Носков Юрий

РУССКИЙ ЯЗЫЧЕСКИЙ КРУГ

ГЛАВА 1. КОЛОГОД

КУПАЛА

Бежит, бежит времечко, крутится Коло Сварожье. Вот и пришло время рассказать о следующем языческом боге колеса мироздания - Купале (Вышне) и соответствующем ему празднике - Купале (Иванов день).

21 июня дневное светило достигает наивысшего проявления своих созидательных сил. Этот последний день весны носит название Духова дня, так как в это время природные духи имеют самую большую силу. Ночь с 21 на 22 июня самая короткая в году. День 22 июня, получивший название Купалы, отражает астрономические закономерности движения Земли и Солнца, обуславливающих смену времен года. С этого дня на Руси по исконной традиции начинается лето. Связан он со многими поверьями, ритуалами и является одним из основных летних праздников, дошедших до нас с древнейших времен.

Само слово "купала" является однокоренным с целым рядом слов: "купол" - в данном случае вершина (купол) года, "купаться" - одно из основных ритуальных действий праздника, "купно" - то есть совместно, праздник является коллективным действом единения людей и природы. Так что само название праздника определяет этимологическую связь этих совершенно разных понятий.

С астрономической точки зрения Купале соответствует Солнце, но если Даждьбогу соответствует Солнце как источник света, Яриле как источник оплодотворяющей жизненной энергии и как диск на небе, то Купала олицетворяется с напоенной солнцем живой водой, как дождевой, так и особенно росой. Купала как бог в русской языческой традиции выделен слабо, может быть потому, что на время отправился погостить в Грецию, где широко известен под именем Аполлона - одного из гиперборейских богов.

С Купалой связано животное - дикий тур, огромный, могучий бык. К сожалению, в дикой природе последний тур был убит ещё в 1627 году, а до наших времён дожили лишь прирученные потомки туров - домашние быки и коровы. Туры отличались от них размерами: бык достигал в холке почти двух метров. Туры были чёрными, с белым "ремнём", полосой вдоль хребта, а коровы - "турицы" - гнедыми (темно-рыжими с чёрными хвостами). Тур был более агрессивным чем домашний бык. Хищные звери против него были бессильны, а у людей охота на тура считалась подвигом. Турьи рога служили священным ритуальным сосудом.

Иванов день - праздник воды и огня, день летнего солнцеворота, когда Солнечное Колесо, достигнув высшей точки на небе, начинает "обратный путь". В это время Ярило выполнил свою миссию, брошенное в землю зерно проросло, дало всходы, и он передает бразды правления миром следующему богу - Купале, в обязанности которого входит напоить живительными соками природную стихию, заряженную ярой энергией солнца. Кроме того, в этот день богиня Леля, выступающая во время праздника Купалы в образе Костромы, также передает власть следующей богине - Ладе, присутствующей на празднике в образе Купавы.

С праздником Купалы связана мифическая птица - Жар-птица наших сказок, прообразом которой стала птица реальная - журавль. Журавлиные танцы зрелище поистине сказочное и очень близки по смыслу купальскому празднику. Связь журавля и жар-птицы просматривается в том, что журавли прилетали кормиться на поля на вечерней и утренней заре. В лучах всходящего или заходящего солнца их оперение сияет.

Летнее солнцестояние - время наивысшего развития творческих сил природы. Наверное, именно поэтому Купала является покровителем поэтов, певцов и всяких прочих артистов. При этом нужно понимать, что язычество - это не религия, а природное мировоззрение, способ организации жизни людей в ладу между собой и в согласии с природой.

Поэты и песенники не оставили, конечно же, Купалу без своего внимания. Сергей Есенин, например, так вообще считал себя внуком купальской ночи:

Матушка в Купальницу по лесу ходила,

Босая, с подтыками, по росе бродила.

Травы ворожбиные ноги ей кололи,

Плакала родимая в купырях от боли.

Не дознамо печени судорга схватила,

Охнула кормилица, тут и породила.

Родился я с песнями в травном одеяле.

Зори меня вешние в радугу свивали.

Вырос я до зрелости, внук купальской ночи,

Сутемень колдовная счастье мне пророчит...

Широко представлена купальская символика и в рукоделии.

С Купалой связано исконно русское имя - Ваня, связь эта настолько тесная, что "русский" и Ваня стали даже в некотором смысле синонимами.

