|
Носков Юрий
РУССКИЙ ЯЗЫЧЕСКИЙ КРУГ
ГЛАВА 4. РУССКАЯ ПРАВДА
ПРАВДА - ПУТЕВОДНЫЙ КОМПАС РУСИ
Ho случaeтся вдpyгЧyвствa светлые в кpyг,Boпpeки всем нeвзгoдaм и бeдaм,Собираются все,Кaк свет солнца в poсe,Как семья в стapину за oбeдoм.../Николай Зиновьев/Во все времена и у всех народов существовал набор нравственных и моральных норм, позволяющий человеческому сообществу не только выжить, но иметь и высокий смысл, и духовность. Зачастую такие нормы существуют на подсознательном уровне и уровне традиции, когда большинство внятно даже и не сможет объяснить почему, но точно знает, что есть хорошо и что плохо, в том числе и когда такие запреты нарушаются. В целом, большинство таких норм для различных народов примерно одинаковы, хотя, конечно же, имеются свои особенности и отличия. Но, кроме самих норм и правил, существует еще культурная и мировоззренческая среда, в которой, как в системе координат, эти нормы и правила существуют. И вот тут отличия зачастую весьма существенны, накладывают они отпечаток и на сами нормы. Все это в полной мере применимо и к русскому миру. Ротор традиции собирает и фокусирует дух отдельных людей в единый дух народа. Эти духовно-мировоззренческие нормы и правила в нашей родной системе координат получили название Русской правды. Сложились они в глубине веков и в закодированном виде культуры дошли до наших дней. Родилась Русская правда в языческой многокрасочной системе координат, и каждый из богов внес в нее свою составляющую. Коляда дал для нее основу. Сварожич зажег в ней огонь. Даждьбог доносит ее свет до людей. Ярила восстанавливает правду среди людей. Купала насыщает правду жизненной силой. Перун защищает ее от недругов. Велес наполняет ее мудростью. Сварог скрепляет ее в единый образ и разносит по ветру. И богини потрудились в украшении ее жизненным уютом, теплом, лаской и заботой. Так что когда мы в оборотах речи используем слово "бог", то нужно еще и понимать, о каком из богов идет речь. Русская правда - это не какой-то примитивный набор правил, сочиненный какими-либо пророками. Русская правда - это коллективное творение народа, запечатленное в обыденном языке, в пословицах и поговорках, сказках и песнях, преданиях и былинах. Среди всего творческого наследия выдерживают испытание временем именно произведения, несущие этот самый духовный смысл. Здесь также необходимо отметить, что сила, глубина и многокрасочность русского языка во многом обусловлена тем, что он впитал в себя строи и лады многих окружающих языков. Таково одно из его свойств - впитывать в себя элементы других наречий, оставаясь самим собой. И каждый представитель коренных народов нашей цивилизации, для кого русский язык является языком межнационального общения, прислушавшись, обязательно обнаружит в нем вклад и своей национальной самобытности. После того как М.В. Ломоносов своими произведениями по языковедению привел русскую письменность в соответствие с живым русским языком, появилась русская художественная литература и Русская правда получила простор для самовыражения также на страницах книг и журналов. Конечно же духовные и житейские нормы и правила существуют там не в виде примитивных инструкций для биороботов. Талантливых произведений пишется много, но лишь те из них, где есть это внутреннее ядро, проходят испытание временем и становятся классикой. Именно в таких произведениях, а также поговорках и оборотах речи, собирается генетическая память народа. И это не застывшая масса, это живой целостный организм, постоянно растущий, изменяющийся, адаптирующийся к новой действительности. И никакая цензура не властна над ним. И никто, ни правители, ни назначенные ими писатели, ни шайки жрецов-чревовещателей, не способны приватизировать права на Правду. У каждого имеется лишь возможность сделать свой вклад в нее. И то, будет такой вклад принят или нет, решит время. В нашей родной традиции Правде противостоит вовсе не ложь, а кривда. Это понятие гораздо более точно передает суть социальных явлений, когда с помощью подмены понятий, отвода глаз и прочих ухищрений искривляется действительность. Иноземные сектанты даже придумали специальную методологию (каббалу), для того чтобы дурачить народ. Иногда и российские правители, для своей выгоды, прибегали к их услугам для закабаления собственного народа. Существует легенда, что в стародавние времена кривда одолела правду и она вынуждена была перебраться на небо, что очень точно передает православный подход к Правде. Вот как очень образно К. Бальмонт (1896) передает это в своем стихотворении: ПРАВДА
А правда пошла по поднебесью.(Из Голубиной книги)
Кривда с Правдою сходилась,Кривда в споре верх взяла.Правда в солнце превратилась,В мире чистый свет зажгла.
