Носков Юрий

РУССКИЙ ЯЗЫЧЕСКИЙ КРУГ

ГЛАВА 7. ВОЛХВЫ

БОГИ

Дать чёткое и ясное определение понятия богов невозможно в принципе, так как боги и есть те основы, через которые определяется всё остальное. В философии им аналогичны категории - фундаментальные понятия, определяющие все другие понятия. Сами же категории возникают как обобщение явлений жизни в рамках той или иной философской системы. Вот примерно также рождаются и боги только уже не в рамках какой-то философской системы, а в лоне культуры того или иного народа как мифологическое обобщение явлений духовной жизни, закреплённое традицией.

Для появления богов как в русском язычестве, так и во всех других культурах имеются весьма веские основания. Современные знания, накопленные наукой, констатируют, что жизнь на нашей планете постоянно развивается, усложняется, достигая своей вершины в разумном человеке, наделённом не только рациональным умом, но и духовностью. То есть фундаментальным свойством нашего мира выступает то, что в нём имеются некие восходящие потоки, приводящие в движение не только материальную (видимую) эволюцию, но и нематериальные духовные искания людей. В некотором смысле эти потоки можно представить многомерным (многофакторным, многоаспектным) духовным полем. В данном случае под духовным полем понимается то, что для взаимодействия с ним нужны не приборы, а сам человек, наделённый разумом и развитой духовностью (способностью контактировать с этим полем). Оси координат (главные направления) восходящих потоков этого многомерного духовного поля формализованные в виде мифологических персонажей и есть боги. Многомерность другими словами выражается как языческий политеизм (многобожие). При этом важнейшим свойством координат является их ортогональность, то есть независимость, невыразимость одной через другую, что на языке мифа превращается в персонификацию божества.

Существуют ли реально боги как мифологические персонажи? Конечно существуют, так как существуют явления ими обозначенные. Но само определение явлений в духовной области также оказывает своё воздействие как на их оценку, так и поведение людей. Возникает как бы обратная связь, что и служит дополнительной основой персонификации мифологических персонажей - к ним можно обращаться и получать ответ, а иногда и помощь. При этом не стоит путать богов и духов. Духи это хотя и невидимые, но локализованные в пространстве и времени сущности. Если дух находится здесь, то он одновременно не может быть где-то ещё. А боги как несущие основы мироздания находятся всегда и везде.

Возникает следующий естественный вопрос - а кто или что создает духовное поле и формирует восходящие потоки в нём? Можно ответить, что таково свойство нашего мира и создает его вся природа сообща. Так что не просто так поют соловьи, кукуют кукушки, устраивают концерты лягушки, танцуют журавли, цветут цветы, а музы тревожат поэтов в их снах. Всё это проявление и формирование общего духовного поля. Не малую лепту в это поле вносят и люди, особенно с большими способностями. Иногда их влияние настолько велико, что в тех или иных культурах таких людей причисляют к богам. Но это слишком большое упрощение и примитивизация явления.

Множественность духовных проявлений и серьёзное влияние на них самих людей, находящихся в конкретных природно-климатических, производственных и общественных условиях, объясняет появление как различных богов, так и общих божественных систем. Какие-то из культур родственны и их божества совпадают, имея различные названия (например, Ярила, Хорс, Митра), а какие-то настолько различны, что божества для одних, являются вредоносными сущностями для других. Каков народ - такие у него и боги. И наоборот, какие боги - таков и народ. При этом стоит отметить, что мифологических систем людьми создано множество, но лишь немногие из них прошли испытание временем, позволяют адекватно отслеживать изменяющуюся действительность, накапливая и передавая опыт через поколения. Русское язычество бесспорно относится к таковым. Здесь стоит также обратить внимание на то, что понятие "русские боги" означает не только то, что это боги русского народа, но ещё и то, что это светлые, жизнеутверждающие боги.

Само слово "бог" широко используется в современном языке, причём так, что мы и не замечаем этого - "спасибо (спаси бог)", "с богом", "ей богу", "дай бог" (обращение к Даждьбогу - богу дающему)", "слава богу", "бог в помощь". Всё это вовсе не влияние христианства, а имеет гораздо более глубокие языческие корни, нужно лишь иметь в виду о каком из богов идёт речь в каждом из оборотов речи.

О самом происхождении слова "бог" в русском языке лингвисты спорят давно. Одни утверждают, что это слово заимствовано славянами из иранских наречий, о чём говорят имена двух богов языческого пантеона (Даждьбог и Стрибог), другие из индийских. Пожалуй, наиболее вероятно, что слово это восходит корнями к общему древнему гиперборейско-арийскому понятию блага вообще.

Чтобы подключиться к духовному полю (установить контакт с богами) служат выработанные веками приёмы, например, молитвы, обряды, символы. Как радиоприёмник нужно настроить на определенную частоту, чтобы услышать нужную радиостанцию, так и самому человеку нужно настроиться так, чтобы приобщиться к определённому восходящему потоку мироздания. При этом образы богов и символика с ними связанная служат как бы парусами, ловящими живительные струи духовного поля.

Сами боги бесплотны и не имеют какого-то определенного вида, но есть образы людей, одухотворенных той или иной духовностью, а также есть сопутствующая той или иной духовности символика, они вместе и порождают удобные для восприятия людей образы богов. Когда люди понимают, что картинки или фигурки это всего лишь символы богов, служащие для сосредоточения, для установления контакта с богами, то и изображения будут служить в пользу. Однако плодить их много не стоит. Изготовить не сложно, а вот правильно использовать сложнее, к тому же нужно обеспечить, чтобы не было надругательства над ними. Характерным примером здесь может служить изготовление идолов с названиями богов во времена князя Владимира, а потом их порубили и в реки побросали. С идолами так можно поступить, а вот попробуйте Перуна из тучи достать.

Нахождение методов и средств общения с богами, хранение опыта поколений в духовной области и его развитие есть непосредственная сфера деятельности волхвов. Простые язычники лишь пользуются готовыми обрядами, приемами, символами. Также необходимо обратить внимание на разницу подходов к духовному для волхвов и жрецов. Если волхвы призваны помогать людям установить собственный контакт с богами, то жрецы всё время стремятся стать посредниками между богами и людьми, с выстраиванием схем собственного кормления и жреческих пирамид тщеславия, отсюда и такое негативное отношение к ним запечатленное в русском языке. В русском язычестве жрецов никогда не было.

* * *

Времена меняются, меняется не только окружающая действительность, но и сам человек. Всеобщее среднее образование, развитие науки, средств массовой информации, компьютерных технологий требует адекватной адаптации общих представлений о базовых понятиях языческого мировоззрения к действующему смысловому полю. Сама же суть явлений, и связанных с ними смыслов остаются при этом неизменными.

Боги, как сущности основополагающие и нематериальные, бессмертны, они могут спать, когда народ забывает их, но стоит лишь обратиться к ним, наполнить востребованностью и боги отдохнувшие, с новыми силами вступают в жизненную круговерть народа.

Русские боги, мы приветствуем вас !