Носков Юрий

РУССКИЙ ЯЗЫЧЕСКИЙ КРУГ

ГЛАВА 1. КОЛОВРАТ

СПОЖИНКИ

Бежит, бежит времечко, продвигается Земля Матушка по своему извечному кругу вокруг Друга Милого - Красно Солнышка, подставляя под его живительные лучи то один свой бочок, то другой. Вот и пришло время рассказать о следующей русской языческой Богине - Перунице (Зарнице, Громнице, Мерцане, Славе) и соответствующем ей празднике - Спожинках (Владычице, Госпожинках, Оспожинках, Вспожинках, Дожинках).

Богиня Перуница близка Перуну-Громовержцу как по календарю, так и по духу. Молния, как природная стихия, наблюдается не тольков в виде огненного зигзага, на мгновение соединяющего небо и землю, но и в виде верховых сполохов. Вот их и называют зарницами, стожарами или хлебозорами, они и есть стихийный образ Богини. Этот ее образ олицетворяет её обязанности в деле бережения народа и родной земли.

Богиня Перуница вместе с Перуном покровительствуют календарному периоду от Перунова дня, делящего лето пополам, до осеннего равноденствия. Этот период в народе называют Спожинки, то есть период сбора урожая.

С другой, житейско-обыденной стороны, Перуница является Берегиней созревшего урожая и покровительницей женщин - собирательниц земных плодов, с которых собственно и зачалось земледелие, в первую очередь, это относится к жницам. Она сама первейшая из жниц.

Соответствует этим двум сферам ответственности Богини и ее художественное отражение. В первом случае - это дева-воительница, зовущая на защиту, и сама встающая в ратный строй. Наиболее ярко эта суть богини нашла отражение в образе Родины-Матери. А с другой стороны, образ женщины в венке из колосьев, как заря румяной и в златобагряной одежде, в виде обширного покрова, прикрывающего сзади полголовы, приколотого у груди и простирающегося до земли.

Имеет богиня и еще один образ - Славы, она приносит награду тем, кто послужил родной земле и русскому миру. Память о ней надежно хранят в своем самоназвании славяне.

С богиней Перуницей связано довольно распространенное сейчас женское имя - Катя.

Если помощницами Лели являются русалки - духи рек, озер, родников и рощ, то спутницами Перуницы выступают поляницы. Это духи, похожие на русалок, но связанные с полями.

Для русского человека земля, на которой он живет, самое святое на свете. Русский народ, Родина, родная земля - понятия неразделимые и уходят корнями в доисторические времена. Многие поэты и писатели не раз обращались к этому образу. Вот, например, строки В. Соловьева:

Земля-владычица!

К тебе чело склонил я,

И сквозь покров благоуханный твой

Родного сердца пламень ощутил я,

Услышал трепет жизни мировой.

Уезжая на чужбину, русские люди брали с собой горсть родной земли, носили ее на груди в мешочке, а после их смерти ее клали с ними в могилу. Умирая на чужбине, часто завещали похоронить себя непременно на родной земле. А по возвращении с чужбины низко кланялись в первую очередь земле, вставали на колени и целовали ее. Земля-заступница дает человеку силу и могущество, стоит только к ней прикоснуться. Сказочные герои, ударяясь о землю, превращаются в богатырей, обретают силу великую.

Одной из самых надежных и страшных на Руси считали клятву, при которой целовали или ели землю. При межевых спорах человек клал себе на голову кусок земли или дерна и шел с ним по меже. Проложенная таким образом граница считалась неприкосновенной; если кто-нибудь решался на обман, то, согласно поверью, земля начинала давить его со страшной тяжестью и принуждала сознаться в подлоге.

Наше мировоззрение наполнилось содержанием, впитав всю любовь народа к родной земле, во многом благодаря развития земледелия, когда начала доминировать идеология крестьянина-землепашца, а богатство России и ее народа стало напрямую зависеть от земельных просторов Руси и земли, как главного мерила богатства - материального и духовного.

Перунице соответствует праздник - Владычица. В эту пору, вторую половину августа, земля бывает именинницей. Матушка-земля живая, а Богиня, как природная стихия и стихия человеческого духа, является ее защитницей. Праздник более известен под другими названиями - Спожинки (Госпожинки, Оспожинки, Вспожинки, Дожинки). Приурочен праздник к окончанию жатвы, во время которого устраиваются в складчину пиры, ранее варили братское пиво и пекли праздничные пироги из новой муки. В это время народ веселится, славит землю и свою работу. Церковные служители иноземных культов, ведя планомерную борьбу с русскими народными традициями и верованиями, ввели в это время свой праздник Успения.

Тысячи лет уборка зерновых серпом было женским и довольно тяжелым делом. За ночь не успевает разогнуться спина, а с утра - снова на поле с серпом на плече. Потому, во время жатвы, да и во время всякой тяжелой работы, пели. Сами песни не имели какого-то сакрального значения, ритуальным и магическим была сама работа под песню. Песня дает силу и выносливость.

