Носков Юрий

РУССКИЙ ЯЗЫЧЕСКИЙ КРУГ

ГЛАВА 1. КОЛОВРАТ

ЮРЬЕВ ДЕНЬ

Бежит, бежит времечко, крутится Коло Сварожье. Вот и пришло время рассказать о следующем языческом боге колеса мироздания - Яриле Сварожиче (он же Яровит, Светояр, Хорс) и соответствующем ему празднике - Юрьевом дне (Ярилин день, Красная горка).

Начиная с Юрьева дня, Даждьбог передает Яриле бразды правления миром. Календарный период после Ярилина дня, одного из восьми астрономических (солнечных) дней, делящих год на восемь равных частей, получил в народе название Красной горки. Длится этот период до Купалы, когда состарившийся Ярила передаст бразды правления следующему богу.

Яриле соответствует природная стихия яри - стихия жизнепробуждающего начала, а в духовной сфере преломление этой силы в дух праведности, которая известна как Русская правда. От Ярилы берет своё начало исконно русское имя Юрий, связано с ним и имя Ярослав.

Весной начинается пробуждение природы и отсчет нового естественного жизненного цикла. Живительная энергия Ярь, пронизывая каждую былинку, каждую травинку, наполняет окружающий мир плодоносящей силой. От корня "яр" и происходит имя Ярилы. В русском языке слово "ярый" означает "горячий", "огненный", "неукротимый". Зерновые культуры, которые сеют весной (в отличие от озимых), называют "яровыми". Одно из названий месяца май у украинцев - ярец. Яровать - неиствовать, забываясь. Ярун - глухарь во время тока, не видящий и не слышащий ничего, не помнящий ни о чем, кроме подруги и ревнивых соперников, которых надо прогнать... Сильные эмоции, часто связанные с идеей плодородия, размножения, физической любви, то что поэты называют "страстью кипучей".

Ярила - олицетворение мужского естества и весеннего плодородия, яростного детородного начала, одновременно сливающегося с понятиями "яркий", "яровой" (весенний). В мае Ярила является молодой и красивый в белом и на белом коне. На голове у него венок из весенних полевых цветов, в левой руке он держит сноп ржаных колосьев, ноги босые. Там, где ступит нога ярилиного коня, рожь подымается. П.Д. Бутурлин посвятил ему целый гимн, который образно и объемно отражает стихию бога и обрядовую суть праздника в его честь:

Идет удалый бог, Ярило - молодец

И снежный саван рвет по всей Руси широкой!

Идет могучий бог, враг смерти тусклоокой,

Ярило жизни царь и властелин сердец!

Из мака алого сплетен его венец,

В руках - зеленой ржи трепещет сноп высокий;

Глаза как жар горят, румянцем пышут щеки.

Идет веселый бог, цветов и жатв отец!

Везде вокруг него деревья зеленеют

Пред ним бегут и пенятся ручьи,

И хором вслед за ним рокочут соловьи.

Идет он, светлый бог! - И села хорошеют!

И весь лазурный день - лишь смех да песни там.

А темной ноченькой уста все льнут к устам!

С астрономической точки зрения Яриле соответствует Солнце, но если Даждьбогу соответствует Солнце как источник света, то Яриле Солнце как источник оплодотворяющей жизненной энергии. Связь Ярилы (Хорса) с солнцем можно проследить в "Слове о полку Игореве", где князь Всеслав, пробираясь ночью в Тмутаракань, "великому Хорсови волком путь перерыскаше", то есть успевал до восхода солнца.

Предания начального двоеверия (былинных времен домонгольского периода) доносят сказания о былинном богатыре Микуле Селяниновиче (в некоторых былинах - Илье Муромце). Богатырь этот также наследник культа Ярилы, как с точки зрения образа - наипервейшего русского оратая, так и атрибутики праздника, его места в календаре. Наиболее известна здесь былина о "тяге земной", согласно которой Святогор (Даждьбог) пытается догнать на широком пути прохожего и никак не может, окликает его. Богатырь останавливается, кладет на землю сумочку и предлагает Святогору поднять. Пробует богатырь поднять ее, да только ноги его в землю уходят все глубже и глубже.

На Красную горку (Ярилин день) всю ночь продолжаются гуляния с песнями и плясками вокруг костров, горящих на возвышенном месте "на яру" ("на юру"). До сих пор осталось множество напоминаний о таких ритуальных холмах, назывались они по разному: Ярилина плешь (возле Переяславля Залесского), Лысая гора (близ Саратова), Венцы (в Ульяновской области), были и другие названия, например, Воробьевы, Девичьи или Девины горы. Из числа мужчин выбирают Ярилу, наряжают его в пестрое платье, украшают цветами, лентами и бубенчиками, лицо нарумянивают. Он является центром празднества. А скоморохи - его служители, они находятся под покровительством Ярилы. Молодые девушки приходят на празднество "поневеститься". Гуляния сопровождались весельем, хороводами, поцелуями через венок из свежих цветов и трав.

