Носков Юрий

РУССКИЙ ЯЗЫЧЕСКИЙ КРУГ

ГЛАВА 3. РОД

ИМЯ

Имя и человек - это два неотделимых друг от друга понятия. Ещё до рождения родители в большинстве случаев знают как назовут ребёнка. На протяжении всей жизни имя сопровождает человека. Оно зачастую даже существенно переживает его самого.

Когда человек рождается, и его начинают называть по имени, то на подсознательном уровне начинает формироваться его "я" в соответствии с ритмом и смыслом этого имени, человек не воспринимает себя вне его. Имя своей формой и смыслом привязывает носителя к определенному народу, полу, социальному слою, месту в общественных отношениях. Огромную роль играет персональный образ имени, сложившийся в ходе истории. В целом имена народа связаны между собой внутренним единством и системно организованны, тем самым выполняя в некотором смысле роль живой энциклопедии, хранилища базовых понятий и смыслов.

В русско-славянской культуре к имени относились весьма серьёзно. Старые обычаи хранились бережно, заветы предков чтились свято. Как правило семьи помнили, как звали прародителей до 7 колена и даже глубже. Поучительные истории о былых деяниях пращуров рассказывались на ночь юным продолжателям рода наравне с былинами и сказками.

Согласно традиции настоящее имя было известно только самому человеку и его близким. Это служило защитой от злых духов и недобрых людей. Раскрытие кому-то своего настоящего имени означало максимальное доверие, равносильное вручению своей жизни. Второе имя (назвище, прозвище) было открыто для всех. Такое имя зачастую специально выбиралось непривлекательным, чтобы отпугнуть болезни, сглаз и прочие невзгоды. Эта традиция оставила свои следы и в современном русском языке - принято спрашивать "Как тебя звать (зовут)?", а не "Как твоё имя?"

Существовало большое многообразие имен, которые можно разделить на несколько характерных групп.

Самым пожалуй древним пластом имен будут те, что связаны с животным и растительным миром (Сокол, Щука, Ерш, Заяц, Волк, Орел, Орех и т.д.). Начало они берут ещё в первобытно-общинном строе и связаны с тотемами, природными покровителями.

Вторая группа это имена по порядку рождения (Первуша, Вторак, Третьяк).

Большая группа имен происходит от определенных человеческих качеств (Храбр, Молчан, Стоян), соответствует внешним признакам, цвету волос (Черныш, Бел, Беляй, Беляна) или особенностям телосложения (Мал, Малюта, Головач, Лобан, Беспалый).

Широко были представлены двусоставные имена, часть из которых дошла даже до наших дней (Святослав, Гостомысл, Ратибор, Ярополк, Велимудр, Всеволод, Светозар) и их производные (Добрыня, Путята).

Иногда использовались имена богов и богинь (Лада, Купала, Ярила) или чаще производные от имен богов, например, Юрий от Ярилы, Лена от Лели, Коля от Коляды.

Ещё более многообразным был выбор прозвищ (назвищ). Те из них, что давались родственниками специально для внешнего представительства можно назвать назвищами. Зачастую они носили закрепленный на родовом уровне характер. Многие были связаны с родом занятий или с внешними признаками. Совсем другое характер носили прозвища, которые давала улица. Обычно прозвища давали по психологическим признакам или по внешнему виду. Зачастую поводом для их появления служил какой-то случай и однажды брошенное меткое слово могло накрепко привязаться к человеку. Любые протесты в этом случае лишь ещё более приклеивали прозвище к человеку. Бывали случаи когда приходилось переезжать в другую волость, чтобы избавиться от него, но и это не всегда помогало. Даже великие князья не всегда избегали прозвищ (Иван Калита, Дмитрий Шемяка, Василий Темный). Из истории известно, что прозвища закреплялись не только за людьми, но и за целыми краями и губерниями: брянцев звали куралесами, новгородцев - гущеедами, владимирцев - клюквенниками и т.д.

