Носков Юрий

АНАТОМИЯ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО

ГЛАВА 2. АНАТОМИЯ ГОСУДАРСТВА

2.9 МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ

(ЭЛЕМЕНТЫ СОЗНАНИЯ)

Мозг хорошо сложенный

гораздо лучше мозга хорошо

наполненного.

/Мишель Монтень/

Приставка "со" в русском языке означает "вместе". Таким образом слово "сознание" есть ни что иное как "совместное знание". Для того, чтобы управление осуществлялось эффективно, необходимо слаженное действие как управленцев, так и понимание правил игры всеми остальными. То есть это самое "сознание" весьма востребовано.

При формировании общего понятийно-смыслового поля государства первостепенное значение имеет образование. Многое закладывается ещё на уровне детского сада и начальной школы. Для системы управления конечно же в современных условиях основополагающее значение имеет высшее образование. Это обусловлено не только необходимостью получения необходимых знаний, но и включением молодого поколения в определенную среду. Эта среда обеспечивает не только преемственность, но и выстраивание личных знакомств, которые позволяют в будущем решать вопросы на уровне горизонтальных профессиональных связей.

Высшее профессиональное образование имеет самое непосредственное отношение к стратегическому управлению, более того - даже к его основам. Поэтому было бы весьма полезно определить 16 стратегических системных ВУЗов и использовать их как опорные базы "системы". Подход здесь может быть исключительно функциональный, а не территориальный. И желательно, чтобы располагались они все в Москве или рядом, учитывая историческую традицию власти в России. Это вовсе не значит, что все выпускники других ВУЗов станут второсортными. Необходимо, чтобы каждый ВУЗ входил как бы в одну из 16 групп с системным институтом во главе. Например, головной ВУЗ МГУ и все университеты в его группе; головной ВУЗ МГТУ им. Баумана и все политехнические институты в его группе; головной ВУЗ МЭИ и все энергетические и радиоэлектронные институты в его ведении; головной ВУЗ МАИ и все авиационно-космические институты в его группе; тоже самое для педагогических, сельскохозяйственных ВУЗов и т.д. Талантливый студент периферийного ВУЗа, отучившись 2 - 3 года, может завершать обучение в головном институте системы. Весьма важное значение могут приобрести клубы выпускников ВУЗов, что может частично компенсировать отсутствие общей политической идеологии в стране и наличием нескольких политических партий. Клубы могут не только способствовать поддержанию горизонтальных связей, но способствовать постоянному повышению квалификации, обмену опытом и так далее.

Шестнадцать элементов - это достаточно большой выбор. Каждый может определить для себя куда присоединиться. Выбор богатый. Свобода - это вовсе не означает, что можно делать все что хочешь. Свобода - это когда есть возможность выбирать из достаточно большого количества реально разных вариантов.

Формирование структур административно-исполнительного управления в России наиболее формализовано и даже закреплено сейчас законами о различных видах государственной службы. Для нашей страны это традиционная схема иерархии, в настоящее время с Президентом во главе. Многие проблемы в данной сфере связаны сегодня не сколько с организацией самой структуры исполнительной власти и даже не с отсутствием нужных кадров, сколько с отсутствием адекватного вызовам времени стратегического и политического управления.

Гораздо сложнее обстоит дело с политическим управлением и, соответственно, с формированием структур его реализующих. Это связано с тем, что политика всегда связана с идеологией, с оценкой прошлого, настоящего и формированием образа будущего, с главным вопросом - каким быть государству и даже быть ли вообще. Политическая мысль накопила немалый опыт в этой области. Так, например, Аристотель выделял шесть видов государственного устройства; три из них рассматривал как правильные (соответствующие надлежащей добродетели), три - как неправильные, то есть как извращения первых трех (отсутствие добродетели). Правильные виды государственного устройства, по Аристотелю, - царская власть, аристократия, полития; неправильные - тирания, олигархия, демократия. Царская власть - правление одного, имеющего в виду общее благо; тирания - правление одного, руководящегося собственной выгодой. Аристократия - правление немногих, лучших, осуществляемое в интересах всех граждан; олигархия - правление немногих состоятельных граждан, думающих только о собственной выгоде. Полития - правление большинства, отбираемого на основании определенного принципа и пекущегося об общем благе; демократия - правление большинства, неимущих, в интересах исключительно этого большинства. В дальнейшем то, что Аристотель называл политией, стало называться демократией, а что он называл демократией - охлократией.