Место праздника на холмах имеет как древний ритуальный характер, так и вполне естественный житейский смысл. Период этот отмечен не только бурным пробуждением живительной силы природы, но и повышенной пожарной опасностью. Праздник же этот без костров не бывает. Так что лысые холмы наиболее подходящи и по этим соображениям.

Излюбленной игрой этого праздника являются "горелки". Холостые парни и девицы встают парами в длинный ряд, а один из молодцев, которому по жребию достается "гореть", становится впереди всех перед одной из пар и произносит:

- Горю, горю!

- Чего ты горишь?

- По красной девице горю.

- По какой?

- По тебе - молодой!

При этом пара разбегается в разные стороны, стараясь снова сойтись друг с дружкой и взяться за руки. А молодец, который "горел", старается поймать себе подругу. Если ему удастся поймать девушку прежде, чем она сойдется со своей парою, то они становятся в ряд. Оставшийся одиноким заступает на место горящего. Если же не удастся поймать, то попытки продолжаются. Строй при этом всячески подбадривает "горящих".

Широко известно обрядовая выпечка, связанная с Юрьевым днем - куличи - символы оплодотворяющего мужского начала (еремка в красной ермолке). Церковь их также пытается себе присвоить. Особенно интересно бывает наблюдать, когда монашеньки напекут батарею куличей, ходят и поглаживают их любовно. Вот к таким курьезам приводит вороватая подмена понятий.

Дух праздника отражает и еще одно стихотворение, посвященное Яриле, Д. Семеновского (1915):

ЯРИЛО

Что душу мою как пожар озарило,

Чей взор в полумраке заискрился, чей?

То ходит во мраке веселый Ярило.

О боже прекрасный, меня озарило

Мерцанье твоих искрометных очей!

И кровь забродила, и страсть закипела,

И сердце истомно и сладостно мрет.

Ах, трудно противиться голосу тела!

Недаром рассыпчатым цветом вскипела

Черемуха возле дорог и болот.

Ярило, ты к людям приходишь во мраке,

Сердца, как костры, зажигаешь ты им.

В кудрях твоих - пышные красные маки,

И звезды, и звери, и люди во мраке -

Все пьяны душистым дыханьем твоим.

Как чудно сверкают Ярилины очи!

Мне в душу проходят они, как мечи!

О боже прекрасный, из сумрака ночи,

Как синие стрелы, кипучие очи

Мне в душу стреми, излучай и мечи!

Праздник открывает начало периода, подвластного Яриле, а к тому времени, когда наступает момент передачи правления следующему богу, состарившегося Ярилу провожают. Но люди знают: минует зима - и Ярило вернется, воспрянет вновь.

Из истории известен и еще один Юрьев день (9 декабря) - Юрий осенний. Собственно, этот день не имеет прямого отношения ни к Яриле, ни к язычеству. Его появление связано, с одной стороны, с деятельностью служителей иноземных культов, всячески стремящихся подменить своей атрибутикой нашу родную духовную традицию, а также с тем, что в этот день заканчивался цикл земледельческих работ и крестьяне могли сменить место жительства. То есть в этот день Правда могла восторжествовать, вот поэтому и Юрьев день. Борис Годунов отменил это право, окончательно привязав крестьян к боярам и вотчинникам. Отсюда и пословица: "Вот тебе, бабушка, и Юрьев день", которая применяется, когда надежды на справедливость не оправдываются.

Примером подмены понятий и символов является также замена имени Юрия Вешнего на Георгия Победоносца, а Ярилы на архангела Гавриила. Греческое имя Георгий (оплодотворитель земли, земледелец) означает примерно то же самое, что и Юрий, но в гораздо более примитивном и приземленном виде.

Начинающийся с Юрьева дня календарный период красная горка издревле был излюбленным свадебным периодом под покровительством Ярилы. Церковь всячески боролась с этим, сместила этот период по времени и привязали его к своему календарю. А свадьбы в мае запретили, введя присказку - "кто в мае свадьбу играет, тот маяться потом будет". Хотя не только древняя традиция, но и элементарный здравый смысл побуждал играть свадьбы в этот период - весенне-полевые работы завершены, летние ещё не начаты.

Все эти факты являются характерными примерами криви (искривления, искажения) понятий. Слово это очень точно отражает суть дела, кривь - это не неправда, это увод в сторону от правды. Вот, собственно, исправление криви, служение Правде и является основной духовной сферой ответственности Ярилы, на которую и направлена вся его природная ярь. В этом нелегком деле у Ярилы имеется мифический помощник птица-вестник Гамаюн, широко известный благодаря картине В.М. Васнецова.

Правь - одно из основополагающих мировоззренческих русских понятий. Слово это породило целый куст родственных понятий - правда, править, правитель, прави'ло и пра'вило, да и православие отсюда же (то есть правду славящее). Поэтому, когда хотят выделить в изображении Ярилы именно это его назначение, то изображают со светящейся человеческой головой в правой руке, что символизирует как власть Ярилы над мыслями правителя, так и светлой головы над людьми. Известно его изображение и в виде копейщика, поражающего змея. Это означает, что Ярила солнечным лучом поражает тьму. Перед светом, тьма отступает.

