Носков Юрий

РУССКИЙ ЯЗЫЧЕСКИЙ КРУГ

ГЛАВА 7. ВОЛХВЫ

МИРОЗДАНИЕ

Русское язычество как и любое другое мировоззрение и традиция имело и имеет свои ответы на то, что есть окружающий человека мир. На протяжении всей истории осознание мироздания и его интерпретация для широкого круга было одной из главных обязанностей сначала традиционных волхвов, а затем ученых широкого профиля с выходом на область духовного, то есть волхвов современных.

Языческое представление об окружающем мире не являлось чем-то застывшим, оно менялось во времени, но в целом оставалось и остается неизменным в рамках общих базовых принципов, основные из которых:

- мироздание никем не создано, оно было всегда и будет всегда;

- все в нашем мире связано со всем, проявления этих связей и отражают действующие лица язычества в простой и удобной для восприятия и передачи форме;

- окружающий нас мир живой, в том числе и космос;

- мужское начало - это Отец Небо, женское начало - это Мать Земля.

* * *

В древности языческое представление об окружающем мире сводилось к трём пространствам - это земля, небо и область между ними, где живут люди.

Земля представлялась нашим предкам огромным островом, со всех сторон окружённым морем. Наблюдая как на горизонте море соединяется с небом, люди отвели водной стихии также место и на одном из небес. Небо в те времена считалось многоярусным. Этот взгляд доносит до нас миниатюра средневековой рукописи "Космография Козьмы Индикоплова".

Наблюдая же за изменением картины звёздного неба в течение года, древние волхвы заметили, что небо представляет собой что-то напоминающее вращающийся рог, накрывающий землю. А вершиной этого звездного рога служит Полярная звезда. Именно поэтому звездочётов и изображали раньше в конусообразных колпаках со звездочками. Всё это привело к тому, что новогодняя ёлка, появившаяся в народных гуляниях сравнительно недавно - всего триста лет назад, совершенно органично и естественно вписалась в народные традиции. Сама ёлка стала символом звёздное небо, а звезда на её вершине - Полярной звездой.

По одному их преданий в стародавние времена Отец Небо (Сварог) полюбил лежащую в бездыханном состоянии Мать Землю (Мару). От их любви и возникло всё живое на земле. Сначала родились их дети - боги и богини - Сварожичи, а затем все другие проявления жизни. При этом Сварог с сыновьями занимаются небесными делами, а Мара с дочерями правят земные дела.

Здесь стоит отметить, что при отходе от язычества на официальном общественном уровне массовое языческое мировидение упрощается, при этом из богинь остаются активными лишь Макошь с дочерями Ладой и Лелей, а Мара стала интерпретироваться с зимой и холодом. Языческие боги также вспоминались выборочно и фрагментарно. Такая схема была более близка примитивной картине мира господствующего тогда монотеизма. Но как эта схема, так и многие другие отголоски активного язычества совершенно не понятны без различения общего очень простого, наглядного и целостного взгляда на мир, элементами которого они являются.

* * *

Взгляд современных язычников на мироздание во многом совпадает с общей научной картиной мира.

Если в древности Земля представлялась островом в море, которое переходило в многоярусное небо. То с осознанием людьми факта, что Земля это шар, летящий в космосе, картина мира стала лишь более логично стройной. Те же самые ярусы перешли теперь в сферы - литосфера, стратосфера, биосфера, ноосфера, стратосфера, ближний космос и т.д. И древнее миропредставление в виде Отец Небо и Мать Земля во многом пересекается с сегодняшним делением всего сущего на энергию и материю. Даже научная трактовка развития жизни на Земле весьма близка языческому представлению, с той лишь разницей, что языческое описание опирается на мифологические схемы, а наука на формально-логические. Всё это говорит о том, что и в основе язычества и в основе науки лежат принципы разумного осмысления природы.

Но есть и отличия языческого мировидения от современной доминирующей общей научной картины мира. Для монистов язычников мир существует всегда и никем не создан. Современная же наука во многом продолжает религиозные традиции дуализма, лишь заменив факт творения мира первовзрывом. Также в современной науке сохраняется пока деление мира на костную и живую материю. Для язычников же весь мир живой и одухотворённый, так что нет проблем с поиском механизмов происхождения жизни. Жизнь - это свойство природы, уравновешивающее процессы энтропии. Если в каком-то месте пространства будут созданы благоприятные физические условия, то там проявится жизнь, потому что она там есть всегда.

Однако, наука не стоит на месте и перед ней стоят новые задачи, например, построение адекватного описания нашей галактики - Млечного пути. Нет пока ответа и на вопрос - откуда взялась жизнь на земле. И вполне возможно, что общие языческие подходы помогут учёным в поиске ответов на эти загадки. В любом случае ответы на вопрос - а зачем весь этот мир и наша жизнь в нём, лежит совсем не в чисто научной сфере, а в сфере духовности или по крайней мере метафизики.