Руслан Изимов

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ШАНХАЙСКОЙ ООГРАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА

В последнее время деятельность Шанхайской организации сотрудничества привлекает все большее внимание мировых общественно-политических кругов и международных организаций. Это свидетельствует о том, что ШОС из консультативной структуры постепенно превратилась в одно из авторитетных региональных объединений, готовое решать широкий круг международных проблем.

На современном этапе безопасность на пространстве ШОС обусловливается общей геополитической обстановкой вокруг Центральноазиатского региона. На фоне усиления протестных настроений в ряде центральноазиатских стран, а также непредсказуемой ситуации в соседнем Афганистане резко актуализируется задача обеспечения коллективной безопасности стран-членов ШОС. Как указано в Хартии ШОС, одной из наиболее приоритетных целей Организации является выработка и реализация мероприятий по совместному противодействию терроризму, экстремизму, незаконному обороту наркотиков и оружия, и другим видам транснациональной преступной деятельности, а также незаконной миграции. В указанных направлениях членами Организации проделана большая работа.

Тем не менее, приходится констатировать, что, несмотря на принятые документы и декларации, направленные на противодействие вышеуказанным нетрадиционным угрозам и вызовам безопасности, их практическая реализация не всегда осуществляется до конца. Этому свидетельство тот конфликтогенный потенциал, который скопился и усиливается в регионе Центральной Азии. Углубление негативных тенденций в обществах центральноазиатских стран обусловливается неустойчивостью политических режимов в относительно молодых республиках. К примеру, сейчас в странах региона можно наблюдать обострение как внутренних противоречий (Кыргызстан, Таджикистан), так и внешних, межгосударственных отношений (пограничные проблемы). Все это создает благоприятную почву для распространения радикальных идей и течений среди населения.

Наряду с этим, отчасти, большинство региональных проблем усиливается, в т.ч. и за счет внешнего фактора. Речь идет о внешних силах, преследующих цель дестабилизации обстановки в регионе. В частности, в последнее время геополитический расклад сил в ЦА обусловливается обострением борьбы различных глобальных игроков мировой политики за сферы влияния. В этой ситуации государства региона демонстрируют стремление сохранить существующий статус-кво и продолжать политику балансирования между интересами геополитических сил, присутствующих в ЦАР. Но поодиночке удерживать сложившийся баланс центральноазиатским республикам оказывается довольно сложно, что предопределяет необходимость более тесной интеграции в ШОС, где задействованы такие крупные региональные силы, как РФ и КНР.

В этом контексте председательство Казахстана в ШОС в преддверии 10-й годовщины образования организации накладывает на казахстанское руководство особую ответственность с учетом сложных политических событий, происходящих в странах Центральной Азии, России и Китае. Исходя из этого, в рамках своего председательства Казахстану предстоит внести собственный вклад в укрепление региональной безопасности и в дальнейшее налаживание многостороннего сотрудничества.

Текущая деятельность ШОС и перспективы ее дальнейшего развития получают различные оценки со стороны международного экспертного сообщества. Мнения специалистов относительно эффективности деятельности Организации сильно расходятся и в большинстве случаев противоречат друг другу. Тем не менее, многие исследователи отмечают, что в реальности дальнейшее функционирование ШОС сдерживается из-за комплекса нерешенных вопросов между основными ее участниками, а также несовпадающими геополитическими и экономическими интересами Китая и России в центральноазиатском регионе. В частности, взаимодействие в рамках ШОС проходит достаточно сложно из-за несоразмерного политического веса государств-членов в международных отношениях и существующей разницы в экономических показателях. Критический анализ деятельности ШОС позволяет выявить ряд нерешенных проблем, дальнейшее углубление которых может иметь негативные последствия для Казахстана и остальных государств-членов. В этой связи казахстанской стороне, играющей роль модератора в Организации в 2010-2011 гг., целесообразно обратить внимание на следующие проблемные вопросы, стоящие на повестке дня ШОС.

Возможности и перспективы участия ШОС в разрешении конфликтов в зоне своей ответственности

Одним из главных вопросов в рамках ШОС является отсутствие у организации четких механизмов реагирования на форс-мажорные обстоятельства, возникающие на пространстве ШОС. В частности, подтверждением сказанному является отсутствие внятной позиции со стороны стран-участниц ШОС на экстраординарные события, возникающие непосредственно на территории ее членов или же их вовлеченность в другие конфликты. Например, практически все вовлеченные в организацию государства воздержались от каких-либо оценок военного вмешательства России в грузино-южноосетинское вооруженное противостояние 2008 г., беспорядков в западных районах КНР 2008-2009 гг. и межэтнического столкновения летом 2010 г. в Кыргызстане.