Удалилась к поднебесью,Бросив Кривду на земле,Светит лугу, перелесью,Жизнь рождает в мертвой мгле.
С той поры до дней текущихТолько Правдой и живаМеж цветов и трав цветущихЖизни грусть - плакун-трава.
С той поры на синем море,Там, где вал непобедим,Правды, ждет с огнем во взореПтица мощная Стратим.
И когда она протянетДва могучие крыла,Солнце встанет, море грянет:"Правда, Правда в мир пришла!"Всё говорит о том, что пришло время Правде спуститься из поднебесья в мир людей. Можно попытаться обобщить важнейшие элементы Русской правды как свода нравственных норм русского народа, причем изложить их как бы под покровительством богов и богинь с систематизацией согласно их сфер духовной и житейской ответственности. Здесь представлен лишь авторский взгляд на заветы всеблагих, сохранённые в народе. Кому этого будет недостаточно, может и сам всегда обратиться к богам за советом.
СЛОВО КОЛЯДЫ
Если обратиться к Коляде, чтобы он определил основы Русской правды, то в рамках языческой традиции его голос мог бы звучать так: ДОБРЫЕ ПОМЫСЛЫ, ДОБРЫЕ РЕЧИ, ДОБРЫЕ ДЕЛА Родилась эта норма в нашем родном гиберборейско-арийском культурном ареале в стародавние времена. Она не утратила актуальности и в наши дни. Простая и понятная норма, но как не просто соблюдать её в повседневной жизни, да ещё от чистого сердца. Но помнить о ней нужно. Норма эта, как путеводная полярная звезда для путника, всегда укажет проверенный веками торный путь. И каким бы не был жизненный путь, в какие бы дальние края не заводил, никогда не стоит забывать об основах, о Родине. Слова песни на стихи Михаила Матусовского могут в этом стать напутствием. С чего начинается Родина?С картинки в твоём букваре,С хороших и верных товарищей,Живущих в соседнем дворе.А может, она начинаетсяС той песни, что пела нам мать,С того, что в любых испытанияхУ нас никому не отнять.Николай Фёдоров формулирует и самый общий жизненный принцип: "Жить нужно не для себя и не для других, а со всеми и для всех".
СЛОВО СУДЕНИЦЫ
Если обратиться к Суденице, чтобы она спряла счастливую нить судьбы, то в рамках русской языческой традиции её голос мог бы звучать так: НА БОГОВ НАДЕЙСЯ, ДА И САМ НЕ ПЛОШАЙ. Боги конечно также участвуют в судьбах людей, по крайней мере так можно сформулировать не зависящие от людей обстоятельства. Народный фольклор и народная мудрость всё же больше внимания уделяет тому, как преодолеть превратности судьбы. В целом рекомендации здесь вполне определенные - везёт тому, кто везёт. Но есть много и более конкретных наблюдений. Наиболее известно пожалуй такое: посеешь поступок — пожнёшь привычку, посеешь привычку — пожнёшь характер, посеешь характер — пожнёшь судьбу. Кроме того вручается человеку в качестве путеводного компаса надежда, чтобы не заблудиться. Именно об этом строки песни на слова Николая Добронравова: Надо только выучиться ждать,Надо быть спокойным и упрямым,Чтоб порой от жизни получатьРадости скупые телеграммы.
Надежда - мой компас земной,А удача - награда за смелость.А песни - довольно одной,Чтоб только о доме в ней пелось.Каждый в жизни должен найти свой путь. Дорогу же осилит лишь идущий. Счастливого пути!
