Владислав Куликов

ДЕЛО ВЕРЫ

Минюст предлагает ввести регистрацию религиозных групп

Министерство юстиции РФ опубликовало для общественной экспертизы проект поправок в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях".

Документ предлагает исключить из закона понятие религиозной группы. Этот термин позволял людям собираться вместе и верить во что угодно, без государственной регистрации. В мире масса вероучений, внести каждое из них в реестр невозможно.

К тому же вера - слишком тонкое и личное дело, далеко не каждый горит желанием обставлять свое общение с Богом какими-то юридическими или бюрократическими процедурами. Поэтому до сих пор в законе существует подобная оговорка, разрешающая духовным группам не ходить к чиновникам за визой. А крупные и признанные церкви и так оформляли свой статус.

Тем не менее, вера подчас дело и опасное. Точнее, опасными становятся те, кто слишком рьяно начинает верить. Этот процесс - поиск веры и Бога - и предлагается взять под надзор. "Религиозные объединения могут создаваться в формах религиозных организаций и учреждений профессионального религиозного образования. Религиозное объединение считается созданным с момента его государственной регистрации", - говорится в проекте документа.

Также вводится статья о государственной религиоведческой экспертизе. Порядок ее проведения, согласно проекту, устанавливается федеральным органом государственной регистрации.

Кроме того, Минюст опубликовал административный регламент, согласно которому будут регистрироваться в том числе и международные религиозные организации.

Предложенные поправки, быть может, и не помешают людям не совсем традиционной веры собираться вместе и молиться. Однако, если некие граждане решат объединиться и пропагандировать свою веру, они не смогут обойтись без регистрации.

Открывать легальные (скажем так) офисы смогут только официально зарегистрированные религиозные организации. Такие поправки могут создать проблемы некоторым известным религиозным объединениям с неоднозначной репутацией. Кто-то считает такие объединения сектами (не будем их называть, они и так на слуху), кто-то обычными верованиями. Суды то запрещают, то разрешают их. В мире судьба таких объединения тоже складывается по разному: где-то их признают, где-то нет. У нас представители нетрадиционных религий пока могли нести свою веру (и заниматься своим делом) и без регистрации, представляясь просто группой духовных людей. Завтра им могут прикрыть божественную лавочку.

Хорошо или плохо то, что предлагается? Мнения общественности по поводу предлагаемых поправок разделились. Но, когда вопрос заходит о вере, единого мнения и не бывает.

К слову

Кстати, среди первых христиан тоже было немало террористов. Некоторые историки предъявляют подобные обвинения даже католическим святым. "Кирилл, живущий, как фанатичный католический монах-фундаменталист, прибыл в Александрию с намерением искоренить всякую ересь, - пишет про события 5 века нашей эры книга "Варвары против Рима", подготовленная двумя британскими журналистами и историками. - Из здоровенных мусульманских братков, христианских фундаменталистов из его горного убежища, он организовал личную армию и назвал своих солдат parabalani. Этим словом первоначально называли христиан, которые отваживались помогать жертвам чумы, и оно означало примерно то же, что "экстремал", "азартный игрок", "сорвиголова". Сходство с мусльманскими талибами потрясает".

Орава таких верующих сорвиголов убила первую известную нам в истории женщину-ученую - Гипатию из Александрии. Примерно в 400 году она возглавила Платоновскую школу в этом городе, где читала лекции по философии и неоплатоновской философии. Ей также приписывают изобретении астролябии. "Сохраняйте свое право думать, потому что даже думать неправильно лучше, чем не думать вообще", - учила Гипатия. В итоге талибы-католики затащили ее в церковь, содрали одежду и изрезали ее тело на куски острыми ножами для разделки устриц. Затем они сожгли ее останки. И эти люди, заметим, надеялись попасть в рай.

Не удивительно, что многие государства предпочитают отслеживать, кто и кому сегодня молится. Страшна не конкретная вера, страшны ненависть и нетерпимость. Споры, какие течения опасны, какие нет, идут до сих пор и будут идти вечно, скорее всего, или, как минимум, до тех пор, пока мир стоит верит.

По информации - "Российская газета" - www.rg.ru

10.10.2011

* * *

ПРИМЕЧАНИЯ АНАЛИТИИ

Стоит обратить внимание на то, что отдельные группы в России, используя символику и элементы народной традиции, пытаются сконструировать из русского язычества подобие религии. Есть все основания полагать, что делается это специально, чтобы дискредитировать язычество как таковое.

Необходимо здесь ещё раз отметить, что русское язычество в рамках действующего законодательства России является не религией, а светской народной духовностью, традицией и мировоззрением. И, соответственно, языческие праздники являются праздниками народными, а не религиозными.

К русскому язычеству в настоящее время наиболее применимо законодательство об общественных обьединениях.