Вся эта атрибутика и символика очень тесно связана с историей и культурой нашей страны.

Летописи сообщают, что Хорс входил наряду с Перуном, Даждьбогом, Стрибогом, Семарглом и Макошью в пантеон князя Владимира перед тем как он обратился к христианскому примитивизму. Да и христианство на Русь пришло не из Константинополя, а из Корсуни, что в Крыму, да еще в виде, считавшемся в Византийской империи ересью, поэтому и название свое получило - православие. Город же Корсунь больше известен в истории как Херсонес Таврический (ныне на окраине Севастополя), то есть дословно город Хорса. Это в современной литературе имя бога пишется через "о", в летописях же через "ять" - Хърс, что более точно передает смысл. Учитывая, что князь Владимир не включил Велеса в свой языческий пантеон, возвысив безмерно Перуна, а затем принял православие под знаком Хорса, то с языческой точки зрения факт крещения Руси означает, что в споре за власть между Перуном и Велесом победил Ярила. По современным церковным книжкам и ритуалам совершенно нельзя судить о том православие, что существовало на Руси на протяжении столетий и было близко и дорого нашим предкам.

Так, из истории мы знаем, что духовным небесным покровителем Юрия Долгорукого был Ярила (при крещении он получил имя Георгий), поэтому совершенно не случайно Копейщик оказался на гербе Москвы, хотя и в греческой стилизации.

Аналогичная ситуация и с Ярославом Мудрым, так что вполне закономерно его упражнения в области права, результатом чего стал первый письменный юридический свод, который церковные летописцы окрестили "Русской правдой".

Собственно, вершение правды (суда), наряду с защитой от врагов, являлось основной обязанностью князей (правителей). Но при этом преклонения перед законом на Руси никогда не было, так что хотя корень "юр" и присутствует в слове "юрист", Ярила в данном случае выступает как прокурорская инстанция самого высшего порядка, чтобы кривь не подменила собой правды.

Праздник связан и еще с одной "Правдой" - газетой, день рождения которой 5 мая. Bряд ли это просто совпадение!

Более серьезные события, приуроченные к Юрьевому дню, связаны с Великой Отечественной войной. Эта война была не только столкновением войск, научных и конструкторских потенциалов, экономических укладов, но и в немалой степени высших смыслов. Именно поэтому взятие Берлина было приурочено к Юрьеву дню. И ничего удивительного в этом нет, трудно найти более подходящий период, чтобы нанести удар по логову тьмы. С этим же связано и назначение Георгия Жукова руководителем операции по взятию Берлина. Это была не просто Победа, это была еще и сакральная Победа.

Главным святилищем Ярилы является озеро Светлояр, что в Нижегородской области. Озеро это древнее, причем метеоритного происхождения. Согласно преданию, именно в его водах скрылся на время град Китеж. Помнят Ярилу на нижегородчине и в других местах, так один из районов Нижнего Новгорода даже назывался по имени Бога. Хранителями культа Ярилы являются скоморохи, которым издавна позволялось говорить правду в глаза даже самодержцам. Ныне они выступают иногда в роли юмористов, а в период теократического умопомрачения им приходилось и юродивыми прикидываться. Наверное, не случайно корень "юр" в данном слове присутствует.

Документы доносят до нас и еще один из эпитетов Ярилы - Плуга, что во многом связано с началом полевых работ, засеванием пашен (оплодотворением пашен). С этой стороны культ больше сохранился у народов, имеющих гунно-савирские корни. Так, у татар праздник плуга - это Сабантуй, а у чувашей - Акатуй. Вполне возможно, что и башкирский Каргатай имеет тот же источник. Имеетеся аналог Ярилы (Хорса) и у персов - Митра. Собственно ничего в этом удивительного нет, так как глубинная культурно-мировоззренческая основа коренных народов нашей земли едина.

Развитый культ Ярилы с его сферами житейской и общественной ответственности - одно из основных отличий русского язычества от греческого, римского и североевропейского.

* * *

В наши дни в языческой системе координат Ярила, кроме высшей инстанции над законодательством и над журналистикой, является также духовным покровителем государственного управления. И поэтому когда мы слышим слова современного гимна России:

От южных морей до полярного края

Раскинулись наши леса и поля.

Одна ты на свете! Одна ты такая -

Хранимая Богом родная земля!

нужно понимать, что речь здесь конечно же, идет о Яриле. Его же стилизованный образ находится и в центре российского герба.

А завершить сказ о Яриле хочется так же, как и А.Н. Островский в пьесе "Снегурочка":

"На вершине горы на несколько мгновений рассеивается туман, показывается Ярила в виде молодого парня в белой одежде, в правой руке светящаяся голова человечья, в левой - ржаной сноп.

Свет и сила,

Бог Ярило.

Красное Солнце наше!

Нет тебя в мире краше".

Слава Яриле!