СЛОВО СВАРОЖИЧА
Если обратиться к Огню Сварожичу, чтобы он помог зажечь внутренний огонь и научил как его поддерживать в течении жизни, то в рамках русской языческой традиции его голос мог бы звучать так: У ЧЕЛОВЕКА ЕСТЬ ДУША, А МЕЧТЫ ЭТО ЕЁ КРЫЛЬЯ. Всё рукотворное что окружает нас создано когда-то чьей-то мечтой. Эти мечты превращают образы желаемого будущего в настоящее. И пока человека будоражит огонь желаний, пока он чего-то ищет и на что-то надеется, только тогда он жив. Но нужно не забывать, что оторванная от реальности мечтательность таит в себе и опасности, о которых предупреждает Д.И. Пришвин: "Шутить с мечтой опасно, разбитая мечта может составить несчастье жизни; гоняясь за мечтой, можно прозевать жизнь или в порыве безумного воодушевления принести её в жертву". Во всём остальном стоит присоединиться к словам песни Юрия Антонова: Поверь в мечту, поверь в мечту, поверь в мечту скорей.Поверь в мечту, поверь в мечту как в доброту людей.Поверь в мечту как в красоту, поверь когда нибудь.Поверь в мечту, поверь в мечту, поверь в мечту и в путь.На пути встретится много интересных людей и будет много важных событий. А мечты зачастую сбываются, так что нужно всегда иметь про запас новые, чтоб не остаться без цели впереди.
СЛОВО МАСЛЕНИЦЫ
Если обратиться к Масленице, чтобы она указала наиболее спокойное место среди людей, то в рамках русской языческой традиции её голос мог бы звучать так: ВПЕРЁД НЕ ЗАБЕГАЙ И ОТ ЛЮДЕЙ НЕ ОТСТАВАЙ. Основная часть жизни большинства людей состоит из обыденных ежедневных забот, которые лишь местами украшены праздниками. И нужно постараться эту однообразную круговерть дней и событий наполнить радостью жизни. Самый верный путь к этому это занятие любимым делом. У каждого человека на земле есть предназначение, важно найти его и ему соответствовать, тогда будет и удовлетворение, и полнота жизни. Подспорьем в таком поиске могут стать строки песни на слова Константина Вакшенкина: Я люблю тебя, жизнь,Что само по себе и не ново.Я люблю тебя, жизнь,Я люблю тебя снова и снова.
Так ликуй и вершисьВ трубных звуках весеннего гимна!Я люблю тебя, жизнь,И надеюсь, что это взаимно!Живя полноценно среди людей, не нужно забывать ещё и окружающим давать жить.
СЛОВО ДАЖДЬБОГА
Если обратиться к Даждьбогу, чтобы он научил различать людей, указывающих пути жизни по божески, то в рамках русской языческой традиции его голос мог бы звучать так: КТО СВЕТЕЛ - ТОТ И СВЯТ Эта норма родилась в нашем родном культурном пространстве и воспринимается большинством людей как истина, не требующая доказательств, как аксиома. И всегда находились люди следующие этим жизненным путем. Владимир Маяковский для них даже гимн-речитатив сочинил: Светить всегда,светить везде,до дней последних донца,светить -и никаких гвоздей!Вот лозунг мойи солнца!А там, где кто-то светит, и всем остальным светло.
СЛОВО ЖИВЫ
Если обратиться к Живе, чтобы она подсказала как жить в ладу с самим собой и окружающим миром людей, то в рамках русской языческой традиции её голос мог бы звучать так: ДУША СПОКОЙНА - ТОЛЬКО КОГДА СОВЕСТЬ ЧИСТА Приставка "со" в русском языке означает "вместе". Таким образом слово "совесть" есть ничто иное как "совместная весть" или подразумеваемая оценка окружающими тех или иных поступков человека. А если ещё более определённо, то совесть это и есть тот нравственный закон, сформированный веками, который живёт внутри нас. Лев Николаевич Толстой, уделявший много внимания в своём творчестве нравственным нормам, не обошёл стороной и этот вопрос. Свои выводы он запечатлел в следующих строках: "Голос совести всегда можно отличить от всех других душевных побуждений тем, что он требует всегда чего-то бесполезного, неосязаемого, но прекрасного и достижимого одним нашим усилием". Не ум слышит голос совести, а душа. Жизнь быстротечна, но в народе существует устойчивая вера в бессмертие души, которую и нужно сохранить при жизни. Строки стихотворения Ф.И. Тютчева очень точно и образно передают глубинную суть важнейшего мировоззренческого понятия русского народа: О вещая душа моя!О сердце, полное тревоги,О, как ты бьешься на порогеКак бы двойного бытия!..
