Носков Юрий

ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО

ГЛАВА 3. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА

3.2 862 ГОД - НАЧАЛО ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО

862 год считается годом основания российской государственности. При этом нужно понимать, что сам термин "государство" возникает не ранее XVI века, точные сведения данного периода истории отсутствуют, так что обозначенная дата не только весьма условна, но ещё и приблизительна. В Новгороде в честь этой даты в 1862 году был открыт памятник, а само торжество было соединено с празднованием юбилея Куликовской битвы, таким образом закрепив месяц сентябрь в качестве уточнения даты.

Ипатьевский список Повести временных лет так описывает события тех лет: "В год 859-й. Варяги приходя из-за моря, взимали дань и с чуди, и со словен, и с мери, и с веси, и с кривичей. В год 862-й изгнали варягов за море и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали: "Поищем сами себе книзя, который бы владел нами и судил по праву". Пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные - урмане и англяне, а ещё иные готы - так и эти. Решили русь, чудь, словене, кривичи и весь: "Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами. И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли прежде всего к словенам. И срубили город Ладогу. И сел старший, Рюрик, в Ладоге, а другой - Синеус - на Белом озере, а третий - Трувор - в Изборске".

Археологические находки в целом подтверждают письменные источники о том, что во второй половине IX века в обозначенном регионе происходили процессы надродовой и надплеменной централизации. Выбор при этом на роль общего князя варяга (не местного в современном понимании слова) вполне этому способствовал. Само слово "варяг" означало в то время вид деятельности, а не этническую или племенную принадлежность. Призвание Рюрика в то время не могло иметь какого-то существенного значения и приобрело свой вес лишь в силу того, что династия Рюриковичей стала в дальнейшем правящей на Руси. Языковое и культурно-мировоззренческое поле, родственное народам, вошедшим в объединение, простиралось в то время далеко на запад, о чём сейчас напоминает во многом лишь топонимика. Именно попытки скрыть этот факт и приводит, как правило, к активности западных историков по переиначиванию русской истории под свои доктрины. Сам Рюрик по происхождению из ободритов - одного из западных славянских племён, о чём говорит и его родовой знак - сокол, падающий с неба, как символ небесного огня (сварожича). Существуют также легенды и о том, что он состоял в родственных отношениях с словенским княжеским родом Гостомысла, что также вполне вероятно. Дата 862 год закрепилась в российской историографии, однако истоки государственности могут быть перенесены и на более ранний период, рассматривая племена, в том числе и племя словен, как государства.

А теперь попробуем отразить все восемь выбранных факторов-нитей начала российской государственности:

1. Территория и столица.

Территория союза племён определялась местами расселения племён, вошедших в союз: словене - побережье озера Ильмень, бассейны рек Волхов, Ловать, Мста, верховья реки Молога; кривичи - район в верховьях Западной Двины, Днепра, Волги; меря - район Волго-Окского междуречья; весь - район Приладожья и Белозерья; чудь - район к востоку от Онежского озера, по рекам Онега и Северная Двина.

Первой столицей по всей видимости стала Ладога - крупный город словен, имеющий выгодное географическое положение. С тех пор в народе прочно закрепилось, что богиня Лада (богиня-мать), чьё имя носит город, стала хранительницей Русского государства. Это уже потом её переименовали в божью мать.

2. Население и его состав.

Численность населения сейчас весьма трудно оценить, но она явно была незначительна. Этнический состав - славяне (словене и кривичи) и финно-угры (весь, меря, чудь). Образ жизни и система верований были настолько близки, что позволили не только войти в общее обьединение, но и дать в будущем начало русского народа, в который, как в реку, в будущем вливались всё новые и новые племена.

3. Формула государственности.

Официальное начало государственности приурочено к созданию союза нескольких племён. Таким образом начальная пространственная формула государственности - союз племен. Князь (вождь) при этом приглашённый по договору, таким образом начальная управленческая формула государственности - вождество. В целом - вождество союза племён.

4. Идейно-религиозная система.

Государство возникло в идейно-традиционной среде язычества, отличающегося, в силу своей политеистичности, многовариантностью и терпимостью в рамках общей системы координат обожествления и одухотворения природы в соединении с культами предков. Использованный календарь солнечный с деление года на 8 или 4 части и привязкой его в главных солнечных фазах солнцестояний и равноденствий к астрономическим явлениям. Хранителями знаний и традиций выступали в это время волхвы, которые не были оформленным жреческим сословием.

5. Общесмысловая система координат.

Обьединительный процесс разных племён произошёл под общей смысловой символикое - русь. Слово "русь (рос)" - обозначает явно не этническую принадлежность, а некие высшие смыслы и духовные ценности близкие тому, что мы сейчас называем мировоззрением. Всё это наиболее полно выражено в священной части языка, ставшего важнейшим фактором обьединения. Термин "рус" имеет глубокие корни не только в славянской этнической среде, но и других местных этносах. Впервые здесь он вышел на передний план и стал как символом, так и объединяющим началом государства на века вперёд. Таким образом среди варягов, то есть групп, занимающихся определенной деятельностью, были выбраны близкие по духу и мировоззрению и приглашены для выполнения определенных функций.

Идеология и даже социально-религиозная организация общества менялись на протяжении последующей истории не раз, но координатно-смысловая мировоззренческая система координат, ставшая основой Государства Российского в момент его создания, оставалась неизменной, давая народу и стране в целом не только самоидентификацию, но и источник для преодоления трудностей. Всегда в дальнейшем, когда действия были в её русле, это приводило к развитию страны как целостного организма, росту её влияния в мире, и, наоборот, отклонение от неё неминуемо влекло деградацию, смуты и упадок.

6. Суверенитет и международное положение.

Само обьединение племён и послужило становлению суверенитета. Приглашение родственного по духу, обладающего достаточным опытом князя с дружиной позволило сделать это быстро. С северо-запада всё плотнее ощущалось весьма недружественное давление скандинавов, скатывающихся из общего индо-европейского политеизма в воинственный одинизм. С юго-востока подпирала контролируемая иудеями Хазария. С юго-запада нарастало давление Византии, в первую очередь, в виде хритианства, во многом определившего смещение славяно-русского поля на восток. Внешние факторы явно сыграли очень важную роль в создании русского государства и являлись во многом определяющими на всём протяжении дальнейшей истории.

7. Система управления.

Создание государства совпало с переходом от племенной организации общества, когда оно представляло собой группу близких родов со своим князем (по сути одну большую семью), к княжествам, как протогосударственным образованиям. Активно шёл процесс усиления боярства как крупных землевладельцев и торговцев. Появление торгово-ремесленных городов со смешанным населением способствовало становлению городской вечевой демократии. Система управления начального периода - это соединение структуры глав наиболее сильных племенных родов (бояр), как хозяйственной составляющей, со структурой князя и дружины, как военной составляющей, при некотором смысловом влиянии волхвов.

8. Статус лица, представляющего государство.

Главой государства на начальном его этапе стал Рюрик со статусом князя, приглашённого по договору для выполнения обязанностей организации военной защиты и вершения внутреннего суда. За это ему и его дружине полагалось кормление. Такая форма правления не означала в целом изначально передачи княжеской власти по наследству и закрепилась лишь в силу того, что дальнейшее развитие государства пошло по монархическому, а не по республиканскому пути.