Как показала практика, возникшая ситуация требовала определенной реакции со стороны региональных структур безопасности, прежде всего, ШОС. Однако в настоящее время у организации не выработан политический инструментарий для адекватного реагирования на подобные вызовы. Основным юридическим документом организации в плане обеспечения безопасности является "Программа сотрудничества государств-членов ШОС в борьбе с нетрадиционными угрозами безопасности". Но это соглашение, в силу его декларативного характера, не может выступать полноценной правовой базой для координации действий государств-членов, а также оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации на пространстве ШОС.

В этой связи возникает необходимость в активизации в рамках ШОС консультативных и институциональных механизмов для содействия нейтрализации конфликтов на территории стран-участниц.

По всей видимости, руководство Китая выражает готовность усилить свою деятельность в направлении совершенствования международных мер по противодействию возникающим угрозам. В частности, 23 апреля 2010 г. на встрече секретарей советов безопасности государств-членов ШОС в Ташкенте министр общественной безопасности КНР Мэн Цзяньчжу заявил, что "Китай готов консолидировать свое сотрудничество с другими членами ШОС по защите региональной стабильности, т.к. мировая и региональная обстановка стала намного сложнее".

Китайский политик сделал вывод о том, что многосторонние организации в ЦАР подверглись тяжелому испытанию событиями в Кыргызстане, а ШОС, первостепенной задачей которой является противодействие нетрадиционным угрозам безопасности, оказалась некомпетентной в деле урегулирования политических кризисов в государствах-членах. Вместе с этим, российские эксперты также отмечают неготовность ШОС отвечать на новые опасности и своевременно реагировать на чрезвычайные ситуации.

Исходя из сказанного, следует, что своевременным было бы предложить разработать в рамках ШОС процедуру принятия превентивных (политико-дипломатических) мер для предотвращения угроз безопасности. Для этого необходимо подписать соответствующий договор, который создаст условия для совершенствования механизма принятия политических решений, а также оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации на пространстве ШОС.

Проблема расширения организации

В 2011 г. истекает срок моратория на прием претендентов в ШОС. В этой связи одной из актуальных тем в период казахстанского председательства станут проблемы расширения ШОС за счет приема стран-наблюдателей. По этому поводу среди экспертного сообщества стран ШОС распространено мнение о нецелесообразности расширения организации на данном этапе. Всякое расширение, особенно с учетом мотивации каждого из стран-претендентов, принесет организации новые проблемы.

В то же время нужно учитывать, что в среднесрочной перспективе не исключено расширение организации. В соответствии со статьей 13 Хартии ШОС, организация открыта для приема в ее члены других государств региона, которые обязуются соблюдать цели и принципы Хартии, а также положения других международных договоров и документов, принятых в рамках ШОС.

Заслуживает внимания тот факт, что, поддерживая необходимость расширения организации, каждая из стран-участниц ШОС имеет свое видение данного вопроса. Так, к примеру, российская сторона время от времени демонстрирует свою заинтересованность в принятии в ШОС Индии. В частности, на ташкентском саммите Д.Медведев заявил, что расширение ШОС за счет крупных держав способствовало бы укреплению авторитета этой организации.

В этом плане принятое на саммите глав государств ШОС в Ташкенте "Положение о порядке приема в организацию новых членов" уже положило начало процессу формирования нормативно-правовой базы для расширения состава организации за счет вхождения других государств, которые обязуются соблюдать цели и принципы хартии ШОС. В настоящее время Совет национальных координаторов разрабатывает типовой меморандум и другие документы, регламентирующие юридические, организационные и финансовые стороны членства в Организации для вступающих государств.

Следует отметить, что уточнение порядка, требований, критериев приема и членства в организации, указанных в принятом "Положении о порядке приема в организацию новых членов", автоматически сняло с повестки дня вопрос о принятии в ШОС Ирана. Как известно, Иран в ближайшее время не сможет стать полноправным членом ШОС, поскольку на ИРИ были наложены санкции ООН. Данное требование является одним из восьми условий, предъявляемых потенциальным членам ШОС.