Однако и земная жизнь не проходит бесследно и бессмысленно, кто-то продолжает жить в своих потомках, а кто-то ещё и в оставленном духовном наследии. Именно об этом пишет В.Я. Брюсов: "Человек умирает, его душа, не подвластная разрушению, ускользает и живёт иной жизнью. Но если умерший был художником, если он затаил свою жизнь в звуках, красках или словах, - душа его всё та же, жива и для земли, и для человечества..."
СЛОВО ЯРИЛЫ
Если обратиться к Яриле, чтобы он подсказал людям как достойно организовать управление, то в рамках русской языческой традиции его голос мог бы звучать так: ПРАВДОЙ МИР ДЕРЖИТСЯ. М.М. Пришвин точно подмечает: "Правда - это общая совесть людей". Общество (мир) здорово лишь до тех пор пока способно слышать голос совести. В народе считалось, что пока в деревне есть хоть один праведник, то деревня сможет преодолеть любые невзгоды. Об этом же и хорошо известное выражение: "Не в силе бог, а в правде". Тяжёлую ношу взваливают на себя как те, кто берётся править, так и те, кто призван нести правду людям. Им посвящены строки песни на слова Роберта Рождественского: Остался дом за дымкою степною,Не скоро я к нему вернусь обратно.Ты только будь, пожалуйста, со мною.Товарищ Правда, товарищ Правда!
Я всё смогу, я клятвы не нарушу,Своим дыханьем землю обогрею.Ты только прикажи – и я не струшу,Товарищ Время, товарищ Время!И как бы не было трудно, но именно эти люди определяют настоящее и прокладывают дорогу в будущее.
СЛОВО ЛЕЛИ
Если обратиться к Леле, чтобы она указала людям спасительный путь в постоянно меняющемся мире, то в рамках русской языческой традиции её голос мог бы звучать так: КРАСОТА СПАСАЕТ МИР Эта норма родилась в нашем родном культурном пространстве. И хотя чаще всего её приписывают Ф.М. Достоевскому, корни этой народной мудрости уходят в глубокую древность. Максим Горький верно подмечает: "Когда природа лишила человека его способности ходить на четвереньках, она дала ему, в виде посоха, - идеал! И с той поры он бессознательно, инстинктивно стремится к лучшему - все выше!" Наиболее точно и объемно сущность этого явления передаёт нам один из самых преданных ценителей женской красоты Иван Ефремов: "Красота - это наивысшая степень целесообразности, степень гармонического соответствия и сочетания противоречивых элементов во всяком устройстве, во всякой вещи, во всяком организме". У каждого явления есть не только внешняя сторона, но и его внутренняя глубинная сущность, на которую обращают наше внимание строки Н.А. Заболоцкого: А если так, то что есть красотаИ почему ее обожествляют люди?Сосуд она, в котором пустота,Или огонь, мерцающий в сосуде?И пусть никогда не угаснет тот внутренний огонь, что дарит миру красоту и гармонию!
СЛОВО КУПАЛЫ
Если обратиться к Купале, чтобы он указал русскому языческому кругу источник сила духа, то в рамках языческой традиции его голос мог бы звучать так: ТОЛЬКО КОГДА МЫ ВМЕСТЕ - МЫ СИЛА Эта норма широко представлена в нашем родном фольклоре, особенно в пословицах. Необходимо также обратить внимание, что слово "вместе" означает ещё и конкретное место. И этим местом является святая земля нашей Родины, именно здесь бьют чистые родники родной традиции. А уже традиция позволяет людям с различными взглядами, достатком, жизненным опытом, образованием, представителям разных поколений быть вместе - быть единым народом. Праздники и нормы поведения, сказки и предания, герои и просветители создают общее скрепляющее духовное поле. Всё это наиболее полно и наглядно проявляется в народных песнях, особенно исполняемых сообща. Здесь неиссякаемый источник и русского великодушия, и русского оптимизма. Слова детской песенки на слова М. Матусовского с детства как камертон закладывают правильный настрой и лад: Вместе весело шагать по просторам,По просторам, по просторамИ, конечно, припевать лучше хором,Лучше хором, лучше хором.А слова другой известной песни уточняют, что "тот, кто с песней по жизни шагает, никогда и нигде не пропадёт".
