холоде чудовищной метели

Тоскует мертвый люд по горести земной,

Он резко прозвенел, как ночью звук свирели...

И стала от него Морена вдруг без сил,

И вихорь душ к земле и к жизни улетает,

Назад к земле, где смерть Ярило победил,

К земле, где в Навий день народ среди могил

С радушной песнею покойников встречает

От золотой зари до золотых светил.

Можно также отметить, что поминки, мероприятие, казалось бы, сугубо печальное, даже теперь часто заканчаются веселым и шумным застольем, где о покойном вспоминают что-нибудь озорное.

В сказаниях многих народов, которые сейчас мы называем единым именем - русские, упомянут мост в языческий рай, чудесный мост, пройти по которому способны лишь души добрых, мужественных и справедливых. Мост этот мы видим на небе в ясные ночи и зовём его теперь Млечным Путем. Самые праведные люди без помех попадают по нему прямо в светлый ирий. И бывает иногда просто необходимо остановиться, поднять взор к небу и увидеть, как пращуры взирают на дела людские.

* * *

Великие культуры никогда не занимаются выкорчевыванием того, что было прежде. Великие культуры вырастают из могучих корней.

В наши дни, продолжая древнюю традицию, богиня Жива отвечает за духовную преемственность поколений. За то, чтобы дети не забывали дела своих предков, а народ своих вековых традиций. И молодежи, вступающей в жизнь, быть в этом помощниками богини, особенно девчонкам, которые взрослеют раньше.