Носков Юрий

РУССКИЙ ЯЗЫЧЕСКИЙ КРУГ

ГЛАВА 1. КОЛОГОД

СТАРИЦА

Бежит, бежит времечко, продвигается Земля Матушка по своему извечному кругу вокруг Друга Милого - Красно Солнышка, подставляя под его живительные лучи то один свой бочок, то другой. Вот и пришло время рассказать о следующей русской языческой Богине - Маре и соответствующем ей празднике - Старице.

Мара - богиня-прародительница, хранительница преемственности поколений. Кроме того, Мара, как, собственно, и все другие богини, отражает определенный возраст женщины - умудренную жизненным опытом старость. Именно она дает женщинам силы в старости. Мара замыкает женский жизненный круг, который имеет свое продолжение во внуках. Именно бабки и деды, как правило, даже больше родителей, чувствуют во внуках продолжение рода. При этом преемственность поколений это не только продолжение физической жизни, а еще и продолжение духовной традиции народа.

Слово "ма-ра" дословно можно трактовать как "женская одухотворяющая сила". Смыслоформа "ма" - женщина, а "ра" - это та лучистая энергия, которую можно увидеть невооруженным взглядом на небе в виде "ра-дуги".

Богиня Мара вместе со Сварогом покровительствуют календарному периоду от праздника Деды, делящего осень пополам, до зимнего солнцеворота.

С приходом в наши края примитивных африканских и ближневосточных взглядов на мир, родная для нашей цивилизации система взглядов в виде жизненного круга (жизненной поляны), оберегаемой Богами и Богинями стала подменяться упрощенными понятиями выше-ниже, белое-черное и так далее. При этом богине-прародительнице Маре досталось, пожалуй, даже больше чем Велесу. Ее стали отождествлять со злой Мораной (Мореной) - самой смертью и множеством злокозненных духов, порожденных ночью и холодом "моры", "мор", "мрак", "морок". И это связывалось не только с жизнью людей, но и явлениями природы: смерть света, дня и наступление ночи, похищение Солнца, наступление зимы и вообще всеобщее умирание в природе.

В природе же все циклично, на смену зиме обязательно приходит весна, на смену ночи - утро. В язычестве нет смерти: когда человек жив - ее нет, а когда она приходит, то нет человека. В круге нет конца, через внуков замыкается жизненный круг людей, живущих жизнью плоти, через последователей в делах и устремлениях продолжается жизнь людей, живущих жизнью духа. Так что и на смену Мары в годовом круге в дальнейшем приходит внучка - Суденица-Снегурочка.

Культ Мары-прародительницы уходит в глубину веков и напоминает о себе в виде каменных баб, найденных археологами по всей необъятной нашей земле. А в Сибири известен в виде культа Златой Бабы, также, как правило, изображаемой с внуками.

Мара предстает перед нами в образе Лоухи у Элиаса Лённрота в Калевале, этом удивительном сборнике карело-финского духовного наследия. Здесь одним из центральных объектов выступает и волшебная мельница Сампо, как напоминание все о той же Сварге. Лённрот любовно собрал и соединил разрозненный материал в единое произведение, но система координат, в которой это было сделано, традиционная для времени автора. И можно предположить, что тот же фольклорный материал, будь он отражен в системе координат самой Сампо, заиграл бы сиянием глубоких смыслов и красками недостающих частей Сампо. Возможно, что среди финно-угров найдется знаток старины, кто сможет разыскать недостающие осколки и продолжит дело, начатое Лённротом. При этом, вполне возможно, обнаружится, что большая часть фрагментов Сампо окажется рассеянной на территории России.

Но наиболее широко известна Мара сейчас через свою главную представительницу - берегиню Бабу Ягу. Этот сказочно-мифический персонаж возник много веков назад, как результат взаимодействия славянской и финно-угорской культур.

