Светлана Малая

ДАЛЬ ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ

22.11.1801, Лугань, Малороссия — 04.10.1872, Москва русский писатель, учёный

В марте 1819 года выпускник петербургского Морского кадетского корпуса восемнадцатилетний мичман Владимир Даль на пути из Петербурга в Москву записал в тетрадку первое слово для «Толкового словаря живого великорусского языка». С этого дня «Словарь» станет главным трудом его жизни, и за последующие полвека Даль объяснит и снабдит примерами около двухсот тысяч слов.

Происхождения Владимир Даль был нерусского: его отец — выходец из Дании, мать — из обрусевших немцев. Но, побывав в Дании во время учебного плавания на бриге «Феникс», гардемарин Даль окончательно убедился, что будет почитать своим отечеством только Россию.

Флотская служба мичмана Даля оказалась недолгой и не слишком удачливой. В начале 1826 года, решившись на перемену рода деятельности, он поступил на медицинский факультет Дерптского университета. Когда началась русско-турецкая война (в 1828 году), Даль досрочно защитил диссертацию на степень доктора медицины и отправился на юг в действующую армию. Был ординатором подвижного госпиталя, приобрёл славу искусного хирурга, а в польскую кампанию — неожиданную славу инженера. За наведение моста через Вислу император Николай Павлович наградил Даля Владимирским крестом с бантом. Однако и в военных походах записные книжки для «Толкового словаря» без дела не прозябали.

Между тем, в ноябре 1830 года в журнале «Московский телеграф» появилась повесть «Цыганка», подписанная — В. Даль, а в октябре 1832-го — книга «Русские сказки, из предания народного изустного на грамоту гражданскую переложенные, к быту житейскому приноровленные и поговорками ходячими разукрашенные казаком Владимиром Луганским. Пяток первый». За книгу, в которой директор канцелярии Третьего отделения усмотрел «насмешки над правительством», Казак Луганский, он же В. Даль, был арестован, но в тот же день, ввиду воинских заслуг, освобождён с извинениями.

Сделавшись известным литератором, доктор Даль не рискнул оставить службу и, произведённый в коллежские асессоры, 6 мая 1833 года был определён чиновником для особых поручений к оренбургскому военному губернатору.18 сентября в Оренбург  «прибыл нежданный и нечаянный» Пушкин, а на другой день Даль сопровождал его в поездке в Бердскую слободу, бывшую пугачёвскую ставку.

Даль не был Пушкину близким другом, но именно он, будучи в то время уже в Петербурге, неотлучно провёл около смертельно раненого Пушкина его последние часы 28 и 29 января 1837 года.

В 1841 году В.И. Даль — теперь статский советник — получил в столице новую должность. Управлял в министерстве внутренних дел Особенной канцелярией и прослыл «правой рукой» министра. Бывали дни, когда все писцы Особенной канцелярии занимались разборкой посылок с образчиками местных говоров и перепиской сказок, пословиц и поверий, во множестве доставляемых Далю отовсюду.

Бытописательные повести Казака Луганского шли нарасхват в столичных журналах — до тех пор, пока «Комитет для высшего надзора за духом и направлением печатаемых в России произведений» не заметил в одной из них (под названием «Ворожейка») некий зловредный намёк. Тогда министр предложил Далю на выбор: «Писать — так не служить, служить — так не писать». Даль выбрал службу, пояснив: «Времена шатки, береги шапки». Но из Петербурга вскоре перевёлся в Нижний Новгород — управляющим удельной конторы.

В Нижнем о нём много сплетничали, считали гордецом и чудодеем. Он собирал в своём доме местных врачей (между собой говорили будто бы по-латыни), записывал гимназические прибаутки, играл с гостями в шахматы, выточенные им собственноручно на токарном станке. Отправил в журнал «Русская беседа» письмо, в котором утверждал, что обучать крестьян грамоте преждевременно: ещё не заготовлены книги для народного чтения. Он сам такие книги и заготавливал: «Солдатские досуги», «Матросские досуги», «Два сорока бывальщинок для крестьян». Отслужив в Нижнем добрый десяток лет, Даль подал, наконец, в отставку.

В Москве в последнее десятилетие жизни В.И. Даль выпустил в свет сборник «Пословицы русского народа» и «Толковый словарь живого великорусского языка»; кроме того, составил и думал приложить к «Толковому словарю» словарики офеней (коробейников), костромских шерстобитов и петербургских мошенников. А.Н. Афанасьеву для знаменитого сборника «Народные русские сказки» Даль передал тысячу сказок, П.В.Киреевскому — записи песен, Публичной библиотеке — собрание лубочных картин. Говорят, перед смертью он подозвал дочь и попросил: «Запиши словечко».

Произведения В.И. Даля

ПОЛНОЕ СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ: В 8 т. / В.Даль (Казак Луганский). — М.: Столица, 1995.

ИЗБРАННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ. — М.: Правда, 1983. — 448 с.: ил.

Книга знакомит читателей, знающих В.И. Даля как создателя «Толкового словаря живого великорусского языка», с В.И.Далем — автором бытописательных повестей, рассказов, очерков из народной жизни и переложений народных сказок.

БИКЕЙ И МАУЛЯНА: Повести, рассказы, очерк. — Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во, 1985. — 384 с.: ил.

Восемь лет Даль прожил в Оренбурге, тысячи вёрст проехал по губернии, выучился башкирскому и казахскому языку, проведал обычаи, нравы и предания исконных народов и пришлых — уральских казаков. О том, что видел своими глазами, и о том, что слышал от бывалых людей, написал рассказы и повести.

ИЛЛЮСТРИРОВАННЫЙ СЛОВАРЬ ЖИВОГО РУССКОГО ЯЗЫКА: В 2 т. / [Сост. В. Берестов, Н. Александрова; Худож. оформл. Е. Поликашин]. — СПб.: Нева; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.

Составители двухтомника Валентин Берестов и Наталия Александрова взяли из несметных сокровищ «Толкового словаря» одну сороковую часть. Если сравнить далев «Словарь» с чудесными хоромами, мастерски украшенными затейливой резьбой (князёк, причелины, серёжки, дымники…), то этот «Детский даль» — вход в хоромы через сени, выстроенные также с умением и любовью.

МАТРОССКИЕ ДОСУГИ: Рассказы / Сост., предисл., обраб. для детей и словарь Л. Асанова; Худож. Л.Фалин. — М.: Дет. лит., 1991. — 143 с.: ил.

Сборник «Матросские досуги» был издан в 1853 году и назначался для чтения матросам, набранным по рекрутскому набору со всех концов России. Неторопливо и занимательно ведёт В.И. Даль рассказ об устройстве Вселенной, движении Земли и Солнца, о разных случаях морских и более всего — о славной истории российского флота.

О ПОВЕРИЯХ, СУЕВЕРИЯХ И ПРЕДРАССУДКАХ РУССКОГО НАРОДА: Материалы по рус. демонологии. — СПб.: Литера, 1994. — 480 с.

ПОВЕРЬЯ, СУЕВЕРИЯ И ПРЕДРАССУДКИ РУССКОГО НАРОДА. — М.: Эксмо, 2003. — 732 с.: ил. Собранные В.И.Далем поверья о домовых, водяных, кикиморах, оборотнях, русалках и привидениях, заговоры и приметы.

ПОВЕСТИ И РАССКАЗЫ. — М.: Сов. Россия, 1983. — 432 с.

А именно: трагикомическая «повесть в рисунках» «Похождения Христиана Христиановича Виольдамура и его Аршета», повесть «Цыганка», написанная по молдавским впечатлениям времён русско-турецкой войны 1828-1829 гг., и цикл рассказов «Картины русского быта».

ПОСЛОВИЦЫ РУССКОГО НАРОДА: Сб. В.Даля: В 3 т. — М.: Рус. книга, 1994. — (Живое рус. слово).

ПОСЛОВИЦЫ РУССКОГО НАРОДА. — М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2001. — 445 с.: ил.

На титульном листе первого издания 1862 года было отпечатано: «Пословицы русского народа. Сборник пословиц, поговорок, речений, присловий, чистоговорок, прибауток, загадок, поверий и проч. В. Даля. Пословица несудима».

СТАРИК-ГОДОВИК: Сказки, загадки, пословицы, игры / Сост. И.Халтурин; Рис. В.Конашевича. — М.: Дет. лит., 1987. — 80 с.: ил.

СТАРИК-ГОДОВИК: Сказки, загадки, пословицы, игры / Сост. И.Халтурин; Рис. В.Конашевича. — М.: Дрофа, 2003. — 85 с.: ил. — (Сказка за сказкой).

Эта книга — для самых маленьких. Для тех, кому вслух читают сказки и побасенки и загадывают загадки, с кем разучивают игры, песенки и скороговорки. Например, такие: «Бежит лиса по шесточку, лизни, лиса, песочку». «Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом».

ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ ЖИВОГО ВЕЛИКОРУССКОГО ЯЗЫКА: В 4 т. — Репринт. изд. — М.: Терра, 1995.

ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ ЖИВОГО ВЕЛИКОРУССКОГО ЯЗЫКА: В 4 т. — [Репринт. изд.]. — М.: Рус. язык: Медиа, 2006.

В «Напутном слове», прочитанном в Обществе Любителей Русской словесности в Москве 21 апреля 1862 года, Даль сказал о своём «Словаре»: «… Писал его не учитель, не наставник, не тот, кто знает дело лучше других, а кто более многих над ним трудился; ученик, собиравший весь век свой по крупице то, что слышал от учителя своего, живого русского языка».

Источник: https://bibliogid.ru/

17.12.2010