Носков Юрий

АНАТОМИЯ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО

ГЛАВА 2. АНАТОМИЯ ГОСУДАРСТВА

2.1 ЧТО ЕСТЬ ГОСУДАРСТВО

(ЦЕЛОСТНЫЙ ОРГАНИЗМ)

Широка страна моя родная,

Много в ней лесов, полей и рек!

Я другой такой страны не знаю,

Где так вольно дышит человек.

/В. Лебедев-Кумач/

Заглянув в глубь истории, можно обнаружить, что государство, как форма существования человеческого сообщества, приходит на смену родо-племенной организации, при которой доминировали семейно-родственные отношения. Отдельные рода объединялись в племена, племена в племенные союзы. Развитие ремесел приводило к появлению групп, объединенных не на родственной, а на профессиональной основе. Аналогичная специализация наблюдалась и для воинских формирований защитников, возглавляемых князьями. Особая специализация (также не родственная) происходила и в жреческой среде. Но всё это еще до поры, до времени укладывалось в рамки понятий племени и племенного союза.

Качественный переход, отличающий государство от племени или племенного союза связан с появлением лица (или группы лиц), специализирующихся только на управлении и представлении интересов территориально-общественного объединения. Именно такой переход для племен в окрестностях пути из варяг в греки в 862 году и считается официально годом рождения Государства Российского. В честь этого события в 1862 году в Новгороде был установлен широко известный памятник 1000-летия Руси. Образование государства было связано исторически с призванием Рюрика на княжение в Киев. Собственно сам факт, что Рюрик был не местный (не из полян), и позволил обособить управление, он не был связан родственными узами с местными родами. Но по языку, верованиям (родовой тотемический знак Сварожича - сокол рерик), традиции он был из общего культурно-смыслового поля. Государство родилось под символом "Русь" и в начальный период своего существования получило известность как Киевская Русь.

С этого момента в истории появляется субъект, который изменяясь во времени, стал современной Российской Федерацией. У этого субъекта есть тело - определенная территория и определенным образом распределенное и структурированное население. Субъект находится в определенном культурно-идеологическом поле, а значит есть и те, кто это поле поддерживает. Имеется определенным образом организованная система власти, а значит и люди эту систему образующие. И есть личность, которая государство возглавляет. Трансформации во времени такого субъекта, как перечисленного выше комплекса элементов, посвящена третья глава. В этой же главе рассмотрим современное состояние государства и его текущую динамику.

Основы российской государственности имеют ряд существенных уникальных особенностей. Государство наше возникло и утвердилось как способ самоорганизации оседлых жителей леса и лесостепи. Из истории мы знаем, были на нынешней территории России и другие окологосударственные образования (гунны, монголо-татары и т.д.), но организованные по принципу орды они не могли быть долговечны, так как при развитии государственности появляются элементы оседлости, которые разрушают основу их силы. Другой очень важной особенностью российской государственности является многонационализм. Это когда элиты объединенных народов являются общей элитой государства, а народ одним Народом. И когда этот принцип нарушался, то и возникали большие проблемы, так именно нарушение этого принципа с разыгрыванием национализма и явился причиной развала СССР. В свое время Литва могла занять нынешнее место России, но выбранный ей путь национализма виден сейчас на карте мира (если масштаб карты конечно позволяет рассмотреть). Третьей и, пожалуй, наиболее важной особенностью нашей государственности является русская система координат (система ценностей, взглядов, поступков). В данном случае термин "русская" означает именно принадлежность к системе координат и относится ко всем коренным национальностям России, а также и к людям других национальностей, находящихся в нашей родной мировоззренческой системе и связывающих свое будущее с нашей страной.

Государственная структура призвана реализовать систему взаимоотношений между людьми, обеспечить безопасность по самым разным направлениям (внешние угрозы, стихийные бедствия, болезни и т.д.), настроить механизм использования самого главного человеческого изобретения - разделения труда, осуществления накопления и передачи знаний и тому подобное. В целом цель государства можно охарактеризовать как способ организации осознанной и осмысленной жизни людей на родной земле под родным небом. Возможно это лишь когда все граждане живут достойно (не может же быть хорошо организму, если какому-то из его органов плохо).