СЛОВО ЛАДЫ
Если обратиться к Ладе, чтобы она научила людей быть счастливыми, то в рамках русской языческой традиции её голос мог бы звучать так: ТОЛЬКО ЛЮБОВЬ ДЕЛАЕТ ЛЮДЕЙ СЧАСТЛИВЫМИ Слово любовь в нашей культуре понятие многогранное. Но всё же первостепенное значение оно имеет в смысле соединения двух сердец в единое целое. И мир так устроен, что у каждого есть своя половинка на свете, нужно только её найти. И тем, кому это удаётся, наградой бывает совет да любовь! Соединение двух сердец это только начало. Лишь дети наполняют её настоящим смыслом, устремлённым в будущее. И только в этом случае любовь передаётся по наследству! Тогда появляются светлые и счастливые дети. Не является преградой и то, что кто-то не может иметь детей по состоянию здоровья - есть дети-сироты, которые также имеют право на свою долю любви и счастья. Важно также понимать, что слово счастье происходит от слова со-участие. И когда со-участие естественно и по зову сердца, то и приходит счастье. Тогда утром с радостью на работу, а вечером с радостью домой. Центральное место в установлении семейного счастья-лада принадлежит женщинам - жёнам и матерям. Так что не забывайте о наказе звучащем в строках песни на слова М. Пляцковского: Нам столетья – не преграда,Нам столетья – не преграда,И хочу я, чтоб опятьПозабытым словом «лада»,Позабытым словом «лада»Всех любимых стали звать!Малыш с любовью смотрит на маму, хлопает в ладошки. Так тому и быть.
СЛОВО ПЕРУНА
Если обратиться к Перуну, чтобы он указал людям принцип бережения родной земли и своего мира, то в рамках русской языческой традиции его голос мог бы звучать так: ДРУЖИТЬ МЫ СО ВСЕМИ РАДЫ, НО КТО К НАМ С МЕЧОМ ПРИДЁТ, ТОТ ОТ МЕЧА И ПОГИБНЕТ Стоит обратить внимание, что эта норма абсолютно языческая по своей сути, хотя и приписывается чаще всего князю Александру Невскому. И всегда, во все времена славу и уважение в народе имели лишь те, кто, не щадя своей жизни, грудью становился на защиту Родины и как гимн им звучат сегодня слова песни на слова Е. Аграновича из кинофильма "Офицеры": От героев былых временНе осталось порой имен,Те, кто принял смертный бой,Стали просто землёй, травой.Только грозная доблесть ихПоселилась в сердцах живых,Этот вечный огонь,Нам завещан одним,Мы в груди храним.
Дети и внуки принимают эстафету священного дела бережения Родины.
СЛОВО ПЕРУНИЦЫ
Если обратиться к Перунице, чтобы она указала на надёжные ориентиры в жизни, то в рамках русской языческой традиции её голос мог бы звучать так: ЧЕСТЬ И СЛАВА ЛИШЬ ТОМУ, КТО СЛУЖИТ СВОЕМУ НАРОДУ. Заслуженная честь и слава выполняют важную задачу определения маяков, образцов для подражания. И каждый, кто хочет чего-то достичь и оставить о себе добрую память в первую очередь должен научиться признавать вклад предшественников, выбирать для себя правильные образцы для подражания. Тот же, кто гоняется за славой, получает в лучшем случае лищь сиюминутную известность и много cопутствующих бытовых проблем. На дело при этом времени не остается, а только оно и может получить заслуженное признание. Строки песни на слова Роберта Рождественского как пули у виска напоминают о самом главном и заставляют ценить каждое мгновение жизни: Мгновения спрессованы в года,Мгновения спрессованы в столетия,И я не понимаю иногдаГде первое мгновенье, где последнее.
