Н.А. Виленский

КИРЕЕВСКИЙ ПЁТР ВАСИЛЬЕВИЧ

КИРЕЕВСКИЙ Пётр Васильевич [11(23).2.1808, село Долбино Лихвинского уезда Калужской губернии – 25.10(6.11).1856, деревня Киреевская Слободка Орловского  уезда Орловской губернии; похоронен в Оптиной пустыни], российский фольклорист, переводчик, публицист. Дворянин. Брат И.В. Киреевского. В детские годы Киреевский находился под сильным влиянием личности и поэзии В.А. Жуковского. С переездом в Москву (1822) Киреевский несколько лет брал уроки у профессоров Московского университета. В середине 1820-х гг. был близок к обществу любомудров. В 1829–30 учился в Мюнхенском университете, где на него оказал большое влияние Ф.В. Шеллинг. В 1831–35 актуариус при Комиссии по изданию грамот Московского главного архива МИД (до 1832 Московский архив Коллегии иностранных дел). С 1837 жил в своём имении в деревне Киреевская Слободка.

Киреевский перевёл на русский язык повесть «Вампир» английского писателя Дж.У. Полидори (1828; Киреевский ошибочно приписывал её Дж. Байрону), записки служившего при дворе царя Алексея Михайловича английского врача С. Коллинза  (1846), роман «Жизнь Магомета» В. Ирвинга (опубликован после смерти Киреевского, в 1857) и другие.

В 1831 Киреевский совместно с Н.М. Языковым приступил к систематическому сбору произведений народной поэзии. Киреевский первым в России разработал научный принципы записи фольклорных текстов. Он намеревался издать полное собрание русских песен. Свои фольклорные записи передали Киреевскому братья Н.М., П.М. и А.М. Языковы, А.С. Пушкин, Д.А. Валуев, А.Ф. Вельтман, Н.В. Гоголь, В.И. Даль, К.Д. Кавелин, П.И. Мельников-Печерский, Д.П. Ознобишин, М.П. Погодин, И.М. Снегирёв, С.А. Соболевский, С.П. Шевырёв, П.И. Якушкин и многие другие. Однако Киреевскому удалось опубликовать лишь небольшую часть своего собрания и поступивших к нему материалов. После его смерти значительная часть коллекции (около 3 тысяч песен) издана Обществом любителей российской словесности при Московском университете: «Песни, собранные П.В. Киреевским» (вып. 1–10, 1860–74), «Песни, собранные П.В. Киреевским. Новая серия» (вып. 1–2, 1911–1929). Другие публикации песен из собрания Киреевского – «Песни, собранные писателями. Новые материалы из архива П.В. Киреевского» (серия «Литературное наследство», 1968, т. 79), «Собрание народных песен П.В. Киреевского: Записи Языковых в Симбирской и Оренбургской губерниях» (т. 1, 1977), «Собрание народных песен П.В. Киреевского: Записи П.И. Якушкина» (т. 1–2, 1983–1986), «Собрание народных песен П.В. Киреевского» (1986).

В 1840-е гг. вместе с И.В. Киреевским, А.С. Хомяковым и другими Киреевский активно участвовал в спорах западников и славянофилов, проходивших в Москве в учёно-литературных салонах Елагиных, Свербеевых и других. В славянофильском духе им написана статья «О древней русской истории. Письмо к М.П. Погодину» («Москвитянин», 1845, № 3, ч. 2). Киреевский выступил решительно против тезиса М.П. Погодина о толерантности и смиренности как чертах русского народного характера. Первым из славянофилов рассмотрел становление Древне-русского государства в контексте истории славянских народов и пришёл к выводу о том, что для всех славян была характерна организация общества в виде родовых и мирских (состояли из нескольких родовых) общин. Они, по мнению Киреевского, сохранились и после возникновения государства, имели политическую самостоятельность в виде веча, на котором собиралось несколько родовых общин, при этом государственное единство держалось на «взаимном сочувствии», единстве быта и потребностей. Впоследствии тезис о «родовом начале» как о краеугольном камне в русой истории славянофилы (И.В. Киреевский, А.С. Хомяков) заменили общинной теорией.

Источник: Большая российская энциклопедия - https://bigenc.ru/

18.12.2010