При этом необходимо определиться - кто это все будет делать и для кого. В начальном эпиграфе данной книги отражено, что государство как субъект истории и геополитики - это территория страны и ее граждане, что и определяет - для кого. И у данного объекта имеются носители его субъективизации (самоосознания), то есть люди единой с объектом симметрии, истории и траектории будущего - это и есть русское политбюро, люди обладающие концептуальной самостоятельностью и естественным чувством родной системы цивилизационных координат. Вот собственно им и предстоит активизировать процесс естественной родной кристаллизации общества и нейтрализовать воздействия носителей других систем координат.

Исходя из поставленной цели получим и задачи на ближайшую перспективу. Обычно в таких случаях спрашивают: "Что строить-то будем?". Посмотрите, вот допустим перед вами стол. Есть некоторый материал из которого он состоит, есть какая-то его конструкция, отдельные элементы, способы крепления, лак которым он покрыт, его цвет. Вот собственно в государстве также много чего имеется. Именно об этом и будем в дальнейшем говорить. Но у стола имеется и название, например, письменный. Для государственного устройства используют иногда понятия "демократия", "капитализм", "социализм" и т.д. В данной работе попробуем уйти от "-измов", будем использовать для названия государства общеизвестное - Россия, и детально разбираться со всем остальным. То есть строить ничего не будем, будем выявлять проблемные элементы, предлагать варианты их разрешения и совершенствовать общую структуру. А если уж кому-то трудно без "-измов" обойтись, то пусть будет ЗДРАВОСМЫСЛИЗМ. К тому же необходимо напомнить, что слово "политика" этимологически означает "управление государством". Вот в этом смысле и будем его дальше использовать. А в целом будем переходить на родную и живую схему "85".

2.2 ТЕРРИТОРИЯ И КЛИМАТ СТРАНЫ

(ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО)

Русским чужда мистика расы и крови,

но не чужда мистика земли.

/Николай Бердяев/

Материальной основой государства (страны) является территория и люди, вросшие в неё историческими корнями.

Для России, говоря о территории как основе государства, уместно привести некоторую аналогию с реками: родники дают начало ручьям, которые сливаются в речушки, а те уже образуют большую многоводную реку. Эта аналогия важна тем, что большинство народов, образующих наше государство селились именно по руслам рек. И даже само названии "русский" однокоренное со словом русло. Как ручейки сливаясь образуют реку, так и малые села и деревни сливаются в районы, области и наконец в единую страну. Будут чисты и живительны родники - будет процветать и Россия.

Здесь стоит также обратить внимание на то, что живая материя в отличие от костной обладает симметрией "5". Природная среда на протяжении тысячелетий создала определенные живые природные биоценозы с общим пентасимметричным кодом биополя как несущей и определенной конфигурацией его модуляции. Человек живет в этом поле, опираясь на него как на природную (естественную) матрицу. И чрезвычайно важно, чтобы при создании искусственных сред городов и поселений, а также общественной организации социума, не нарушить эту естественную живую симметрию.

Необходимо отметить, что в советский период истории Государства Российского было сделано одно весьма важное приобретение, был осуществлён переход от мёртвой (чёрной) религиозной тройки как опоры социальной матрицы к красной пятёрке. Переход этот стоил народу России не мало крови и не был связан непосредственно ни с коммунистическими, ни с советскими идеями. Основой его стали сначала переход к народному государству в 1917 году, а затем в период 1936 - 1945 годов возвращение его в лоно русской культуры. И очень важно это достижение не потерять.

2.3 РУССКАЯ НАЦИЯ

(ЗДОРОВОЕ ТЕЛО)

Люди соединяются в государства не просто

ради жизни, но ради благой жизни.

