Птица Стратим

СТРАТЕГИЯ - 8 (ДВУХПАРТИЙНАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА)

В каждой области деятельности люди на протяжении веков накапливают знания как в области изобретения полезных изделий, так и организации своей жизни. Не является исключением и область государственного строительства. Такими находками в свое время стали республиканское устройство стран, демократия, активное развитие права и т.д.

Одной из таких находок в области государственности является принцип двухпартийного политического управления. Он широко известен задолго до новой эры - ещё со времен республиканского Рима. Однопартийная система, накапливая постепенно ошибки и наслоения, вынуждена периодически переживать революции, чтобы от них избавиться. А как очень точно подметил В.В. Кожинов: "Любая революция есть уничтожение существовавшего до него общества, и поскольку никакого другого общества, кроме наличного, пока и нет, потенциально революция грозит гибелью всем и каждому..." Двухпартийная же система лишь переключает точку опоры, отстраняя неэффективную (или просто надоевшую) структуру от доминирования в управлении. Если бы на момент отказа в СССР от руководящей роли Коммунистической партии в руководстве страны нашлись мудрые люди, предложившие разделить КПСС на две части, то мы были бы свидетелями совсем другой истории - без разрушения экономики и боевых действий на территории страны. Применение принципа двухпартийности не утратило актуальности и в наши дни, что могло бы стать хорошим выходом из сложившейся в смутное время конца 20 - начала 21 века политического иллюминаторства, неминуемо грозящего новыми революционными потрясениями.

Чтобы двухпартийность в России могла реализоваться на практике, необходима концептуальная основа для её существования.

Методологической основой здесь может стать один из хорошо известных принципов диалектики - единство и борьба противоположностей.

На бытовом уровне традиции символами двух партий могут стать два изображения коловрата, являющиеся графическими образами календаря. При этом нужно иметь ввиду, что оба варианта коловрата вращаются по часовой стрелке, то есть вперед в будущее.

В основе двухпартийности лежит очевидная истина, что есть правящая партия (группа) и есть оппозиция, то есть те, кто хочет править, но их не допускают к управлению. У оппозиции есть возможность прийти к власти лишь в случае, если она едина. И даже в этом случае победить правящую партию не просто.

Двухпартийность политической системы, наличие в ней двух групп с различным видением будущего и методами его достижения вовсе не означает, что систем две. Иначе они будут биться до тех пор пока одна не победит другую. Поэтому для пользы страны в целом и партий в частности необходимо определенное распределение функций для правящей партии и оппозиции. Наиболее оптимальным здесь может быть разделение, когда правящая партия рулит, а оппозиция осуществляет контроль, то есть к ней автоматически переходят все контрольные должности, в том числе и конституционные, такие, например, как Уполномоченный по правам человека, руководитель Счетной палаты и так далее. Так как Председатель Правительства выдвигается правящей партией, то один из его заместителей также должен быть от оппозиции. Тоже относится и к министрам и их заместителям. Рассматриваемый принцип двухпартийности позволяет и отдельным министрам быть представителями оппозиции при условии, что они готовы проводить курс правящей партии и при наличии первого заместителя от правящей партии. Аналогичная ситуация и для губернаторов и глав муниципалитетов.

Правила взаимодействия между партиями и их функции как в состоянии доминирования, так и оппозиции могут быть установлены негласно. Но лучше было бы, если эти принципы в будущем постепенно были интегрированы в Конституцию. А начать можно с Закона "О политических партиях", где стоило бы внести требование к партиям отражать в своих уставах принципы взаимодействия с конкурирующей партией. Что может стать важным шагом по стабилизации политической системы страны на данном этапе.

Двухпартийная политическая система приобретает законченный и устойчивый вид при наличии организованного и структурированного гражданского общества как третьего пассивного элемента политической системы. Гражданское общество само не выдвигая депутатов и претендентов на выборах, тем не менее становится тем субъектом, который и определяет какая из двух партий победит на тех или иных выборах. Оно же является гарантией от грызни между партиями до победного конца. Партии должны биться не между собой, а за поддержку как раз гражданского общества, то есть активной внепартийной части населения.