Носков Юрий

РУССКИЙ ЯЗЫЧЕСКИЙ КРУГ

ГЛАВА 1. КОЛОГОД

СТАРИЦА

Бежит, бежит времечко, продвигается Земля Матушка по своему извечному кругу вокруг Друга Милого - Красно Солнышка, подставляя под его живительные лучи то один свой бочок, то другой. Вот и пришло время рассказать о следующей русской языческой Богине - Маре и соответствующем ей празднике - Старице.

Мара - богиня-прародительница, хранительница преемственности поколений. Кроме того, Мара, как, собственно, и все другие богини, отражает определенный возраст женщины - умудренную жизненным опытом старость. Именно она дает женщинам силы в старости. Мара замыкает женский жизненный круг, который имеет свое продолжение во внуках. Именно бабки, как правило, даже больше родителей, чувствуют во внуках продолжение рода. При этом преемственность поколений это не только продолжение физической жизни, а еще и продолжение духовной традиции народа.

Слово "ма-ра" дословно можно трактовать как "женская одухотворяющая сила". Смыслоформа "ма" - женщина, а "ра" - это та лучистая энергия, которую можно увидеть невооруженным взглядом на небе в виде "ра-дуги".

Богиня Мара вместе со Сварогом покровительствуют календарному периоду от праздника Деды, делящего осень пополам, до зимнего солнцеворота. В народе этот период получил название Предзимья или Зазимья.

С приходом в наши края примитивных африканских и ближневосточных взглядов на мир, родная для нашей цивилизации система взглядов в виде жизненного круга (жизненной поляны), оберегаемой Богами и Богинями стала подменяться упрощенными понятиями выше-ниже, белое-черное и так далее. При этом богине-прародительнице Маре досталось, пожалуй, даже больше чем Велесу. Ее стали отождествлять с представительницей совсем другой мифологии и другой мировоззренческой системы - со злой Мораной (Мореной) - самой смертью и множеством злокозненных духов, порожденных ночью и холодом - "моры", "мор", "мрак", "морок". И это связывалось не только с жизнью людей, но и явлениями природы: смерть света, дня и наступление ночи, похищение Солнца, наступление зимы и вообще всеобщее умирание в природе.

В природе же все циклично, на смену зиме обязательно приходит весна, на смену ночи - утро. В язычестве нет смерти: когда человек жив - ее нет, а когда она приходит, то нет человека. В круге нет конца, через внуков замыкается жизненный круг людей, живущих жизнью плоти, через последователей в делах и устремлениях продолжается жизнь людей, живущих жизнью духа. Так что и на смену Мары в годовом круге в дальнейшем приходит внучка - Снегурочка.

Культ Мары-прародительницы уходит в глубину веков и напоминает о себе в виде каменных баб, найденных археологами по всей необъятной нашей земле. А в Сибири известен в виде культа Златой Бабы, также, как правило, изображаемой с внуками.

Мара предстает перед нами в образе Лоухи у Элиаса Лённрота в Калевале, этом удивительном сборнике карело-финского духовного наследия. Здесь одним из центральных объектов выступает и волшебная мельница Сампо, как напоминание все о той же Сварге. Лённрот любовно собрал и соединил разрозненный материал в единое произведение, но система координат, в которой это было сделано, традиционная для времени автора. И можно предположить, что тот же фольклорный материал, будь он отражен в системе координат самой Сампо, заиграл бы сиянием глубоких смыслов и красками недостающих частей Сампо. Возможно, что среди финно-угров найдется знаток старины, кто сможет разыскать недостающие осколки и продолжит дело, начатое Лённротом. При этом, вполне возможно, обнаружится, что большая часть фрагментов Сампо окажется рассеянной на территории России.

Но наиболее широко известна Мара сейчас через свою главную представительницу - берегиню Бабу Ягу. Этот сказочно-мифический персонаж возник много веков назад, как результат взаимодействия славянской и финно-угорской культур.

