Юрий Носков

СКАЗАНИЕ О БЕЛОВОДЬЕ

ГЛАВА 1. МЕТАФИЗИКА ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ

1.2 БЕЛОВОДЬЕ - КАК МЕЧТА

Представления о месте счастья на земле, месте всеобщего благоденствия есть у всех народов. Имеется такая легендарная страна и в наших краях - Беловодье - земной рай.

Предания о Беловодье - далекой, труднодостижимой, изобильной стране справедливости, которая не подчиняется земным правителям, а живёт по природным божественным законам, появились на Руси очень давно. Ходили легенды о том, что ещё князь Владимир в X веке отправлял посольство на её поиск. А оформление своё легенда получила у старообрядцев, особенно на Алтае. Само название - Беловодье связано с белой водой, отсюда же и "молочные реки" русских сказок. Хотя слово "белый" зачастую (применительно к водным источникам) выступает и синонимом слову "чистый". Осваивая просторы континента, наши предки иногда настолько были очарованы отдельными природными ландшафтами, что землю называли подрайской, а иногда и сёла свои называли Беловодьем.

Староверы-сторожилы утверждали, что в Беловодье сохраняется православная вера в первоначальной чистоте. Бесспорно, народ у нас в массе своей конечно же в основном православный, причём по сути, то есть праведность считающий высшей ценностью, даже когда сами не соответствуют ей. И это не зависит от формы традиции, будь она абсолютно материалистической, языческой, христианской, исламской или буддистской. Всё это уходит корнями в глубокую древность, в те времена, когда ещё мельница Сампо молола зерно золотого века. Сейчас о них напоминают лишь отдельные отголоски традиций восьмеричного народного календаря, а также мечты о справедливости. Оттуда же берут своё начало духовные и мировоззренческие истоки христианства, как практическая реализация культа Митры - всепобеждающего культа Солнца и Правды для всех, одного из самых дорогих людям фрагментов восьмеричного колеса мироздания. То есть нужно понимать, что христианство на уровне духовной основы и мечты это порождение нашей цивилизации.

Но в христианстве и других доминирующих сегодня монотеистических религиях есть ещё и технология жреческого управления, имеющая ближневосточные корни. И служители культа, используя идеи добра и справедливости для привлечения паствы, сами опираются на совершенно иные мировоззренческие основы - отношения к людям как к баранам, а к самим себе как пастухам, всячески пытаясь стать посредниками между высшими смыслами бытия и обычными людьми, подменяя высшие смыслы собой. Они давно нашли в этом общий язык с правителями и нуворишами. Поэтому и отношение к попам в наших народных сказках такое и слово жрец приобрело такой негативный оттенок. Если традиционные монотеистические религии обещают рай праведникам лишь по завершении земной жизни, то в народной традиции и народных мечтах живёт неугасимая вера, что рай можно найти или создать на земле. В этом и есть суть Беловодья.

Во многом с этими же идеями построения рая на земле, то есть праведной и справедливой жизни в достатке в нашем реальном мире, была связана победа и существование коммунистического проекта в течение 70 лет. Это также в некотором смысле был поход в Беловодье. Как бы кто не относился к опыту СССР, далеко не все получилось как хотели, но сам проект стал возможен лишь потому, что в народе была мечта, которая и позволила ему реализоваться.

Реальная жизнь очень редко соответствует идеальным мечтам. Если материальные потребности ещё как-то можно удовлетворить, то со всем остальным (справедливостью и чистотой отношений между людьми) гораздо сложнее. Но мечта о Беловодье в народе не умрёт никогда, потому что без этого слишком пошлой и бессмысленной становится действительность. Опыт уже какой-то накоплен. Но не исключено, что искать Беловодье придётся каждому поколению заново и по своему, так как далеко не всё передаётся по наследству.