У каждого мгновенья свой резон,Свои колокола, своя отметина,Мгновенья раздают кому позор,Кому бесславье, а кому бессмертие.На Руси так сложилось, что не принято особо признавать заслуги и славу воздавать при жизни. Достойных же слава обязательно найдёт потом и оценит сполна в веках.
СЛОВО ВЕЛЕСА
Если обратиться к Велесу, чтобы он указал на главное в жизни людей, то в рамках русской языческой традиции его голос мог бы звучать так: ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА ИМЕЕТ СМЫСЛ И ЗНАЧЕНИЕ По большому счёту лишь тот, кто задался вопросом: "В чём смысл жизни?" и становится человеком, то есть его можно считать находящимся в сознании. Ответов же на этот вопрос может быть много. Даже сам поиск смысла зачастую становится смыслом жизни. Кто-то рекомендует начать разбираться с познания самого себя. А кто-то довольствуется простейшим ответом - некогда думать об этом, детей нужно поднять, вот они потом когда-нибуль разберутся. Тех, кто постиг смысл жизни или хотя бы существенно продвинулся в этом трудном деле, зовут мудрецами. Лев Толстой предлагает такие критерии для их отличения: "Свойство мудрого человека состоит в трех вещах: первое - делать самому то, что он советует делать другим, второе - никогда не поступать против справедливости и третье - терпеливо переносить слабости людей, окружающих его". Есть в нашей культуре ответы на важнейший вопрос и более весомые. Один из наиболее ярких образов заключен в строках Бориса Пастернака: Во всём мне хочется дойтиДо самой сути.В работе, в поисках пути,В сердечной смуте.
До сущности протекших дней,До их причины,До оснований, до корней,До сердцевины.
Все время схватывая нитьСудеб, событий,Жить, думать, чувствовать, любить,Свершать открытья.
А один из основоположников русского космизма Николай Фёдоров ответил пожалуй на самый важный опрос, он попытался определить место самого человека в нашем мире - "через нас, через разумные существа, природа достигает самосознания и самоуправления...".
СЛОВО МАКОШИ
Если обратиться к Макоши, чтобы она указала надежную опору в жизни, то в рамках русской языческой традиции её голос мог бы звучать так: ДЕРЕВО ДЕРЖИТСЯ КОРНЯМИ, А ЧЕЛОВЕК - СЕМЬЕЙ. Если есть семья, то будет и дом, а затем в нём может завестись и тепло человеческого общения, и достаток, счастье. Дом – это место, где тебя любят и ждут, всегда рады тебе, готовы помочь и советом, и делом. С глубокой древности сложилось, что хозяин - добытчик, а хозяйка хранительницами дома, родового гнезда, где рождается и поддерживается огонь жизни. Русская традиция гласит, что жена хозяйка в доме, а муж хозяин вне дома, то есть представляет его в миру. В наше время общество кардинально изменилось, большинство женщин сейчас работает и при этом ещё успевают поддерживать уют семейного гнезда. Пётр Градов в своём стихотворении призывает отдать должное хранительницам домашнего очага: Нас куда-то уносит стремительный век.В суете мы порой забываем о том,Что она - не фундамент, она - человек,Человек, на котором держится дом.
Чтобы было и в сердце, и в доме светло,На ее доброту отвечайте добром.Пусть всегда ощущает любовь и теплоЧеловек, на котором держится дом.
И если будет так, то согласие и уют обязательно поселятся в вашем доме.