Купала отмечена не только традициями, стихами и песнями. Так, например, в Московском Кремле имеется колокольня Ивана Великого, построенная в 1505 - 1508 годах (надстроена в 1600), причем в те времена это было самое высокое сооружение Москвы, и выше никому не дозволялось что-либо строить.

Иноземная церковь на протяжении веков вела активную борьбу с веселым русально-купальским праздничным циклом. Кроме подмены понятий был введен специальный, неизвестный грекам, петровский пост, который накрывал собою (в зависимости от пасхи) дни от конца мая до 28 июня включительно или же от 20 до 28 июня. Даже митрополит-грек Георгий (1061-1073) недоумевал по поводу этого нововведения. Однако народные праздники были столько значительны, что церковникам не удалось их истребить полностью.

Сроки ритуальных праздников ранее должны были сообщать волхвы. Отголоски этого обстоятельства слышны в курьезном московском обычае XVI - XVII веков. На Коляду перед царем представал звонарный староста как блюститель часобития (звона часов), бил челом и докладывал: "Отселе возврат Солнцу с зимы на лето, день прибывает, а ночь умаляется". Царь жаловал за эту радостную весть старосту деньгами - выдавалось 24 серебряных рубля, по числу часов в сутках. На летний солнцеворот тот же самый докладчик приносил весть: "Отселе возврат Солнцу с лета на зиму, день умаляется, а ночь прибывает". За эту прискорбную весть его немедленно запирали по указу царя в темную палатку на Ивановской колокольне, надо думать, что не менее как на 24 часа, тоже по числу часов в сутках.

С летним солнцестоянием связан целый праздничный цикл. Период перед Купалой называется Русальной неделей. В это время русалки выходят из воды и прячутся на деревьях. Ауканьем и смехом зазывают они к себе путников, которых могут защекотать, но сначала, в виде своеобразного испытания, загадывают им загадки. А.С. Пушкин в драме "Русалка" так описывает их появление:

Веселою толпою

С глубокого дна

Мы ночью всплываем,

Нас греет луна.

Любо нам порой ночною

Дно речное покидать,

Любо вольною главою

Высь речную разрезать,

Подавать друг дружке голос,

Воздух звонкий раздражать,

И зеленый, влажный волос

В нем сушить и отряхать.

Чтобы русалки не сильно хулиганили, в лесу, на перекрестках дорог, у воды им принято оставлять угощения - мед, хлеб. У южных славян в этот период русалий специально приглашали на поля для хорошего урожая. Это делали дружины русальцев. Во время языческих ритуальных игрищ женщины перед танцем снимали браслеты и плясали "спустя рукава", как бы превращаясь в русалок, размахивающих крыльями-рукавами. Это был танец плодородия, описание которого сохранилось, например, в сказке о царевне-лягушке.

Вообще-то, сейчас русалки сильно не буйствуют, просто пощекочут да выкупают, а вот во времена Пушкина, как он сам описывает, жуть как лютовали, чуть что не так - на дно волокли.

Из сказок мы также знаем, что иногда русалки обращаются в несравненной красоты женщин, при этом их магические знания сохраняются. В сказке, Иван Царевич, наблюдая из-за дерева купание девиц, что прилетели лебедками, созерцает именно игрище русалий.

Есть русалки у нас сейчас, и не сказочные, а самые что ни на есть всамделишные - сборная России по синхронному плаванию. И нет им в мире равных, да иначе и быть не могло.

От русалий передается женская красота и жизненная сила. По этой причине женщины носили изображения русалий в образе птиц с женскими головками на серьгах и браслетах.

За два дня до Купалы русалок было принято провожать, речных чаровниц изгоняли всем миром. Проводы русалок происходили ночью при свете луны или костров. Бойкие девушки, изображая русалок, появлялись в одних рубашках, с распущенными волосами, с венками на голове. Они, как и русалки, в этот последний день всячески шкодничали, так что русалки принимали их за своих. С шумом и обливанием водой девушек-русалок изгоняли из деревни, а вместе с ними выходят и настоящие русалки. В дальнейшем девушки должны были пробраться к себе домой так, чтобы их никто не видел, иначе их обязаны выгнать снова. Если же этого не сделать, то и действительные русалки вернутся и начнут играть-хулиганить с новой силой. Проводы русалок соответствуют завершению календарного периода их покровительницы Лели.

Период русалий завершается праздником Купалы, общий настрой которого очень точно отразил любимец речных жительниц Сергей Есенин:

За рекой горят огни,

Погорают мох и пни.