/Аристотель/

Нация - это совокупность граждан государства, осознающих себя как единое целое. При этом одна из национальностей государства (для России - русские), правильнее сказать даже язык межнационального общения, дает название нации. Понятие народ в общегосударственном смысле и нация синонимы. А в древности так и вообще "народ" и "язык" означали одно и тоже. В нашей истории были попытки создать искусственное название для нации - советский народ, но ничего из этого путного не получилось. И сейчас иногда пытаются в качестве названия нации использовать термин "россияне". Причем делают это в основном представители различных национальностей нашей страны. Хотя, следуя их логике, вызывать неприятие у них должно было бы как раз понятие "россиянин", так как оно однокоренное с "великорос", то есть "русский славянин".

В некотором смысле народ той или иной страны является как бы материалом для кристаллизации нации. В зависимости от природных условий, уклада жизнедеятельности, культуры, истории структура получается разной. Примерно также как и для минералов - один материал кристаллизуется в четырехугольник, а другой в восьмиугольник. И если кто-то силой, с помощью внешних полей, присадок и других ухищрений будет проводить перекристаллизацию по несвойственным осям (системе ценностей), то будет постоянное напряжение, разрушение и всё равно прочным материал не получится. Вот точно также и с народом, если его начинают переиначивать в рамках чуждой системы координат, то идёт вымирание, пьянство для сброса напряжения, апатия к жизни и т.д. Но всё равно природа берет своё и всё возвращается на круги свои.

Понятие "русский" стало широко известно именно с появлением русской государственности. Термин "русь" был известен и ранее, но не как символ социальной идентичности, а как обозначение духовной и мировоззренческой общности. Где и как это понятие возникло тема для отдельного большого исследования.

В создании Русского государства участвовали часть обрусевших восточно-славянских племён, часть племён - наследников скифов-пахарей (сколотов), часть обрусевших финно-угорских племён (меря, например), в дальнейшем к этой общности присоединилась (обрусела) часть тюркских племен (наследники половцев, печенегов и т.д.). Пятой этнической составляющей русского народа можно считать разрозненные древние малочисленные коренные племена. Здесь стоит особо отметить, что племена обрусели, а не ославянились. Причем каждый из народов, входивших в объединение, принимая общую систему координат, вносил в него и часть своей генетической идентичности.

Во многом сказанное выше применимо и к многочисленным коренным национальностям современной России. Их представители, оставаясь в общегосударственной (русской) системе координат сохраняют и свою культурную идентичность и свой язык. Не возникает напряжения и неудобств и для граждан России других, некоренных национальностей, если они принимают общую систему координат. Здесь весьма любопытен пример Татарстана в период смуты конца XX века, в это время система координат Татарстана оказалась даже более русской чем в Москве, с чем и оказались связаны их успехи. При этом русские являются государствообразующей национальностью не только потому, что их подавляющее большинство в России, но, самое главное, потому, что само понятие русскости является государствообразующим.

Если попытаться как-то символически отобразить русскую систему координат, то наиболее подойдет круг, разделенный на восемь частей, или восемь объектов (например, символов, календарных периодов, городов, стоящих в круге). Такая символика позволяет сделать её наглядной и отличать от других. Восьмерка здесь соответствует концептуально-культурной идентичности, которая просматривается на протяжении всей истории нашего государства. Таким образом в целом социальную кристаллизацию русской нации можно отразить как "85", что означает живых людей (5) в русской системе координат (8).

Периодически в российской истории возникали смутные времена, когда заезжие благодетели пытались переделать русских под свои стандарты. Так было во время смуты начала XVII века, после революций 1917 года, аналогичная ситуация возникла и на перепутье XX и XXI веков. Сами слова "перестройка" и "модернизация" именно эту самую перекристаллизацию и означают. Как и в начале XX века в наше время опять под сомнение было поставлено само существование государства как способа организации общества, а когда разрушить государство не удалось явно, то акценты сместились в сторону подмены понятий, шестёрки новых бояр-самозванцев под государством пытаются выставить сейчас лишь чиновников. Согласно Конституции Россия демократическое государство, то есть в переводе на русский язык - народное. Это понятие на языке государствоведения и означает непосредственно, что государство это все граждане страны. Серьёзнейшим разрушительным фактором российской государственности кроме того можно считать и введение двойного гражданства.

Тем не менее организм нашего государства выдержал испытание на очередном крутом вираже истории и последнее время все больше и больше начинает подавать признаки жизни.