Носков Юрий

РУССКИЙ ЯЗЫЧЕСКИЙ КРУГ

ГЛАВА 7. ВОЛХВЫ

МИРОЗЗРЕНИЕ

При изложении русского языческого мировоззрения, как собственно и любого другого, первостепенное значение имеет понимание общей системы его мировоззренческих координат. Необходимо иметь ввиду, что подавляющее большинство людей эту самую систему координат даже не различает, как рыба не замечает воду, а человек воздух. Так как доминирующая в настоящее время в информационном пространстве система координат существенно отличается от языческой, то, перед тем как приступить к обсуждению собственно мировоззрения, был помещён параграф с общим созерцательным языческим представлением об окружающем мире, который служит как бы введением к более серьезному разговору об осмыслении мира в языческой системе координат.

Необходимо также сказать несколько слов и о соотношении языческого и научного мировоззрений. Окружающий человека мир во всём многообразии его проявлений наука описывает с привлечением формальных параметров и строгой логики, а проверяет правильность суждений экспериментом и практикой. Язычество же описывает действительность с привлечением мифологии и фольклора, а проверяет всё это традицией и способностью отвечать на насущные вопросы жизни людей. И в целом можно с уверенностью констатировать - оба эти подхода не противоречать друг другу, а очень даже хорошо дополняют. Широко известен спор между "физиками" и "лириками" из советской истории, он как раз и может служить некоторой иллюстрацией соотношения науки и язычества.

В целом же языческое мировоззрение, как никакое другое духовное и социальное мировидение, близко научному. И наука и язычество видят окружающий мир вполне реальным и целостным, а все явления в нём (для научного подхода) или действия мифических персонажей (для язычества) происходят в нашей реальности, если даже человек и не способен их различить своими чувствами. Такой подход называется монизмом (не путать с монотеизмом).

Языческое мировоззрение социально ориентировано, в основе его человек и всё многообразие его связей как с другими людьми, так и природой. Есть окружающий человека мир, где всё связано со всем, есть множество фактов проявлений этих связей. Всё это и отражают действующие лица язычества в простой и удобной для восприятия и передачи форме. Любые наши действия (даже мысли) оказывают воздействия на всех, точно также все влияют на нас в той или иной степени.

Существуют ли реально языческие мифологические персонажи? Конечно существуют, так как существуют явления ими обозначенные. Но само определение явлений в духовной области также оказывает своё воздействие как на их оценку, так и поведение людей. Возникает как бы обратная связь, что и служит основой персонификации мифологических персонажей - к ним можно обращаться и получать ответ, а иногда и помощь. Это объясняет и разность богов для разных культур, какие-то из культур родственны и их божества совпадают, имея различные названия, а какие-то настолько различны, что божества для одних, являются вредоносными духами для других. При этом стоит отметить, что мифологических систем людьми создано множество, но лишь немногие из них прошли испытание временем, позволяют адекватно отслеживать изменяющуюся действительность, накапливая и передавая опыт через поколения. Русское язычество бесспорно относится к таковым.

Характерной особенностью язычества является также устная традиция передачи духовно-мировоззренческих знаний - песни, стихи, сказки и, самое главное, сам язык. Это запечатлелось в самом названии мировоззрения, в отличие от книжничества как способа хранения и передачи информации. Устная традиция связана, во-первых с тем, что письменность в истории человечества возникла сравнительно недавно. И самое главное, именно устный подход (за счет разномыслия) автоматически способствует многомерности мировоззрения, соизмеримой с естественной для того или иного природно-культурного уклада. Книжки конечно также не помешают, но они могут выполнять лишь вспомогательную функцию. Очень трудно живой многомерный мир втиснуть в колючую проволоку одномерных буквенных строчек, отразить его отчасти под силу лишь такому же живому языку и здесь нужно всегда помнить, что не словари определяют язык, а язык словари. Это относится в полной мере и к данному трактату. Тот, кто научится чувствовать ритм и гармония родного языка, откроет самый прямой путь к пониманию язычества.