Конечно же со времен Аристотеля государствоведение не стояло на месте, тем не менее общий ход рассмотрения стал общепринятым. Причем считается, что особо качественная государственность получается при синтезе трех хороших типов государственности. Применительно к России аналогом царской власти в некотором смысле можно считать исполнительную вертикаль во главе с Президентом, полномочия которого ограничены как по времени, так и конституционными функциями. А вот две другие могут быть реализованы двумя системными политическими партиями. Одна партия реализует аристократического подхода как к своему формированию так и к управлению. Вторая партия - некоторый аналог политии, в первую очередь, как метод попадания к управлению людей, не имеющих родственных связей в этой самой системе управления.

Здесь стоит отметить, что классический римский вариант, используемый США и внедряемый у нас, когда аристократы кучкуются в сенате, а "народные" представители - в парламенте, совершенно не работоспособен для нашей страны, так как разграничения законодательной и исполнительной властей в России никогда не было и, если об этом написать в Конституции, ничего от этого не изменится. А вот конкурирующие кланы при царском дворе или в ЦК были всегда, что прослеживается и в нынешней власти, соответственно развитие этой традиции в оформленном и систематизированном виде (с установлением правил игры) и может стать основой разделения властей, без которой не может быть эффективного и устойчивого управления.

Группа людей, осуществляющая политическое управление называется партией. Слово это переводится как "часть, группа". В отличие от стратегического системного (основополагающего), политическое управление призвано обеспечить динамику от того что было, опираясь на то что есть, к тому что будет. Отсюда и разное видение плана преобразований, которые затрагивают к тому же разные слои общества, отсюда же и разные идеологии. Политическая партийная структура, как и стратегическая система имеет горизонтальную схему, то есть члены партии, работая в различных сферах деятельности (как государственных так и частных), ещё связаны общей идеей, что позволяет им не только отстаивать свои интересы, но и участвовать в управлении государством.

Политическое управление может осуществляться одной партией (как в период СССР), так и в многопартийном режиме. Наиболее же оптимальным вариантом является двухпартийная политическая система. Эта схема, её обоснование известны с древнейших времён. Однопартийная система, накапливая постепенно ошибки и наслоения, вынуждена периодически переживать революции, чтобы от них избавиться. А как очень точно подметил В.В. Кожинов: "Любая революция есть уничтожение существовавшего до него общества, и поскольку никакого другого общества, кроме наличного, пока и нет, потенциально революция грозит гибелью всем и каждому..." Двухпартийная система лишь переключает точку опоры, отстраняя неэффективную (или просто надоевшую) структуру от доминирования в управлении. Если бы на момент отказа в СССР от руководящей роли Коммунистической партии в руководстве страны нашлись мудрые люди, предложившие разделить КПСС на две части, то мы были бы свидетелями совсем другой истории. Но история не терпит сослагательного наклонения и из того состояния, в котором оказалась Россия, нам ещё выбраться нужно. И переход к двухпартийной политической системе не только может быть механизмом такого выхода, но и является огромным шагом вперед для российской государственности в целом.

Здесь под партиями понимаются реальные группы политической власти (в первую очередь власти над умами), а не юридические образования для политической самодеятельности, реализации амбиций отдельных лидеров или надзирания за электоратом. Многопартийная система (три и больше) автоматически приводит к появлению кукловодов, которые играя на противоречиях и манипулируя интересами групп получают реальное управление, и сама по себе является либо неустойчивой (временной), либо несамостоятельной. Идея двухпартийности базируется на простой и ясной истине: в чемпионате по футболу может участвовать много команд, но в финале все равно будут играть две, что приводит к концентрации ресурсов как людских, так и материальных, у команд потенциально способных на победу. С точки зрения управления двухпартийная система аналогична управлению пассажирским лайнером, где есть два пилота, каждый из которых может взять управление на себя, а автопилот аналог административной вертикали.