СЛОВО СВАРОГА
Если обратиться к Сварогу, чтобы он подсказал как преодолеть проблему кратковременности жизни, то в рамках русской языческой традиции его голос мог бы звучать так: ОБЩЕЕ ПРОШЛОЕ И БУДУЩЕЕ СОБИРАЕТ ОТДЕЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ В ЕДИНЫЙ НАРОД. Жизнь одного человека быстротечна, но жизнь народа в целом может быть вечной. Очень много чего в жизни нельзя ни преоболеть, ни достичь индивидуально или в рамках рода-семьи. Только народ в целом может хранить и воспроизводить культуру, традицию, высшие смыслы бытия. Держится всё это на общем деле, на понимании доминирования общего над частным. И во все времена находились люди, способные подняться как над личным эгоизмом, так и над интересами семьи, отдававшие много сил, а то и жизни служению народу. Другой важнейшей характеристикой народа как целостного субьекта истории выступает преемственность поколений. Традиция эта начинается на семейном уровне и наиболее полно реализуется в народе в целом. На этом уровне идёт отбор того, что заслуживает памяти в веках, а что порицания. Лишь преемственность позволяет ныне живущим рассчитывать на то, что их дела продолжат дети и внуки, пусть и по своему. Очень живо и образно всё это передают стихотворные строки Валентина Иванова из его романа "Русь изначальная": Все наше здесь,Имеем мы обычаи свои,Завет отцов и вечные преданья,И вещий сон в тени родных лесов,И шепот наших трав в лесах и на полянах,И шелест наших злаков в бороздах,Возделанных руками росских,И гик коней,И топот стад,И грай воздушных стайВсе наше здесь!Наши предки смогли создать и пронести через века самобытный мир русской культуры и традиции. Их дела продолжать ныне живущим.
СЛОВО МАРЫ
Если обратиться к Маре, чтобы она обьяснила людям, какое значение имеет родная вера, то в рамках русской языческой традиции её голос мог бы звучать так: ТОЛЬКО ВЕРА ДАЕТ СИЛЫ ПРЕОДОЛЕТЬ ВСЕ ТРУДНОСТИ ЖИЗНИ Лев Толстой раскрывает нам причины этого удивительного явления: "Сущность всякой веры состоит в том, что она придает жизни такой смысл, который не уничтожается смертью" и "Вера есть понимание смысла жизни и причин вытекающих из этого понимания обязанностей". Фёдор Иванович Тютчев создает ещё более ёмкий поэтический образ, минуя рациональное осмысление: И эта вера не обманетТого, кто ею лишь живёт,Не всё, что здесь цвело, увянет,Не всё, что было здесь, пройдёт!Жизнь отдельного человека конечна, а вот народа в целом может продолжаться сколь угодно долго. И каждый может найти своё продолжение как в детях и внуках, так и в единомышленниках. Жизнь продолжается!
ЛАД - КАК ПРОЯВЛЕНИЕ РУССКОЙ ПРАВДЫ
Круг Русской правды замыкается, защищая русский мир. Наши предки веками выработывали и отбирали смыслы и нормы, которые служат надёжными оберегами в быстро меняющейся действительности. Они могут быть эталонами, по которым сверяются и настраиваются помыслы и стремления, ищутся выходы из каждой жизненной ситуации. Нормы, как им и положено быть, во многом идеальны. А совершенство, - как точно подметил Лев Толстой, - "только тогда совершенство, когда оно представляется достижимым только в бесконечности и когда поэтому возможность приближения к нему бесконечна". Реальная жизнь конечно же далека от совершенства. А сами нормы носят статический характер маяков на горизонте. Однако народ выработал и динамический механизм преодоления бед, невзгод и неурядиц. Одним из главных помощников здесь выступает ритмичность традиции. Само слово гармония в русском языке тесно связано с цикличностью. Жизнь отдельного человека оказывается включенной в ритмичный круговорот смены дня и ночи, времен года, рабочий ритм общины или трудового коллектива, житейский ритм отдельной семьи или более общий - смены поколений. Ничто не может существовать вне целого и появиться вне очереди. Наш родной язык является самым, пожалуй, главным носителем и выразителем этой целостности. Он "есть исповедь народа, его душа и быт родной" констатирует П.А. Вяземский. Кратки и объёмны основополагающие понятия русского языка. К таковым относятся и слова "мир" и "лад". Слово "мир" означает и глобальную арену бытия - окружающий мир. Это и мир как человеческое общество (община). А также мир как антипод войны. Не менее многогранно слово "лад". Оно служит для обозначения русского космоса, как единства порядка и любви. Лад означает согласие и красоту (отсюда: "ладный" - "красивый", "милый", "любимый"). И в музыке тоже есть свой лад, как мера красоты созвучий. Два эти слова в полной мере служат целостным отражением общественного здоровья и гармонии. А "мерило народа не то, каков он есть, а то, что считает прекрасным и истинным, по чём вздыхает", справедливо отмечает Фёдор Михайлович Достоевский.
| |||||||||