Общая мировоззренческая схема русского язычества, как и родственных ему мифологических систем соседних народов, имеет базовую конструкцию: Отец Небо - Мать Земля. Её олицетворяют боги прадеды Сварог и Мара. Они редко вмешиваются в жизнь людей. Но если уж вмешиваются, то изменения происходят очень серьёзные. Эта языческая мифологическая трактовка может быть изложена и вполне научным языком - как действия глобальных космических и общих материальных земных явлений природы. Но языческое описание более краткое и обьемное, более живое, доступное для осмысления более широкому кругу людей.

Всё многообразии духовных явлений высшего человеческого уровня в языческой системе координат изображается уже более сложным пантеоном-семьей богов, в которую кроме Сварога и Мары входят ещё и их дети Сварожичи. Они задают систему базовых духовно-материальных координат жизни - высшие смыслы. Согласно языческой традиции сами русские люди являются внуками богов, то есть род свой ведут от них. Кто-то Велесов внук, кто-то Даждьбожий внук, в зависимости от бога-покровителя. А некоторых, наделенных особым даром, даже называют сварожичами, то есть людьми с божественными способностями. Каждый из богов отражает одну из природных стихий, а также и близкую по смыслу ей духовную стихию. Каждая из богинь соответствует одной из сил земного духовного-материального обустройства. Каждый из богов (богинь) покровительствует определенному периоду жизни человека, а также и календарному периоду в году. Сам календарь соединяет все смыслы в единое целое, закрепляя их ежегодно повторяющейся праздничной традицией.

С научной точки зрения язычество это политеизм, то есть как система смысловых координат оно многомерно. Роль осей координат здесь выполняют "высшие силы" - боги. При этом важнейшим свойством координат является их ортогональность, то есть независимость, невыразимость одной через другую, что на языке мифа превращается в персонификацию божества. Можно языческое мировоззрение научно описать и с позиции философии - боги при этом выступают в роли базовых категорий, определяющих все остальные понятия, или с позиции математики, где ту же роль выполняют аксиомы. Почувствовали разницу, насколько более сухой язык науки и сколько он требует дополнительных пояснений и толкований.

Кроме богов языческое мифологическое пространство смыслов населено духами, что позволяет описать детально любое явление. Это и духи живших ранее людей, и природные духи (домовые, лешие, русалки), и духи помельче. Всё это прямое следствие одушевления и одухотворения всей природы.

При этом человек оказывается окруженным силами, участвующими в его жизни, с которыми необходимо выстроить какие-то отношения. Если говорить о богах, то они носят обережный характер. Но, если человек ведёт себя "неправильно", то могут и наказать. В силу деятельности или по другим причинам для каждого язычника отдельные божества оказываются более близкими, но при этом признаются и другие и самое главное вполне естественно воспринимаются люди, для которых они более значимы.

Влияние же враждебных сил (вражеское нападение, стихийное бедствие, болезни, человеческие пороки и т.д.), без описания которых мировоззренческая система неполная, в языческой системе координат находится за пределами духовного обережного круга и никакие договоры с ними невозможны, необходимо лишь крепить обережную силу круга и прибегать к защите богов, богинь и других родных обережных сил.

Антиподом языческого политеистического мировоззрения является монотеизм, то есть такая система взглядов, в которой имеется только одна божественная сила - один мифологический персонаж - один бог. А её крайней разновидностью - абстрактный монотеизм, где божественная сила надмирна, внеприродна и непознаваема. Характерными течениями здесь выступают христианство, ислам, иудаизм, масонство. Прямым следствием одномерной системы координат является появление в таком мировоззрении факта творения мира. То есть ничего не было, а потом этот самый абстрактный мифологический персонаж раз и сотворил мир, причем сам он находится где-то вне этого мира. Он же сделал и человека - особо стоит обратить внимание, что человек именно сделан, а не рождён. В отличие от языческого политеизма, общая схема которого Отец Небо - Мать Земля, абстрактный монотеизм имеет лишь одну недосягаемую силу вверху, способную помочь человеку при определенном его поведении. А в повседневной жизни человек отдается во власть князя мира сего - дьявола, неизменно олицетворяющего в данной системе координат темные силы. То есть здесь общая схема мировоззрения Бог - Дьявол. Здесь силы зла фокусируются персонажем, соизмеримым по возможностям с богом. Отсюда ярко выраженная черно-белая окраска такого мировоззрения. Голова у монотеистов так настроена, что обязательно нужно привести весь мир к общему знаменателю (к единообразию) иначе у них наступает ступор в мозгах. А так как взгляд на монотеиз у разных групп различен - всем из них хочется быть главными, то и получается психологическая основа на уровне бессознательного для конфликтов, а религиозные войны как показывает история самые длительные и жестокие. Другим важным и весьма опасным следствием абстрактной одномерности является потребительски господское отношение к природе, грозящее превратить планету в урбанизированную помойку.