Следует также отметить, что в живой природе вертикальные интегрированные биполярные системы широко распространены: две спирали ДНК, левое и правое полушарие мозга, женщина и мужчина и т.д. Причем такие структуры обладают прекрасной адаптивностью, гибкостью и эффективностью.

Двухпартийная политическая система это что-то вроде двухколесного велосипеда. Но нужно понимать, что это не два велосипеда. И это не значит, что колеса вращаются в разные стороны. При этом каждая из команд (партий) может в любое время взять доминирование в управлении на себя. Создавая тем самым не только дублирование управления, но и обеспечивая механизм сдержек и противовесов. Само наличие дышащих в затылок конкурентов, способно на порядки поднять тонус и профессионализм управления. Для того, чтобы совершалась полезная работа необходимо напряжение, для создания которого нужно разделение зарядов. Тот постоянный разряд, что возникает между конкурентами и есть фокус политического сознания страны. И очень важно, чтобы, с одной стороны, он не угас, а, с дугой стороны, не разнес всю конструкцию.

Что значит реальная двухпартийность? Это конечно не означает, что одна партия у власти, а вторую затюкали в подполье или в маргинальное болото. Двухпартийная система - это когда обе партии постоянно у власти, а меняется лишь доминирование, то есть кто в данный момент рулит, а кто толкает сзади или тормозит, если сильно разгонится колесница государства.

Двухпартийная система - это когда по результатам выборов Президент от одной партии, а Уполномоченный по правам человека и Председатель Счетной палаты автоматически от другой. Это когда на постоянной основе Минфин и бюджетный процесс контролирует одна партия, а Центральный банк и расчеты другая; когда ФСБ контролирует одна партия, а МВД другая; и так далее. Причем постоянное курирование некоторых государственных ведомств двумя партиями относится лишь к небольшой их части, другие же министерства могут возглавляться и теми и другими или вообще непартийными профессионалами. Двухпартийная система и вообще конструкция власти в России изображена на нашем гербе. Две головы Орла и два крыла это и есть две партии.

При формировании двухпартийной политической системы возникает ряд опасностей, таящихся в истории России. Во-первых, это попытка выстраивания примитивной схемы левые/правые, что автоматически ведёт к жёсткому классовому противостоянию. Во-вторых, это ещё более бескомпромиссная схема красные/белые, с перспективой гражданской войны. В-третьих, схема почвенники/западники, результатом которой может стать или возврат к однопартийности или к развалу страны. Для деятельности партий основополагающее значение имеет не сколько идеология (при всей её важности), а способ отбора и то, чьи интересы отражает партия. Наиболее реальная конструкция для двухпартийной системы - это карьерные государственники с родственной преемственностью и патриоты-народники, это совмещение принципов боярского (родового) и дворянского (разночинского) принципов формирования партийной команды.

Кроме текущих идеологий в деятельности партий огромное значение имеют две взаимно дополняющие друг друга концепции - консерватизм и реформизм. Само наличие двух системных партий автоматически приводит к тому, что одна из них встанет на одну позицию, а другая на вторую. Ситуация может меняться и та партия, что в определенный период вела консервативную политику, может стать реформаторской, поэтому не целесообразно использовать консерватизм/реформизм ни в названии партий, ни в уставных документах. Если с формулировкой консерватизма в нашей политической истории проблем, как правило, не возникает, то вот с взвешенным, неразрушающим страну реформизмом большие проблемы. К сожалению вся наша история является свидетельством использования здесь исключительно внешних воздействий и точек опоры, что и приводило в дальнейшем к их естественной зачистке и очередному закручиванию гаек.

Президент страны ведет переговоры с руководителями других стран, парламентарии поддерживают связи с парламентариями других стран. Точно также партии могут поддерживать связи с партиями других стран. А вот вхождение в какие-то надпартийный интернационалы - это полный бред. Партии являются структурами политического управления суверенного государства и поэтому не могут иметь вышестоящих структур.