Носков Юрий

АНАТОМИЯ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО

ГЛАВА 2. АНАТОМИЯ ГОСУДАРСТВА

2.8. ДОСТАТОЧНО ОРГАНИЧНАЯ СИСТЕМА САМОУПРАВЛЕНИЯ

(ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА)

Любой хороший регулятор системы

должен быть моделью этой системы.

/закон управления/

Существует наука системология или общая теория систем. В этой науке под системой понимается совокупность определенных элементов и устойчивых связей между ними. Государство в этом смысле есть система, где элементами являются граждане.

В предыдущем параграфе было показано каким образом может действовать механизм бесструктурного управления в государстве. В отличие от бесструктурного управления, при котором связи между его участниками неустойчивые, структурное управление представляет собой совокупность людей с устойчивыми связями, специализирующихся в основном на управлении. Такая управляющая подсистема (блок управления, регулятор) сама является системой. Для отличия будем записывать её в кавычках - "система".

Исторически "система" в виде специализированной структуры государственной службы в России начинает выделяться явно с образованием централизованного государства в конце 14 века. Организация государственной службы этого периода известна как местничество. Система местничества - это система распределения служебных мест при назначении на должности военной, административной и придворной службы с учетом происхождения, служебного положения предков и личных заслуг. Местничество просуществовало до конца XVII века и было отменено в 1682 году.

После некоторого периода управления в ручном режиме Петром I была внедрена новая система государственного управления на основе "табели о рангах" (утверждена в 1722 году). Табель о рангах - это законодательный акт, определяющий порядок прохождения службы чиновниками. Устанавливал 14 рангов (классов, классных чинов) для трём групп служащих: военные (сухопутные и морские), штатские и придворные. Табель о рангах открыл возможность привлекать к управлению таланты из более широких слоёв населения, в том числе и иностранцев, хотя влияние принципов местничества на практике также присутствовало. Этот вид "системы" просуществовал в России вплоть до Октябрьской революции 1917 года.

С образованием Советского государства система государственной службы приобрела ярко выраженный партийный характер, то есть даже мало-мальски значимые должности могли занимать лишь члены партии. Но это был лишь фильтр. Внутри партии была образована особая структура - номенклатурная иерархия. Существовали явные и неявные правила попадания и поведения людей в данной властно-управляющей структуре. И данная иерархия на территории СССР и своих союзников не имела над собой вышестоящих элементов. Партийная номенклатура практически была упразднена с отменой статьи Конституции СССР о руководящей роли Коммунистической партии в 1990 году. Это стало главной организационной причиной разрушения СССР.

В дальнейшем номенклатурная структура продолжала существовать по инерции, постепенно деградируя. В период, когда шёл активной процесс приватизации под прикрытием криминальных разборок и локальных войн, тем, кто оказался волею случая у кормила Государства Российского, было не до строительства обновленного государства и создания новых систем управления. Да и квалификация их далека от той, которая требуется для решения обозначенной задачи. Ситуация усугубляется ещё и тем, что в процесс внутрироссийского управления активно вклинились структуры других государств и международных субъектов. У каждого из них имеются свои системы, которые выстроили свою периферию на нашей территории. Эти структуры (управляющие элементы систем других государств и жреческих центров) можно определить как "антисистему". Адепты антисистемы действуют под прикрытием лозунгов интеграции в единое мировое, христианское, американское или европейское пространство. Тех же, кто противостоит этому, они преследуют за саму потенциальную способность стать элементами самостоятельной управляющей системы страны. Тем не менее существуют в стране люди, в том числе и в органах государственного управления, которые не готовы смириться с внешним управлением нашей страной, а значит способные поставить цель восстановления суверенитета.

Так что выстраивание адекватной вызовам времени "системы" управления суверенной страной остается до сих пор одной из насущных нерешенных проблем современной России. Для этого необходимо сначала определиться с образующей структурой кристаллизации страны, либо это будет иерархия (как и ранее, но с другими элементами и мы постепенно возвратимся к старой схеме с некоторым новым идеологическим и элитным наполнением), либо это будет сеть с родным, социально ответственным кольцом управления вверху (что при этом будет узлами управления и узлами сети). Никаких других систем управления человечество пока не придумало. А еще более совершенным вариантом могло бы стать совмещение этих двух управляющих (систематизирующих) методов, так как каждый из них имеет свои преимущества. При этом системология констатирует, что при создании действенной системы управления для иерархической системы хорошим регулятором будет иерархический моноблок с дублированием, а для плоской сети - плоская микросеть с дублированием. Учитывая, что в современных условиях иерархическое государство в силу своей неповоротливости, с одной стороны, не способно адекватно реагировать на ускорившийся темп жизни, а, с другой стороны, появление нескольких сильных иерархических государств ведёт неизбежно к их столкновению, то более целесообразной можно считать общую плоско-сетевую структуру социального устройства государства. Такая структура к тому же наиболее соответствует понятию демократической страны. При этом в структуре общества имеется и иерархическая структура исполнительной власти во главе с Президентом. Таким образом использование самостоятельной иерархически-сетевой структуры управления могло бы стать очень хорошим шагом вперед для российской государственности. Вот идею такого симбиоза и попробуем обосновать и развить в дальнейшем.

