Носков Юрий

РУССКИЙ ЯЗЫЧЕСКИЙ КРУГ

ГЛАВА 3. РОД

ПАМЯТЬ В КРУГЕ РОДА

В жизни язычников нет смерти - когда человек жив её нет, а когда умирает, то нет человека. Поэтому в этой главе вопросы завершения жизненного пути, захоронений, поминок вынесены за жизненный круг.

В народе существует устойчивая вера, что дух человека по завершении жизненного пути не умирает, а уходит ввысь на Небо, а плоть возвращается в Землю. Какой-то дух отправится в Светлы Ирий, видимый на небе как Млечный Путь, а какой-то будет долго летать в холоде космоса в окружении камней и пылинок. В дальнейшем дух может возродиться на земле. Это может произойти и в этом же роде, может и в соседнем своего же народа, а может быть заброшен и очень далеко. Все это определяется тем, как человек прошёл свой жизненный путь. Таковы важнейшие основы веры русского язычества.

На земле же среди живущих остается память как о делах, так и место захоронения.

С глубокой древности известны языческие захоронения как в виде сожжения с последующим насыпанием холма на месте кремации, так и захоронение в земле в могиле. Что интересно, и тот и другой метод используется и сегодня. На месте языческого захоронения ставился раньше кап, то есть столб с надписью, иногда верхняя часть которого выполнялась в виде верхней части туловища человека. В наще время ставится плита с фотографией и языческой символикой. А у кого есть возможность, то может быть установлен и бюст, как современный аналог капа. Захоронение осуществляется на третий день после кончины. Этого времени достаточно, чтобы близкие родственники могли приехать проститься.

Непременным атрибутом прощания с покинувшими жизненный круг выступают поминки. Поминки проводятся на третий день - сразу после похорон. А также на 9, 40 день и по прошествии года. Согласно народной вере дух человека не сразу теряет связь с телом, а ещё какое-то время (40 дней) находится рядом. И родственники, проводя ритуал поминовения, тем самым помогают духу преодолеть препятствия и найти дорогу в Светлый Ирий и при этом не утратить связь с живущими, оберегая их.

* * *

Современная языческая традиция в вопросах завершения жизненного пути, захоронений и поминок во многом сохранила древние традиции. Хотя язычникам не помешает всё же восстановить и адаптировать к современности отдельные элементы обрядности.

Здесь, пользуясь случаем, можно сформулировать одно предложение по обустройству современного языческого захоронения, которое, с одной стороны, полностью соответствует многовековым традициям, а с другой стороны, учитывает современные социальные и градостроительные реалии, и даже может способствовать развитию традиции в целом.

В наши дни кремация широко распространена, особенно в крупных городах. И именно этот способ наиболее отвечает язычеству по духу. Если каждый языческий род (семья) выберет единое место, где будет осуществляться захоронение родственников после кремации, то таким образом образуется родовое капище. Основой такого капища может послужить и уже имеющиеся обычные захоронения родственников. Это решает большое количество проблем как выбора места захоронения, особенно в крупных городах, так и дальнейшего его обустройства. Также способствует и единению рода в целом у общего погребения предков. Такое капище может быть обнесено невысокой круговой стеной с входом с востока, на которой с внутренней стороны размещаются таблички и портреты погребенных, а урны с прахом помещаются в центре круга, где насыпается небольшой холм. На нём могут быть установлены скульптуры, символизирующие предков - капы. Здесь и будет храниться память рода.

На таком захоронении могут быть погребены не только язычники, но и те родственники, кто был сторонником каких-то религий или атеисты, с соответствующей символикой на их мемориальных табличках. Религии и официальные идеологии приходят и уходят, а народ со своими тысячелетними традициями остается, и продолжает жить пока помнит свои традиции.

Современные погосты (кладбища), как правило, огорожены стеной, которая может использоваться для захоронения одиноких, оставшихся без родственников и близких. При этом урна с прахом может помещаться под стеной, а памятная табличка на стене.

Стоит также отметить, что есть люди, кто своими делами, заслужил не только память в своём роду, но и память всего народа. Местом захоронения таких людей могут стать общенародные капища, как центральные святилища населенных пунктов.