Ой, купало, ой, купало,

Погорают мохом пни.

Плачет леший у сосны -

Жалко летошней весны.

Ой, купало, ой, купало,

Жалко летошней весны.

А у наших у ворот

Пляшет девок корогод.

Ой, купало, ой, купало,

Пляшет девок корогод.

Кому горе, кому грех,

А нам радость, а нам смех.

Ой, купало, ой, купало,

А нам радость, а нам смех.

Главная роль в праздновании Ивана Купалы отводится двум традиционным обрядам, проводимым обычно возле реки или озера. Во-первых, возжиганию ритуальных костров, которые, по старинным представлениям, предохраняют человека и его хозяйство от всяческого зла. Во-вторых, обливанию и купанию в воде. Сам праздник перед рассветом завершается всеобщим купанием, чтоб снять с себя злые немощи и болезни.

Высшее значение этого праздника в годовом круге проявляется в обычае зажигать за день до Купалы огонь. Добывание "живого огня" производится трением, доверяется это лишь наиболее уважаемым дедам. Затем он разносится по домам, а также от него зажигаются купальские костры.

Основной смысл этого ритуального действия связан с защитой от темных сил и всякой нечисти, которая, по народным верованиям, особенно опасна в это время. Так что на Купалу спиртное категорически запрещено. Из истории мы помним, что и Наполеон, и Гитлер нападали на нашу страну именно в это время. По этой же причине в купальскую ночь не полагается спать, чтобы не проглядеть опасность. Здесь также стоит напомнить, что Парад Победы в 1945 году проходил именно на Купалу. И это было сделано осознанно, как знак того, что руководство страны вспомнило родных богов, их символы. Знали бы дату праздника раньше, то не было бы такого начала войны, да и вообще той войны могло не быть.

В купальскую ночь в лесу шалит Леший - пугает и заводит в чащобу. Именины Водяных также приходятся именно на Иванов день, посему стремятся они затащить человека в воду, чтобы не мешали им отмечать торжество и не мутили воду.

Неизменным атрибутом купальского празднества является скатывание горящих колес, символизирующих солнце. При этом колесо обмазывают дегтем, yвивают соломенными жгyтами и, запалив соломy, спyскают гоpящее колесо-солнце с гоpы в pекy.

Основное же действие праздника разворачивается у купальских костров. Возле них устраиваются хороводы и веселые молодежные игры. А кульминацией игр являются прыжки парами через костер, которые служат одновременно испытанием ловкости и испытанием судьбы, гаданием: высокий прыжок символизирует удачу в замыслах. Те, кто вместе прыгнул через костер, не расцепив рук, оказываются соединенными огнем, да еще и под покровительством богов, природных стихий. С этим не в коем случае нельзя шутить, это очень сильная клятва, это не роспись в загсе и не церковное обрызгивание, при нарушении клятвы все стихии будут мстить нарушителю.

Кроме того, с купальной ночью связан не менее романтический обряд опускания в речные воды венков с зажженными свечами или лучиной. Венки плетут из Ивана-да-Марьи или купального цветка. Если венок потонет сразу - суженый разлюбит. У кого венок заплывет дальше всех - будет счастливее всех, а у кого лучина или свеча дольше всего горит - проживет самую долгую жизнь.

Купальская ночь - ночь чудес. Кто в них верит - обязательно встретится с чудом, как Александр Блок, например:

ИВАНОВА НОЧЬ

Мы выйдем в сад с тобою, скромной,

И будем странствовать одни.

Ты будешь за травою темной

Искать купальские огни.

Я буду ждать с глубокой верой

Чудес, желаемых тобой:

Пусть вспыхнет папоротник серый

Под встрепенувшейся рукой.

Ночь полыхнет зеленым светом, -

Ведь с нею вместе вспыхнешь ты,

Упоена в волшебстве этом

Двойной отравой красоты!

В народе верят, что в эту ночь деревья и животные разговаривают, травы наполняются особой живительной силой, поэтому знахари торопятся собрать их. В это время цветут редкие загадочные травы: лютый корень, любисток-трава, перелет-трава, разрыв-трава, и т.д. В. Солоухину приходилось по всей видимости их искать:

В Иванов день набраться духу

И в лес идти в полночный час,

Где будет филин глухо ухать,

Где от его зеленых глаз

Похолодеют руки - ноги...

Начнет кружиться голова.

