Носков Юрий

РУССКИЙ ЯЗЫЧЕСКИЙ КРУГ

ГЛАВА 1. КОЛОГОД

МАКОШЬЕ

Бежит, бежит времечко, продвигается Земля Матушка по своему извечному кругу вокруг Друга Милого - Красно Солнышка, подставляя под его живительные лучи то один свой бочок, то другой. Вот и пришло время рассказать о следующей русской языческой Богине - Макошь и соответствующем ей празднике - Макошье (Покров).

Богиня Макошь - покровительница домашнего достатка и домашнего благополучия в целом, богиня, научившая женщин всевозможному рукоделию. Макошь, как, собственно, и все другие богини, отражает определенный возраст женщины, когда дети уже выросли, есть уже жизненный опыт, и силы, как для себя, так и чтобы молодежь поучить.

Богиня Макошь вместе с Велесом покровительствуют календарному периоду от осеннего равноденствия до праздника Дедов, известному в народе как Покров. Если на небе с этого момента вступает в свои права Велес, то на земле полноправной хозяйкой становится богиня Макошь. Само название "Покров" происходит от слов "покрывать", "устилать" и точно отражает период, отмеченный в природе активным листопадом, а на большей территории нашей страны еще и первыми снегопадами.

Слово "ма-кошь" дословно можно трактовать как "женское счастье". В русских словах смыслоформа "ма" - это женщина. А "кошь" имеет двойственное значение, с одной стороны, это "жребий" как доставшаяся доля, а с другой стороны, это нечто для достатка, "кошуля" - плетеные емкости для зерна, "кошелка" - чтобы за продуктами ходить, "кошель" - для денег и т.д.

Одним из атрибутов Богини служит рог изобилия, олицетворявший понятие счастливой судьбы и земного обилия. Так, например, Макошь изображена на Збручском идоле.

С богиней Макошь тесно связана широко известная из фольклора мифическая птица Сирин - птицы радости. Она нашла отражение и в строках современной песни на слова Н. Добронравова:

Птица счастья завтрашнего дня.

Сколько в звёздном небе серебра.

Завтра будет лучше, чем вчера,

Лучше, чем вчера,

Лучше, чем вчера,

Завтра будет лучше, чем вчера.

Макошь помогает женщинам в ведении домашнего хозяйства и, особенно, в рукоделии. Она невидимая пряха, вмешивающаяся в женские работы.

Изображение Макоши широко распространено в вышивках. Как правило, ее изображают вместе с Лелей и Ладой - большая женская фигура и две поменьше, по краям. От имени богини происходит и одно из самых распространенных женских имен - Маша, это под церковным иноземным влиянием оно превратилось в Марию.

В стародавние времена культ Макоши был широко распространен, о чем говорит множество дошедших церковных поучений против нее. Макошь, единственная из языческих богинь, входила и в созданный князем Владимиром пантеон. Кумир ее стоял в Киеве на вершине холма рядом с образами Перуна и других божеств.

С внедрением христианства, кроме поучений и запретов, культ Макоши начинает заменяться искаженными подобиями - Софией и Параскевой Пятницей. Кроме того в церковную доктрину была введена божья матерь, день рождения которой был установлен на осеннее равноденствие, то есть на время вступления Макоши в правление на земле.

Софии (Софьи) отождествляется с премудростью. Это греческое имя происходит от слова "сова" и вполне соответствует по смыслу спутнице Велеса. Так широко известны храмы Святой Софии в Киеве и Новгороде, построенные по образу и подобию Византийской Софии. В киевской Софии так и фрески с изображением пряхи присутствуют. С периода двоеверия в русском языке существует присловье: "Три сестры - Вера, Надежда, Любовь и мать их София". Если посмотреть на языческий календарь (круг богинь) и выделить прямой крест праздников - Коляда, Комоедица, Купала, Овсень, то мы увидим, что имена точно соответствуют по смыслу этим праздникам, в смысле богинь, принимающих бразды правления в это время.

Но в широкой народной среде образ Софии не прижился и Макошь стала подменяться Параскевой Пятницей с переносом на неё всех обязанностей богини. И само название Пятница ей досталось от Макоши, так как этот день недели был посвящен ей. Существовало множество пятничных часовен, много икон и идолообразных скульптурных изображений. В Новгороде Великом церковь Пятницы на Торгу была построена в 1207 г. На рубеже XII и XIII вв. церковь Пятницы на Торгу была создана в Чернигове. В Москве в торговом Охотном ряду существовала церковь Пятницы.

Пятница - тоже пряха, тоже следит за всеми женскими работами. Она требует неукоснительного повиновения и запрещает женщинам работать в посвященный ей день - в пятницу. Наши предки молились Параскеве как и Макоши о всяком благополучии и счастье домашнем.

На обывательском уровне в язычестве существует и упрощенная мировоззренческая система в виде: отец - Небо, мать - Сыра Земля. В этом случае Мать Земля также зачастую отождествляется с Макошью, вбирая в себя обязанности всех богинь. Аналогичная ситуация и с культом тэнгри, который широко был распространен среди кочевых народов нашей необьятной страны, а также на территории Казахстана, но там аналогом Макоши выступает Умай.

На обывательском уровне в язычестве существует и упрощенная мировоззренческая система в виде: отец - Небо, мать - Сыра Земля. В этом случае Мать Земля также зачастую отождествляется с Макошью, вбирая в себя обязанности всех богинь.

Праздник, посвященный Макоши, - Макошье, приходится на конец октября. Праздник этот женский. В этот день женщины чествуют Макошь, хвастаются друг перед другом своими шитьем и вышиванием. Вот одно из праздничных приветствий:

Хозяйка, открывай двери!

Стоят гости на твоем дворе.

Открывай двери все тесовые,

Стели дорожки новые.

Пришли к тебе гости светлые,

До тебя пришла Макошь-матушка.

Дарует тебе как матушка,

В изенку идет закутную,

Открывает ларцы малеванные,

В один кладет ткань тонкопрядную,

В другой кладет белое полотно,

В третий кладет доброе сукно.

Известен из истории ритуально-магический обряд, приуроченный к празднику Макоши - ткание "обыденной пелены" (то есть вытканной в один день). Девушки коллективно проделывали в один этот день весь годичный цикл работ: теребили лен, пряли, ткали, белили. Вытканая таким образом холстина посвящалась Макоши.

После праздника начинался ранее период нового цикла женских зимних работ. Сельскохозяйственные работы закончены, начинался сезон рукоделия, прядения, вязания, шитья, вышивания. С этого же времени начинаются молодежные посиделки, как правило, у одной из хозяек, которая и выполняла роль служительницы Макоши. Во время посиделок пелись песни, рассказывались сказки, разгадывались мудреные загадки, которые девушки загадывали парням; иногда работа перемежалась играми и танцами. К таким же работам-забавам относились и капустники, на которых рубка капусты совмещалась с шутками и прибаутками. До сих пор известно слово "капустник", как шуточное пародийное представление на злобу дня.

* * *

Если говорить о сегодняшнем дне, то в обязанности богини Макоши входит не только помощь в делах каждой хозяйке, но и покровительство коммунальному хозяйству в целом.

Кроме того старые традиции организации осенне-зимнего досуга молодежи, совмещенные с приобретением полезных навыков, вполне могут быть востребованы и сегодня при некоторой организационной помощи со стороны работников культуры под чутким покровительством Макоши.