Живет бабуся в лесу в избушке на курьих ножках. Забор вокруг ее жилища сделан из человеческих костей, на нем торчат черепа с горящими глазами. Выглядит она отвратительно: лохматые нечесаные волосы, нос крючком, одна нога костяная, глаза временами вспыхивают красными сполохами. Служат Бабе-Яге лягушки, черные коты (в их числе самый знатный из них - Кот Баюн), филины и змеи - все существа, в которых уживается и угроза, и мудрость. Кроме того, бабуся имеет специальные средства передвижения - ступу и метлу, которые она виртуозно пилотирует. В.И. Нарбуту по всей видимости приходилось встречаться с бабкой:

По полю мчится, как синяя птица,

В ступе - без упряжи, гика, коней...

Будет звездами ли ночь золотиться?..

Травы в слезах поувяли за ней.

Лес, на краю которого живет Баба-яга в сказках, представляется непростым, как бы иным миром. Иногда граница подчеркивается еще и рекой, причем огненной. Перейти ее можно только по Калиновому мосту. И мост этот разделяет миры.

Баба-яга не случайно оказалась на таком "ответственном посту". Эта старая безобразная старуха - самый мистический персонаж древнего русского фольклора, причем занимающий очень важное место в верованиях дохристианской Руси. Баба-яга является стражем границы между мирами. К тому же она является не беспристрастным сторожем. Оказывается, что безобразная старуха, пугало для маленьких детей, является магической защитницей людей, борющихся за правое дело.

Не каждому, пришедшему к Бабе-яге за помощью, открывает она путь в зазеркалье. Прежде чем помочь человеку, она проводит ритуал его проверки, позволяющий оценить его духовные качества и знания, а также причины, приведшие его к границе. Если она убедится, что пришедший к ней человек не только идет за делом, но и способен с ним справиться, то помогает достичь цели.

Было время, когда бабке жилось туго, но в последнее время почет и уважение стали возвращаться к ней. У нее теперь и постоянное место жительства появилось - село Кукобой Первомайского района Ярославской области. Поселилась она в новенькой избушке в сосновом бору в центре села в 2004 году. К Деду Морозу в гости летает в Великий Устюг, это не то что в бывалышные времена, с темными силами якшаться приходилось, со Змеями всякими Горынычами. Теперь все становится на круги своя, теперь уже силы чернолесья у нас не забалуют.

Праздник, посвященный Маре, приходится на время поздней осени, на конец ноября. В народе память о нем сохранилась в виде Матрены зимней. Это наиболее подходящее время для внуков навестить своих бабушек.

Старость - это естественный период жизни. Но есть большая разница между двумя словами "старуха" и "старица". В отличие от сварливой и склочной старухи, жизнь старицы наполнена духом и смыслом, со сказками и преданиями для внуков, под покровительством Мары. Очень точно эта истина, причем во взаимосвязи с календарем, отражена в широко известной песне на слова Э. Рязанова:

У природы нет плохой погоды,

Всякая погода - благодать!

Дождь ли, снег - любое время года

Надо благодатно принимать.

Отзвуки душевной непогоды,

В сердце одиночества печать

И бессонниц горестные всходы

Надо благодарно принимать...

Смерть желаний, годы и невзгоды

С каждым днем все непосильней кладь...

Что тебе назначено природой,

Надо благодарно принимать.

У природы нет плохой погоды,

Ход времен нельзя остановить.

Осень жизни, как и осень года,

Надо, не скорбя, благословить.

Стоит обратить внимание, что слово "старица" имеет и еще одно значение - старое русло реки. Круг богинь замкнулся. Жизнь русского мира возвращается в старое родное русло. И теперь уже ничто не в силах этому помешать.

* * *

Если говорить о современности, то служителями Мары в наше время являются работницы пенсионных служб. С выходом на пенсию жизнь не заканчивается и, даже больше того, появляется свободное время, чтобы оформить и передать следующим поколениям дух своего времени. Пожалуй, наиболее характерным образцом для подражания здесь может служить няня А.С. Пушкина Арина Родионовна.