Первое имянаречение родившегося ребёнка осуществляли родители или близкие родственники. Только после этого он становился полноправным членом рода. Духовное рождение, связанное с получением имени, считалось более важным чем телесное, что нашло отражение в традиции ежегодного празднования именин (первоначально "имянин"). Имя к ребенку нередко переходило от одного из предков, уже умершего, но существующего "где-то вверху", таким образом дух предка призван был оберегать человека или даже возродиться в нём. Аналогично использовались и имена известных в народе личностей, при этом отношение к ним как бы переходило и на всех носителей этого имени. Имя могло меняться в процессе жизни при очередной инициации, если действующее имя по каким-то причинам не устраивало, зачастую оно менялось, чтобы таким образом изменить судьбу. Обряд второго имянаречения производился в подростковом возрасте, когда основные черты характера уже сформировались и человек становился не только членом рода, но и вступал в более широкие общественные отношения.

Принятие христианства привело к появлению на Русской земле новых, чужеродных имён. Церковные служители хорошо понимала социальную роль имени в жизни людей, так что сделали всё, чтобы присвоить себе монопольное право давать имя, придав этому религиозный характер, а имя превратив в символ принадлежности в религии. Все прочие имена были объявлены неканоническими (принадлежащими другим религиям или просто языческими). Сам обряд имянаречения при крещении в целом был аналогичен существовавшим издревле традициям инициации, но имена церковь уже вводила другие, определяемые христианской мифологией в соответствии со своими богослужебными книгами. Внедрение религиозного имянаречения происходило постепенно и было введено в жесткую норму лишь после Никоновской церковной реформы, кардинально изменившей доктрину церкви, практически полностью отошедшей от православия. Однако большинство церковных имен отторгались как языком так и народом в целом. Им подбирались родные аналоги, которые в основном наряду с прозвищами и использовались на бытовом уровне.

Введение жёсткой регламентации имен по церковным стандартам резко сократило поле выбора, что дало толчок для активного использования сначала отчеств, а затем и фамилий, ставших во многом наследниками как языческой традиции, так и прозвищ. Сами же прозвища и языческие имена с XVII века практически полностью стали выходить из оборота.

Русские отчества начали использоваться давно, первое упоминание об этом относится к 945 году. Но до XIII века частота употребления их была невысокой. Форма отчеств в современном русском языке восходит к отчествам древнерусских князей и знати Московской Руси. Начиная с XV столетия, именование с "вичем" считалось большой привилегией, которая даровалась лично царём. В дальнейшем отчества разделились на несколько разрядов. Холопы его вообще не имели. Просто знатные люди получали полуотчества, например, Иван сын Петров (Иван Петров). А отчества на -ич стали знаком принадлежности человека к аристократической верхушке. При Екатерине II употребление разных форм отчеств было законодательно закреплено применительно к табели о рангах. Первые пять классов следовало писать с отчеством на -вич, с шестого по восьмой - именовать полуотчествами, всех же остальных - только по именам. Отмена крепостного права и выравнивание гражданских прав отразились и на отчествах - аристократическая форма стала применяться для всех слоёв общества. А ранжирование перешло в возростную плоскость, когда лишь к взрослым и особенно при официальных отношениях принято обращаться по отчеству. В практике использования отчеств сегодня прослеживается и языческое наследие от родовых назвищ, проявляется это в обережных свойствах. Стоит в общении перейти на обращение по имени-отчеству, как сразу же чувствуется дистанция, некий обережный круг вокруг человека.