Таким образом, в связи с истечением срока моратория на прием новых участников в организацию, на саммите ШОС в Астане одной из главных тем для обсуждения будет проблема расширения. В этой связи уже сейчас следует задействовать ресурсы специальной группы экспертов государств-членов ШОС по вопросам расширения. В частности, активизация деятельности этой группы нужна для комплексного анализа проблемы расширения и своевременной подготовки окончательного варианта "Положения о порядке приема в организацию новых членов", а также меморандума о критериях приема и обязательствах для кандидатов на получение статуса члена ШОС.

Наличие конкурирующих интересов у России и Китая в ШОС

При оценке проблематики ШОС по выбору дальнейшего пути развития, необходимо иметь в виду разные подходы к этой проблеме со стороны России, Китая и других стран-членов организации. Так, например, говоря о перспективах и приоритетах развития ШОС, большинство исследователей традиционно упоминают о соперничестве между двумя крупными участниками данной структуры - Россией и Китаем. Каждый из них, исходя из собственных интересов, имеет свое видение перспектив ШОС. В частности, существуют два варианта дальнейшего развития организации: углубление экономического взаимодействия в рамках ШОС (китайский вариант); расширение возможностей организации для противодействия современным угрозам безопасности (российский вариант).

В настоящее время отчетливо просматривается тенденция к обострению позиций России и Китая по выбору дальнейшего пути развития организации. По этому поводу ряд ведущих специалистов отмечают нежелательность как сближения позиций Москвы и Пекина, так и ухудшения отношений между ними.

На данном этапе Китай, используя инвестиционные возможности своих транснациональных компаний (ТНК), интенсивно увеличивает долю своего участия в экономической жизни стран Центральной Азии. Россия, в свою очередь, также стремится привлечь всевозможные ресурсы для недопущения экономического доминирования китайских компаний в странах региона. В перспективе скрытая конкуренция этих двух региональных держав может перерасти в открытое соперничество.

Такой сценарий гипотетически возможен и развитие событий по нему является наиболее нежелательным, поскольку странам региона придется делать выбор между Россией и Китаем. Между тем уже сегодня эта конкуренция отрицательно сказывается на принятии согласованных решений в рамках ШОС, что, в свою очередь, оказывает негативное влияние на авторитет организации.

В целом в настоящее время члены ШОС проявляют большой интерес к принятию активного участия в решении региональных проблем, связанных с международным терроризмом, экстремизмом и наркоторговлей. С учетом того, что решение указанных проблем постоянно актуализируется в современных условиях, ШОС выступает оптимальной диалоговой площадкой для обсуждения этих вопросов.

Таким образом, приведенный анализ проблем и перспектив развития ШОС позволяет сформулировать следующие выводы:

1. Для Казахстана существенным является тот факт, что взаимодействие с ШОС приносит нашей стране определенные успехи в геополитическом и стратегическом планах:

во-первых, деятельность ШОС способствовала интеграции Китая в структуру регионального взаимодействия, тем самым Казахстан получил надежные гарантии безопасности, в т.ч. неприменения и угрозы применения ядерного оружия, подписав ряд стратегических договоренностей с Китаем;

во-вторых, присутствие в ШОС двух региональных держав - Китая и России - объективно гармонизирует их интересы и влияние, прежде всего, в торгово-экономической и военно-политической сферах. Более того, ШОС выступает той площадкой, благодаря которой Пекин и Москва могут бесконфликтно конкурировать за доступ к ресурсам региона ЦА, что дает возможность государствам ЦАР развивать сбалансированную внешнюю политику по отношению к этим странам;

в-третьих, укрепление и рост авторитета ШОС будет способствовать усилению внимания западных стран к региону ЦА.

Одновременно с этим, не стоит забывать о нежелательности для Казахстана развития негативных тенденций в рамках ШОС, которые в перспективе могли бы осложнить отношения с западными державами.

2. Одним из основных приоритетов казахстанского председательства в ШОС станет обеспечение региональной безопасности и оказание помощи Кыргызстану. В этой связи Казахстану, как председателю организации, целесообразно предложить разработку в рамках ШОС процедур принятия превентивных (политико-дипломатических) мер для предотвращения угроз безопасности. Для этого необходимо подписать соответствующий договор, который создаст условия для совершенствования механизма принятия политических решений, а также оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации на пространстве ШОС.