Одним из вариантов монотеизма выступает пантеизм, то есть всеизм, в котором "бог" отождествляется с понятием "природа". На практике, как правило, он проявляется в виде групп вокруг "учителей", разработавших собственное учение о всём. "Учителей" много, так что создается питательная среда для социального хаоса, иногда рекламируемого как свобода.

Русское язычество имеет отличия и от язычеств других народов. Так, если в русском язычестве основой является круг, в том числе и круг равноправных богов, и общая схема мужское небесное начало - женское земное начало, то основой европейских разновидностей язычеств служит холм богов с главенствованием одного и появление каких-то подземных, мягко говоря не очеь благоприятных заведений. Существенны структурные отличия и от ближневосточных политеизмов и коренных индийских верований. А вот проявления политеизмов соседних к русским народов на уровне общей структуры совпадают, хотя и отличаются атрибутикой, именами богов и какими-то элементами традиции, но даже в этом взаимное проникновение настолько сильно, что границу практически невозможно провести.

Природный мировоззренческий политеизм является естественным состоянием человеческого общества. Возник он в глубокой древности на основе тотемов и обожествления природных стихий. У каждого племени были свои покровители, кроме того была необходимость каким-то образом объяснять весь спектр явлений и вводить соответствующие им мифологические персонажи. Таким образом определенный круг близкородственных племен перекрывал всё мировоззренческое поле. При этом главными божествами в разных племенах были различные мифологические персонажи общей мировоззреческой картины, да ещё и в многовариантной форме. То есть пантеон существовал в распределённом естественном виде, адекватном природной среде, образу жизни и сфер деятельности людей. Характерным примером здесь может служить история начала российской государственности как слияния двух центров - Киева и Новгорода на пути из варяг в греки. В Киеве главным тогда был Перун, а в Новгороде Велес, поэтому и в договорах с византийцами мы всречаем, что русичи клялись Перуном и Велесом. При реформе 980 - 988 годов князь Владимир попытался создать более полный языческий пантеон, но за основу взял не систематику русского язычества, а североевропейского, то есть холма богов во главе с Перуном. Возможно, будь князь Владимир более талантливым, например, как Нума Помпилий в Риме, то Русь могла бы ещё в те времена пойти по пути республики. Но история не терпит сослагательного наклонения и возможно, что только сейчас пришло время перевести русский языческий пантеон в осознанное состояние.

Языческое политеистическое мировоззрение имеет как свои достоинства, так и недостатки. Так терпимое отношение к инакомыслию в язычестве привело к проникновению в его ареал инородного монотеизма, представители которого терпимостью не отличаются и уничтожают всё, не соответствующее их взглядам и корыстным интересам. Языческая многовариантность также зачастую приводит к недопониманию среди язычников, к фрагментации общего поля смыслов, к трудностям в обьединении усилий для решений общих задач. Хотя в самом язычестве имеется и средство преодоления этих недостатков - концепция круга, когда у костра ритуальная чаша пускается по кругу, всё сразу становится на свои места. Языческое мировоззрение впитало в себя опыт тысячелетий, защитные обереги на уровне культуры и традиций, которыми люди пользуются не осознавая многого и нужно очень бережно к этому наследию относиться. Необходимо всё новое использовать так, чтобы сохранить и предыдущее. Это также одна из основ языческого мировоззрения - преемственность. Очень хорошая защита от опасных и античеловеческих умопостроений.

Для людей с политеистическим мировоззрением отсутствует потребность в иерархии и пастухах-надзирателях. Даже в рамках своей системы координат человек находится ближе к тому или иному духовному символу. А здесь же рядом живут соседи, для которых ближе другой символ предпочтений. Отсюда больше звезд и выдающихся личностей в политеистическом обществе, так как поле для деятельности гораздо шире. Отсюда и гораздо более терпимое отношение к соседним народам и их взглядам на мир, они не воспринимаются как недопустимые на уровне восприятия мира.