Если родовые прозвища стали основой для отчеств, то прозвища общественные (уличные) послужили во многом предтечей для появления фамилий, которые стали востребованы в связи с изменением социального устройства общества, расширением круга общения, выравниванием гражданских прав. Первыми в русских краях появились фамилии у граждан Великого Новгорода и на незнавшем крепостного права Севере от Балтийского моря до Уральского хребта. Новгородские летописцы упоминают множество фамилий-прозвищ уже в XIII веке. Несколько позже, в XIV - XV веках, фамилии появились у князей и бояр. Князья прозывались чаще по имени своего удела (Шуйский, Воротынский, Вяземский), а также по прозвищу (Гагарины, Лыковы, Скрябины). С XVIII века стали распространяться фамилии у служащих людей, у купечества и у духовенства. В Центральной России среди крестьянства фамилии до XIX века были относительно редки, часто вместо них в записях в качестве фамилии фигурирует родовое прозвище. Исключением может быть лишь Север, Новгородчина и казачество. Поэтому мы помним и Михаила Ломоносова, и новгородскую крестьянку няню Пушкина Арину Родионовну Яковлеву. Активное плановое внедрение фамилий началось лишь с отменой крепостного права в 1861 году. Однако окончательно у всего населения нашей страны фамилии появились только в 30-е годы XX века в эпоху всеобщей паспортизации.

Русский язык весьма гибок, открыт для заимствований и для изменений, но при этом демонстрирует потрясающую способность сохранять свою внутреннюю сущность. Здесь пробуется очень много чего и самовыдуманного, и привнесенного, но приживается лишь то, что органично вписывается в структуру языка, резонирует с ним. Всё это в полной мере относится и к именам. Насколько тотальным и агрессивным было вмешательство церкви в имянаречение, но язык справился и с этим, что-то напрочь отверг, что-то обкатал и переиначил на свой лад, приспособив к условиям русского произношения, словообразования, склонения. При этом каждое имя сохранило что-то своё неповторимое. Резонансные свойства языка наглядно демонстрирует, например, женское имея Светлана, которое появилось и стало широко применимым благодаря всего лишь одноименной балладе Жуковского.

Ещё в далекие времена люди знали, что имя нечто большее чем просто набор звуков, что существует значение имени, которое оказывает влияние на жизнь человека, будущее, характер и другие личные особенности. Целая специальная наука ономастика призвана изучать вопросы о взаимосвязи имени человека и его характера. Применительно к язычеству стоит обратить внимание и ещё на одно свойство имён. Ранее уже говорилось о непосредственной связи отдельных имён с богами и богинями. Однако такая связь может быть установлена абсолютно для всех используемых имён, в том числе и заимствованных. Весь пантеон богов перекрывает весь спектр смыслов, поэтому, зная смысловое значение имени, всегда можно установить и покровительствующего ему бога (богиню).

* * *

Сложившаяся в наши дни система имянаречения в виде имени, отчества, фамилии наследует традиции всего предшествующего исторического периода. Сама форма сейчас строго определена нормами записи актов гражданского состояния. А вот выбор имени полностью открыт и позволяет как родителям, так и самому человеку в полной мере реализовать свои предпочтения, в том числе используя имена из далёкого прошлого.

Прозвища также продолжают жить сегодня. Для взрослого населения в основном по деревням и сёлам, а в детском возрасте в массом порядке. С развитием информационных сетей с их виртуальным общением языческие назвища (прозвища) неожиданно стали возвращаться в совершенно новом качестве - сетевых ников. И здесь чётко прослеживается два способа их использования. Часть из них представляет собой псевдонимы (аналог назвищ), за которыми просматривается вполне реальный человек, при длительном общении участники даже могут выяснить его настоящее имя, как выглядит. Другая часть сетевых ников выступают в роли личин, примерно таких же как используются на Святках. Такие ники часто меняются (переряживаются). Поведение их носителей во многом напоминает игры злыдней, тролей, что-то типа мух и букашек. Вполне возможно, что сама форма личины и её использование принуждает носителей так себя вести. Так что стоит внимательно относиться к именам в виртуальном общении, как придумывая собственное имя, так и особенно выбирая собеседников.

Существует в наши дни и движение, обьединяющее людей, взявших на себя ношу сохранения и поддержания народной (языческой) традиции. При этом также используются особые имена, как символы принадлежности к кругу. Чтобы соблюсти и древние обычаи, и не отстать от реальности, такое имянаречение для детей стот проводить примерно в то же время, когда ребёнок начинает ходить в школу. А сам обряд мог бы носить формально символику приобщения к малой родине. Такие имена не стоило бы выставлять особо на показ, они предназначены для общения внутри круга.