3. На предстоящем в 2011 г. саммите ШОС в Астане, в связи с истечением срока моратория на прием новых участников в организацию, встанет вопрос о расширении организации. В этой связи следует задействовать ресурсы специальной группы экспертов государств-членов ШОС по вопросам расширения. В частности, активизация деятельности этой группы нужна для комплексного анализа проблемы расширения и своевременной подготовки окончательного варианта "Положения о порядке приема в организацию новых членов", а также меморандума о критериях приема и обязательствах для кандидатов на получение статуса члена ШОС.

Вместе с тем, нужно принимать во внимание то, что продление моратория может снизить интерес к ШОС и отрицательно повлиять на ее репутацию. Исходя из этого, в целях сохранения привлекательности ШОС в глазах потенциальных ее участников, целесообразным было бы принять одного из государств-наблюдателей в качестве постоянного члена.

Как известно, Иран в ближайшее время не будет принят в организацию, поскольку не отвечает требованиям "Положения о порядке приема в организацию новых членов". Принятие Индии и Пакистана в силу существующих между ними острых территориальных споров и различий в геополитических ориентациях также проблематично. Более того, включение этих двух азиатских держав привнесет в ШОС фактор дезинтеграции, в связи с чем необходимо сдерживать этот процесс. В этом плане, в список требований для кандидатов уместным было бы добавить пункт по ядерным соглашениям. В частности, следует внести в соответствующую статью Хартии ШОС раздел о необходимости ратификации договора о всеобъемлющем запрете ядерных испытаний.

Наибольшие шансы стать постоянным членом ШОС имеет Монголия. Эта страна, в отличие от других наблюдателей, рассматривает ШОС исключительно как инструмент развития регионального сотрудничества. При этом упор делается на углублении взаимодействия в экономике и энергетике. Политически лояльная как к России, так и Китаю, Монголия будет служить расширению и укреплению зоны геостратегической взаимосвязанности ШОС. Однако при всем этом следует учитывать то, что принятие ее в ШОС может создать определенные сложности. В частности, вступление Монголии, вызовет недовольство со стороны других претендентов. В этой связи, обосновывая принятие Монголии в постоянные члены нужно четко указать критерии, по которым остальные (Индия и Пакистан) не могут быть приняты в Организацию.

Принимая во внимание изложенное, следует отметить, что принятие в ШОС государств-наблюдателей (кроме Монголии) в качестве постоянных членов в среднесрочной перспективе нежелательно. В этой связи следует также активизировать работу по программе "партнер по диалогу". Данная программа дает возможность участникам диалогов целенаправленно обсуждать интересующие их вопросы, избегая при этом проблем, связанных с формальным членством. Более того, такой шаг будет способствовать сохранению интереса к организации. В этом плане можно предложить Афганистану статус наблюдателя в ШОС.

Таким образом, в рамках председательства Казахстана в ШОС возникает комплекс вопросов, решение которых может способствовать дальнейшему развитию Организации.

Источник: easttime.ru

1. Агентство "Синьхуа" 24.04.2010 г. www.xinhuanet.con "http://www.xinhuanet.con/"

2. Б.Нургалиев "ШОС готовится к расширению" 22.05.2010 г. "http://www.dni.ru/polit/2010/5/22/192138.html" "http://www.dni.ru/polit/2010/5/22/192138.html" "http://www.dni.ru/polit/2010/5/22/192138.html"

3. Хартия Шанхайской Организации Сотрудничества // "http://www.sectsco.org/" "http://www.sectsco.org" "http://www.sectsco.org"

4. Информационное сообщение по итогам десятого заседания Совета глав государств-членов ШОС 11.06.2010 г. "www.sectsco.org/RU/show.asp?id=394" "http://www.sectsco.org/RU/show.asp?id=394"

5. Помимо отмеченного, всем потенциальным членам ШОС согласно "Положению о порядке приема в организацию новых членов" предъявляются следующие требования: государство-заявитель должно принадлежать Евроазиатскому региону, иметь дипломатические отношения со всеми государствами-членами ШОС, иметь при ней статус государства-наблюдателя или партнера по диалогу, поддерживать активные торгово-экономические и гуманитарные связи с государствами-членами ШОС. Кроме того, страна-кандидат не должна находиться в состоянии вооруженного конфликта с каким-либо государством и добросовестно выполнять обязательства по уставу ООН.

По информации - Новое Восточное обозрение

20.01.2011