Живет бабуся в лесу в избушке на курьих ножках. Забор вокруг ее жилища сделан из человеческих костей, на нем торчат черепа с горящими глазами. Выглядит она отвратительно: лохматые нечесаные волосы, нос крючком, одна нога костяная, глаза временами вспыхивают красными сполохами. Служат Бабе-Яге лягушки, черные коты (в их числе самый знатный из них - Кот Баюн), филины и змеи - все существа, в которых уживается и угроза, и мудрость. Кроме того, бабуся имеет специальные средства передвижения - ступу и метлу, которые она виртуозно пилотирует. В.И. Нарбуту по всей видимости приходилось встречаться с бабкой:

По полю мчится, как синяя птица,

В ступе - без упряжи, гика, коней...

Будет звездами ли ночь золотиться?..

Травы в слезах поувяли за ней.

Лес, на краю которого живет Баба-яга в сказках, представляется непростым, как бы иным миром. Иногда граница подчеркивается еще и рекой, причем огненной. Перейти ее можно только по Калиновому мосту. И мост этот разделяет миры.

Баба-яга не случайно оказалась на таком "ответственном посту". Эта старая безобразная старуха - самый мистический персонаж древнего русского фольклора, причем занимающий очень важное место в верованиях дохристианской Руси. Баба-яга является стражем границы между мирами. К тому же она является не беспристрастным сторожем. Оказывается, что безобразная старуха, пугало для маленьких детей, является магической защитницей людей, борющихся за правое дело.

Не каждому, пришедшему к Бабе-яге за помощью, открывает она путь в зазеркалье. Прежде чем помочь человеку, она проводит ритуал его проверки, позволяющий оценить его духовные качества и знания, а также причины, приведшие его к границе. Если она убедится, что пришедший к ней человек не только идет за делом, но и способен с ним справиться, то помогает достичь цели.

Было время, когда бабке жилось туго, но в последнее время почет и уважение стали возвращаться к ней. У нее теперь и постоянное место жительства появилось - село Кукобой Первомайского района Ярославской области. Поселилась она в новенькой избушке в сосновом бору в центре села в 2004 году. К Деду Морозу в гости летает в Великий Устюг, это не то что в бывалышные времена, с темными силами якшаться приходилось, со Змеями всякими Горынычами. Теперь все становится на круги своя, теперь уже силы чернолесья у нас не забалуют.

Праздник, посвященный Маре, приходится на время поздней осени, на конец ноября. В народе память о нем сохранилась в виде Матрены зимней. Это наиболее подходящее время для внуков навестить своих бабушек.

Старость - это естественный период жизни. Но есть большая разница между двумя словами "старуха" и "старица". В отличие от сварливой и склочной старухи, жизнь старицы наполнена духом и смыслом, со сказками и преданиями для внуков, под покровительством Мары. Очень точно эта истина, причем во взаимосвязи с календарем, отражена в широко известной песне на слова Э. Рязанова:

У природы нет плохой погоды,

Всякая погода - благодать!

Дождь ли, снег - любое время года

Надо благодатно принимать.

Отзвуки душевной непогоды,

В сердце одиночества печать

И бессонниц горестные всходы

Надо благодарно принимать...

Смерть желаний, годы и невзгоды

С каждым днем все непосильней кладь...

Что тебе назначено природой,

Надо благодарно принимать.

У природы нет плохой погоды,

Ход времен нельзя остановить.

Осень жизни, как и осень года,

Надо, не скорбя, благословить.

Стоит обратить внимание, что слово "старица" имеет и еще одно значение - старое русло реки. Круг богинь замкнулся. Жизнь русского мира возвращается в старое родное русло. И теперь уже ничто не в силах этому помешать.

* * *

Если говорить о современности, то служителями Мары в наше время являются работницы пенсионных служб. С выходом на пенсию жизнь не заканчивается и, даже больше того, появляется свободное время, чтобы оформить и передать следующим поколениям дух своего времени. Пожалуй, наиболее характерным образцом для подражания здесь может служить няня А.С. Пушкина Арина Родионовна.