При создании эффективной "системы" структурного государственного управления весьма полезно обратить внимание на устройство и методы работы телефонной сети. К тому же без современных средств связи само управление весьма затруднительно. Телефонная сеть это одна из самых серьезных систем, созданных человечеством. Вся она в масштабах планеты работает почти синхронно, объединяет различные государства, которые в это время могут даже находиться в состоянии войны, использует различные каналы и способы передачи, здесь одновременно работает как самая современная техника, так и оборудование полувековой давности. Она постоянно преображается, причем без перерывов в работе. Лучшей технической аналогии для социальной системы трудно придумать, особенно с развитием сотовой связи. Отдельные телефоны при этом - это аналог людей, а телефонные станции - аналог семьи или организации.

Если посмотреть на телефонную сеть сверху, то увидим плоское переплетение каналов и узлов. Но на самом деле функционально внутри сети имеется ещё одна сеть - сеть управления (сигнализации). Когда абонент набирает номер, сначала включается в работу сеть сигнализации, которая проверяет всю возможную цепочку каналов между абонентами, подает сигнал вызова. И вот только затем включается в работу уже транспортная сеть, которая обслуживает разговор. Собственно большую часть пути сигналы сигнализации проходят по тем же физическим путям, что и основной разговорный поток, но имеется и специальное оборудование. На общероссийском уровне сеть сигнализации имеет 8 узлов, связанных каждый с каждым, вот они и обеспечивают всё управление каналами и сигналами на макроуровне. На первый взгляд нет никаких государственных границ для телефонных сетей, но вот у суверенных государств узловая система сигнализации своя и, если телефонную сеть такой страны отключить физически на границе, то внутри страны она продолжит нормально работать. В телекоммуникациях имеется очень удобная и наглядная методология - Модель взаимодействия открытых систем, которая систематизирует взаимодействие отдельных элементов сетей. Кроме того здесь могут также быть полезны хорошо проработанная теория массового обслуживания, а также методология синергетики.

Переведя имеющиеся в телефонии методы и приемы на язык социальных аналогий, можно получить пример эффективной и чрезвычайно надежной системы управления. Здесь стоит лишь уточнить, что в государственной "системе" целесообразно иметь не 7 уровней как в телекоммуникациях, а 9, что позволяет использовать накопленный ранее опыт государственного управления. А развитием могло бы стать не только более широкое чем раньше использование методологии, но и её удвоение (дублирование). Усиливается в настоящее время и непосредственная роль телекоммуникаций в социальном управлении, поэтому чрезвычайно важно, чтобы программное обеспечение для средств связи, поисковых систем, других систем работы с информацией разрабатывалось внутри страны под полным контролем российской "системы".

Технические аналогии при создании "системы" могут быть полезны, но они бесспорно второстепенны по отношению к родной культурно-исторической базе, которая только и может стать настоящей её основой. При этом необходимо понимать, что в деле выстраивания "системы" принципиально невозможно использовать ни базовые принципы других государств и народов, ни их представителей, так как это может привести лишь к выстраиванию периферий их систем. К счастью в нашей родной культуре имеются глубинные основы, которые позволяют создать эффективную управляющую структуру страны. Уходящая в глубь тысячелетий языческая культура доносит до нас образы небесного восьмеричного пантеона Сварги. В дальнейшем эти образы в видоизмененном виде проникли и в православие, использовалась восьмерка и в советский период. Задействовав принцип дублирования, можно получить организационную шестнадцатиядерную распределенную микросеть верхнего уровня. Назовём её образно - Башни Кремля (не путать с Администрацией Президента). Эта структура сможет стать основой стратегического управления страной. С оперативным же управлением вполне может справиться иерархическая вертикаль исполнительной власти с дублированием. В рамках действующей Конституции это соответствует Президенту и Председателю Правительства.

"Система" это конкретные люди, обеспечивающие государственную службу первостепенной важности, поэтому и отбор необходим особый. Одним из формальных требований может быть, например, принадлежность к коренным народам России.