Носков Юрий

АНАТОМИЯ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО

ГЛАВА 4. БУДУЩЕЕ ГОСУДАРСТВА

4.1 СТРАТЕГИЯ БУДУЩЕГО

Мечта - это не то, что уже существует,

но и не то, чего не может быть. Это,

как на земле, - дороги нет, а пройдут

люди, проложат дорогу.

/Из древней рукописи/

Стратегия будущего - это метод обоснованного выбора некоторого ориентира на горизонте. Вы к нему приближаетесь, горизонт убегает вперед и нужен опять выбор нового ориентира для уверенного движения вперед. Такими ориентирами для людей всегда были мечты и заветные желания.

Стратегия для государства - это образ его желаемого устройства, системы взаимоотношений людей в нём, его взаимодействие с другими государствами. Хотя было время, когда стратегией государств было расширение территории, подчинение соседних народов, создание колоний. Всё это наиболее контрастно проявилось в имперском типе государства. Но время империй уходит, и вовсе не потому, что сама имперская идея умерла, она утрачивает смысл и востребованность, так как весь земной шар освоен, всё опутано кабелями связи, трубопроводами и транспортными потоками. И сами современные условия жизни людей требуют других подходов и способов самоорганизации. Всё более востребован образ государства как уютного общего дома с садом, где и с экологией и с бытом всё в порядке, и никого не заставляют ходить строем. Такого дома, где тебе всегда рады, где нет бездомных детей и брошенных стариков, откуда можно всегда съездить в гости к соседям или пригласить их к себе.

Сама стратегия для государства как некоторого объекта, всегда остающегося на месте, есть ни что иное как изменение его состояния, то есть его преображение. При этом нужно понимать, что само изменение это процесс неизбежный, хотят люди того или нет - меняются поколения, способы хозяйствования, развивается наука и так далее. Всё это требует модернизации, отражения внутренних и внешних изменений в форме и содержании государства. И здесь можно выделить две различные по подходам стратегии отслеживания изменений - консервативную, когда изменения затрагивают лишь незначительную часть элементов конструкции и принципов организации. Такой подход наиболее безболезненный и при мудром руководстве, своевременной его ротации и преемственности политики наиболее предпочтителен. Но мудрое руководство и все прочие желательные достоинства это вещи больше из области фантазий чем реальной жизни. Отсюда накопление проблем и руководящего баласта, который не желает уходить и не способен отвечать вызовам времени, и тогда проявляется второй подход - реформаторский (революционный в крайней его форме). Такой подход способствует приходу новой команды руководителей, быстрой и радикальной смены приоритетов (образов будущего), но, как правило, весьма болезненный для общества, чреват серьезными разрушениями как социума, так и экономики, что в нашей истории происходило не раз. Сформулированный во второй главе принцип двухпартийной (состоящей из двух частей) организации власти позволяет соединить в механизме управления всё лучшее этих двух стратегических методов модернизации.

Авторское видение желаемого и при этом реализуемого в ближайшей перспективе образа государства отражено отчасти во второй главе. Но здесь можно сформулировать ещё одну идею. В технике, например, авиации или компьютерах введено понятие технических поколений. Эту идею можно распространить и на государственное устройство. Таким образом мы можем говорить о государствах первого поколения (племенах), государствах второго поколения (племенных союзах), третьего поколения (царствах, княжествах) и так далее. Соответственно консервативная модернизация как бы осуществляется в рамках одного поколения со своими базовыми принципами, а революционный переход к новому поколению будет означать переход к новым принципам. Важно, что при таком подходе к проблеме, фазовый переход может стать если не плановым, то по крайней мере прогнозируемым шагом. Особенности текущего момента заключаются именно в том, что назрел не отказ от государств как таковых, а переход к новому поколению государственного устройства, который необходимо ещё нащупать, выявить и внедрить в практическую жизнь.

Оценка качества и жизнеспособности выбранной стратегии это уже следующий шаг рассмотрения, первостепенным же является появление хотя бы какой-то стратегии или даже нескольких конкурирующих, а значит и людей способных их хотя бы сформулировать.

4.2 ПРОЕКТ - "64"

На рубеже 20 и 21 веков конструкция Государства Российского в который уже раз оказалась разрушенной почти до основания. Основные современные игроки мировой политики развернули активную работу по внедрению на территории России своих периферийных структур, постоянно подсовывают идеи по упразднению государства как такового или внедрения марионеточных схем государственности. В такой ситуации создание какой-то единой рабочей группы по выработке стратегии российской государственности маловероятно. Поэтому можно предложить другой вариант активизации стратегической мысли - создание распределенной рабочей группы независимых авторов, которые бы попытались сформулировать поле возможных стратегических вариантов, элементами которых могли бы воспользоваться действующие политики - как те что стоят у государственного руля, так и те что в оппозиции.

Такую группу целесообразно создавать в составе 64 авторов. Это достаточно большое объединение, которое, с одной стороны, не так-то просто будет собрать, а, с другой, в нём могут принять участие все желающие, способные написать хоть что-то дельное. Выбор именно 64 авторов связан с возможностью построения полного поля смыслов в системе координат 8 на 8. Эту схему мы можем наблюдать, например, в шахматах, генетики утверждают, что таков полный набор базовых генетических элементов, такова же принципиальная схема двух триграмм китайской книги перемен и так далее.

При этом каждый из авторов сам выбирает тему книги и её название, в котором лишь в обязательном порядке должно быть слово "государство" или "государственный". Книга может быть об общем устройстве государства или о каких-то отдельных его сторонах деятельности (например, анализ типов государственности в российской истории, наука в государстве, внешняя политика вообще или на каком-то направлении, национальные вопросы, военное строительство и так далее и тому подобное). И речь там должна идти о России как с точки зрения истории, так и с точки зрения перспектив. Анализ примеров и опыта других стран приветствуется, но исключительно с точки зрения применимости для нашей страны. Можно считать настоящий трактат одной из 64 таких книг.

Желательно, чтобы все участники проекта в своих книгах сообщали о проекте в целом и перечисляли его участников. Каждый следующий участник проекта принимается единогласно всеми уже вошедшими в проект. У многих потенциальных участников книги соответствующей направленности имеются уже сейчас. Тратить время и силы на критику друг друга не целесообразно. Цель начального этапа сформировать поле возможностей. В некотором смысле предлагаемый метод соответствует технологии мозгового штурма. На следующем этапе, когда весь список обозначится и все 64 книги хотя бы в каком-то виде появятся в информационном пространстве, можно перейти к следующему этапу - авторы знакомятся с книгами друг друга после чего дорабатывают свои книги и выпускают следующие их редакции. Можно рассчитывать, что согласование мнений произойдет не за счет принятия общих решений, а в следствие интеллектуальной конкуренции и естественного отбора.

Нет никаких сомнений, что запущенный в таком виде проект способен сыграть важную роль в восстановлении российской государственности на очередном крутом вираже её истории.