Носков Юрий

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О "ВЕЛЕСОВОЙ КНИГЕ"

Заметки по истории России

Текст, который сечас называют "Велесова книга", внес в информационное пространство Ю.П. Миролюбов в 1953 году в Сан-Франциско.

По его утверждению некто Т.А. Изенбек в 1919 году в Курской губернии нашёл деревянные дощечки, исписанные какими-то неизвестными ему знаками. В 1922 г. в Брюсселе с Изенбеком и найденными им дощечками познакомился Ю.П. Миролюбов и начал их расшифровывать. Потом во время Второй мировой войны дощечки бесследно исчезли, так что остались только записи Миролюбова и несколько фотографий.

Алфавит письма дощечек нигде более не встречается - кириллица с добавлением нескольких неизвестных букв. С.Я. Парамонов (Лесной) в 1957 г. дал дощечкам условное название "Влесова Книга", так как одна из дощечек была посвящена Велесу. Он также предположил, что написаны они жрецами Велеса.

* * *

Историческая наука и филология давно и многократно доказала поддельность (или правильнее самодельность) Велесовой книги. Но тем не менее она продолжает жить в информационном пространстве и возбуждает как её поклонников, так и противников. И для этого есть ряд причин, которые и побудили ещё раз обратиться к этой теме.

Необходимо иметь ввиду, что мифы могут жить своей жизнью, если даже отсутствуют исторические факты, которые как бы они отражают. Поэтому требуется развенчание "Велесовой книги" именно как мифа, а для этого необходимо проанализировать заключенный в ней общий концептуально-идейной посыл и тот исторический контекст на фоне которого книга появилась.

1. Вычленив общеструктурную идейную формулу книги - имеем утверждение о религиозном монотеизме, причем в дуалистическом виде, а также мировоззренческую схему 7/3. В книге описывается блуждание некоторой группы туда-сюда. Сама книга имеет вид дощечек. Как это всё напоминает ветхий завет, просто до рези в глазах - скрижали да и только. Поэтому книжке больше подошло бы название - "Книга Белеса (Ваала)". Для тех, кто не знает, это один из языческих богов семитского этнического поля. А сама она может служить наглядным примером того как жрецы монотеистического дуалистического центра создают идейную базу для концептуально зависимых структур в среде других народов. По большому счёту не имеет большого значения когда Велесова книга была создана - хазарскими жрецами, собирающими дань с округи, или Миролюбовым в 20 веке. При этом необходимо конечно иметь ввиду, что в книге имеется и символика русского дохристианского языческого мировоззрения, без этого совсем трудно было бы выдать её за имеющую отношение к русским. Собственно подобным методом действовали и христианские миссионеры после крещения Руси.

2. Необходимо также учитывать, что Миролюбов, как и другие популяризаторы Велесовой книги, представители белоэмигрантских кругов, которым нужно было как-то зарабатывать на жизнь. А идеологическая работа против СССР тогда набирала обороты. Собственно идеологической работе против России так называемого Запада много сотен лет. Одно из главных направлений здесь - это махинации с историей, представление русских неполноценными производными то от норамнов, то еще от кого, несамостоятельными и несамодостаточными духовно и мировоззренчески. Ярким примером чего и служит так называемая "Велесова книга".

3. Главная же причина существования информационных обьектов, подобных Велесовой книги, всё же в другом - в неопределенности, недосказанности и неразрешённости важнейшего вопроса - откуда ты Русь, что это за русская сила и русское мировоззрение, которые позволили нашим предкам создать самую большую по территории страну мира, сохранив народы населяющие эту территорию?

Исследования по русскому вопросу на протяжении практически всей истории России были табуированы - в царское время, так как доминирующей исторической идеологией была библейская мифология, а в советское время ей на смену пришла марксистская, также обьявившая русское самосознание вне закона.

Тем не менее определенная работа была в этом вопросе проделана. Началась такая работа в царское время после принятия Уваровской формулы "самодержавие, православие, народность", когда образованные круги вспомнили о существовании народа и собственной истории и традиции. И в советское время также были люди, серьезно занимавшиеся этим вопросом, особенно стоит отметить группу академика Б.А. Рыбакова, долгое время возглавлявшего Институт археологии АН СССР. Именно эту группу представляет и Валентин Иванов, написавший роман "Русь изначальная".

Датой образования нашего государства с именем Русь считается 862 год. Но само понятие "русь" в то время уже существовало и понятие это явно уходит в глубь веков. Где-то там есть связи и с санскритом, так похожим на русский язык, и со многими другими корнями русского мировоззрения и традиции. Академик Б.А. Рыбаков выделил один ареал - район реки Рось - как некоторую территорию, послужившую истоком Руси государственной. Пожалуй таких ареалов на территории России можно выделить несколько - районы Новгорода, Ярославля, Рязания, Твери, Владимира, Калуги и т.д. В этих региональных анклавах, причем не только в центральных областях, но и на Урале, Алтае, хранятся накопленные тысячелетиями знания об истоках Руси.

03.10.2011г.