И будет в тихий час урочный

Цвести огнем разрыв-трава.

Знатоки сказывают также, что в ночь на Ивана Купалу цветет папоротник. Его фантастический цветок является метафорой молнии. На Руси его зовут Свети-цвет или Жар-цвет. Бутон Жар-цвета разрывается с треском и распускается золотым и красным пламенем, притом столь ярким, что глаза не могут вынести его чудного блеска.

Человек, которому удалось раздобыть этот цветок, приобретает магические знания и умения: он будет счастлив всю жизнь, научится понимать язык животных, птиц, растений, а из разговоров растений узнает, какая трава от какой болезни помогает. Ему откроются спрятанные в земле сокровища и клады, он приобретет способность становиться невидимым, над ним не будет иметь власти нечистая сила, но все это возможно, если помыслы его чисты.

Если Купала - покровитель поэтов, певцов и прочей художественной самодеятельности, то Кострома - помощница целителей и лекарей. Вся сила вершины года, вся концентрация живительной силы родной природы в их арсенале.

В ночь на Купалу обычай предписывает также не спать, караулить рассвет, чтобы увидеть, как солнце "играет".

На Купалу рано Солнце играло,

Рано Солнце играло на добрые годы,

На добрые годы - на теплые росы,

На теплые росы - на хлеба-урожаи.

В несколько преобразованном виде встреча рассвета широко распространена и сейчас. На это время приходятся выпускные балы в школе, которые являются хорошим продолжением древней традиции с современным смысловым наполнением.

После Купалы начинаются Зеленые святки, точно так же как после Коляды - зимние. Хотя день солнцеворота уже пройден, но днем наивысшего жара солнца считается 29 июня, и приметы на этот день позволяют судить об исходе урожая. Очень важно, чтобы жар уменьшился и не пожег урожай.

Сакральный, ритуальный смысл Зеленых святок пока разгадать не удалось, но какие-то элементы празнеств известны. На бытовом уровне в фольклоре сохранились обряды проводов Ярилы и Лели, боги эти настолько почитаемы в народе, что действо в их честь продолжаются и после праздника Купалы. Расставание с Лелей известно как "купание Костpомы", что символизирует переход Костромы из состояния огненного костра в костер зеленый. При этом изготавливается чучело Костромы, одна команда защищает его, а другая пытается отобрать. Затем его топят в реке или разрывают на части и разбрасывают по полю. Иногда в роли Костромы выступает девушка, вокруг которой разворачивается действо, на части её может и не разорвут, но выкупают обязательно. Ярилу также провожают до следующего года. Для этого избирают бойкого старика, одевают его в рубище и вручают ему небольшой гроб с куклою, которая изображает Ярилу. Над стариком всячески подшучивают, угощают, забавляются, как над представителем Ярилы. Затем отправлются за пределы селения. Старик несёт гроб, а вокруг него идут женщины, причитают и всячески выражают скорбь и отчаянье. В поле куклу с плачем хоронят и тотчас же начинаются игры и пляски, напоминавшие языческую тризну.

Как правило, после 29 июня прекращались весенние песни и хороводы, начинался сенокос и страда. Начинается отсчет времени поспевания урожая, его уборки, заготовки продуктов на зиму.

* * *

В наше время Дома культуры, в некотором смысле, являются храмами Купалы. Творческие же коллективы, если они, конечно, помнят о солнцестоянии и умеют возжигать живой огонь в этот день, являются общинами Купалы. А широко известный в творческой среде Грушинский фестиваль служит характерным примером духовно-творческой составляющей купальских традиций. Празднуют в наши дни Купалу и непосредственно, с той лишь разницей, что весь обрядовый цикл проходит за один день.

Впередсмотрящие разных народов, говоря о России, в один голос утверждают, что эра Водолея - это эра расцвета России. Мы с удовольствием к ним присоединимся, добавим лишь, что по-русски Водолей - это Купала. Его эра и начинается, сменяя эру Ярилы.

Введение официального праздника на летний солнцеворот, например, в виде Дня молодежи, может стать официальным шагом ее начала. Молодежь - это будущее, если будут песни и вера в чудо, то и будущее станет соответствующим.

А в индивидуальном порядке, всякий, кто уловил смысл праздника Купалы, рано или поздно, хотя бы раз окажется у купальского костра, и у него будет шанс попытать счастье - найти огненный цветок папоротника.

Слава Купале!

С праздником, русичи!