Уж вы жнеи, вы жнеи,

Мои молодые!

Жнеи молодые,

Серпы золотые!

Уж вы жните, жните,

Жните, не ленитесь,

А обжавши нивку,

Пейте, веселитесь!

Цель жатвенных обрядов и связанных с ними песен - отблагодарить "матушку землю", кормилицу за долгожданный урожай, с помощью магических действий вернуть земле плодородие и тем самым обеспечить будущий урожай, вернуть жницам затраченные во время жатвы силы.

По окончании жатвы начинаются обряды дожинок. Узкую полоску у края поля принято оставлять не сжатой - Велесу на бородку. Ее последние колосья затаптывают, прижимают к земле, чтобы плодородная сила земли не иссякла. Кроме того широко распространен был обряд завивания "бородки".

Уж мы вьём, вьём бороду

У Велеса на поле...

Завиваем бороду

У Велеса да на широком...

На ниве великой

Да на горе высокой,

На земле чернопахотной...

Вейся, вейся, борода

Бородушка, вейся

Сусек наполняйся!

Оставляют небольшой несжатый участок, выпалывают вокруг и между стеблями траву, на очищенную таким образом от сорняков землю кладут кусок черного хлеба с солью, затем завязывают стебли узлом так, чтобы колосья были опущены на землю, а сами стебли образовали нечто вроде дуги, опирающейся концом в землю. Под этой дугой продергивали ранее все серпы, бывшие на жатве ("женили" серпы). Принято было кататься по жнитве, прося землю вернуть силы. При этом приговаривали: "Жнивка, жнивка! Отдай мою силку на вест, на колотило, да на молотило и на криво веретено". Затем женщины из колосьев плели венки, вплетая в них цветы, и возвращались с песнями с жатвы.

Сноп, сжатый последним, наряженный куклою, опоясанный красной лентой, называют "дедом", "стариком", "бабой". Его принято было брать с собой в дом и хранить до следующего урожая в красном углу. Существует поверье, что он способен принести достаток, обеспечить будущий урожай, его зерна считаются наиболее ценными и примешиваются к посевным. Когда хлеб начинают жать, полевые духи бегут от взмахов серпа и прячутся в тех колосьях, которые остаются на корню. Вместе с последними срезанными колосьями они попадается в руки жнецов и в их последних - дожиночных снопах приносятся в дома земледельцев. Отсюда и сила их.

Известен и еще один обряд благодарения земли - заклинание сжатых полей, "заклинание жнивы". Рано поутру, вместе с зорькой, выходили на поля старые люди и приговаривали, обратясь лицом к востоку: "Мать-Сыра-Земля! Уйми ты всякую гадину нечистую от приворота, оборота и лихого дела!". После этих слов заклинатели поливали землю принесенным конопляным маслом. Затем, обратясь на запад, произносили следующие слова: "Мать-Сыра-Земля! Поглоти ты нечистую силу в бездны кипучие, в смолу горючую!" Вновь возливалось масло на землю, и заклинатель поворачивался лицом на юг. "Мать-Сыра-Земля! Утоли ты все ветры полуденные со ненастью, уйми пески сыпучие со метелью!" Эти слова сопровождались новыми возлияниями, после чего, обратившись к северу, изрекалась окончательная часть заговора: "Мать-Сыра-Земля! Уйми ты ветры полуночные со тучами, содержи морозы метелями!" Сила этого заклинания действительна всего только год, и необходимо повторять его каждое лето.

Праздник Спожинок завершает календарный период Спаса и начинает другой - Бабье лето, длящийся до осеннего равноденствия. Бабье лето в свою очередь делится на два периода - молодое и старое Бабье лето.

В настоящее время серпами уже давно не жнут. Тем не менее, самая, пожалуй, знаменитая Жница известна всем. Это монумент Родина Мать на Мамаевом кургане. Высота статуи 85 метров вместе с мечом и 52 метра без меча. Монумент сделан из блоков железобетона - 5500 тонн бетона и 2400 тонн металлических конструкций. Меч длиной 29 метров и весом 14 тонн сделан из нержавеющей стали. Статуя стоит свободно на плите, как шахматная фигура на доске.

А во время Великой Отечественной войны наводящие ужас на врага реактивные минометы получили имя "Катюша". Они стали в те тяжелые годы бесспорным символом грозной Перуницы.

* * *

Может быть случайно, а может быть, и нет, но день Российского флага попал именно на Владычицу - 22 августа. Глубинный духовный ритм всегда находит способы проявиться. Осталось только Юрьев день объявить днем Российского герба.

Учитывая круг обязанностей Богини, в настоящее время служительницами (берегинями) Перуницы являются женщины-военные, а также жены военных, которые делят со своими мужьями, следуя за ними по гарнизонам, нелегкую ношу бережения родной земли. Это самый главный и надежный тыл нашей армии.