Носков Юрий

РУССКИЙ ЯЗЫЧЕСКИЙ КРУГ

ГЛАВА 5. ВЕЩЕЕ СЛОВО

Скажи заветное он слово -

И миром новым естество

Всегда откликнуться готово

На голос родственный его.

/Ф.И. Тютчев/

Человеку дан великий дар - речь, способность передавать свои чувства, мысли, мечты близким и дальним как в пространстве, так и во времени. Обычные на первый взгляд слова, соединенные определенным образом, оказываются иногда долговечнее и крепче самых прочных материальных объектов. Словом можно приласкать, а можно и ранить. Словом можно человека лишить сил и даже жизни, а можно поднять на подвиг. И намерения людей, сформулированные словами, овеществляются, становясь реальными делами и творениями, если слова такие были вещими.

Творящую силу слова каждый из нас использует ежедневно в обыденной жизни. Но особая роль принадлежит тем, кто постиг силу слова своим умом или получил такой дар от природы (как дар богов). В художественно-фольклорной области это поэты, баяны, певцы, сказители, философы, писатели. Совершенно особая роль в осмыслении действительности и ее обустройстве принадлежит волхвам или в более привычном смысле - ученым-метафизикам, владеющим интегральным видением физических и социальных процессов. Они штурманы и лоцманы современного информационного моря.

В русской языческой культуре и традиции вещие слова и мысли могут существовать как в устной форме, так и в письменном виде, но наибольшее значение имеют образцы именно устного творчества, так как при этом каждый язычник становится соучастником и сотворцом. Поэтому здесь основное внимание уделим устному творчеству, понимая, что оно также может быть записано и храниться в книжном виде. Передаваться может в письменной форме, а жить полноценно - лишь в устном исполнении.

Самой сильной формой русской вещей словесности являются молитвы, так как обращаются они к богам и богиням, то есть к основам - к высшим категориям бытия. Молитва, как правило, индивидуальна, но известны примеры и коллективных молитв. В них язычники обращаются к богам и богиням за помощью или советом. И представьте себе, помощь и совет может последовать. Молитва позволяет сосредоточить внимание на самом главном, сформулировать жизненную ситуацию, а это уже не мало. Многое человек может сделать сам, да и боги и богини это могучие силы. Какое-то представление о молитвах дают широко известные сказочные строки, например, такие - "ветер, ветер, ты могучь, ты гоняешь стаи туч..."

Другой формой вещей словесности являются заговоры ("вещба" - тайное, крепкое слово) - языческие заклинания почти на все случаи жизни: на удачную охоту, оберег от болезней, порчи и всякого зла, заклинания удачи, приворот девушек или парней и т.д. и т.п. А заговаривание зубов так вообще на протяжении веков было одним из основных их методов лечения, так что даже в поговорку превратилось. Русский народ, будучи в делах веры привержен обряду, сохранял твердое убеждение, что молитва или заговор действует лишь тогда, если в них не опущено и не изменено ни единое слово. Оттого в заговорах и молитвах дошли до нас из седой древности слова, обращенные к родным богам. Перед заговором, как правило, следует молитва, в которой призываются на помощь боги или испрашивается их совет, чтобы они направили дело в правильное русло. В тексте заговоров обращаются к Небу ходячему, к Грому Гремучему, Солнцу высокому, к Матери Сырой Земле. При заговорах используется собственная психическая энергия человека - животный магнетизм или по современному - биополе человека, так что требуется особая осторожность.

Формой словесности обратной заговорам служат гадания (ворожба) с использованием устного творчества. При этом произносятся определенные присловья и определяется к кому из присутствующих они относятся. От слова гадать происходит и другое слово - загадка. Широко известны в детской литературе простые загадки, которым соответствует слово отгадка. Но загадки могут быть и более значимые, когда испытуемому предлагается описать некоторый образ, и по ответу можно судить о предпочтениях человека. Такой вид загадок с глубокими историческими корнями отличный способ развлечений в дружеских компаниях.

Самым же распространенным и доступным языческим источником, несущим вещий смысл, являются песни. Душевный посыл передается в них зачастую минуя рациональное осмысление. Именно в песне наиболее явно душа с душою говорит, именно в ней наиболее явно проявляется и сотворчество, и соучастие. Наша культура накопила огромный песенный репертуар на все случаи жизни. В них слышны и отголоски глубокой древности, и ритмы современности, и личные переживания, и потребности общего дела. Песня как ничто другое соединяет людей и направляет их индивидуальные помыслы в заданном направлении.

Из глубины веков доходят до нас не только песни старины, но и былины. Само слово говорит, что это "быль", но приукрашенная, а иногда и фантастическими персонажами населенная. Сейчас былины все в основном в книжки перекочевали, но ранее веками передавались они из уст в уста, храня память седой старины.

Другой, широко известный языческий жанр - сказки. В отличие от былин сказки это фантастический вымысел, где и звери человеческим голосом говорят, и ковры сами летают, и печи сами двигаются. Главное же в сказке то, что "сказка ложь, да в ней намек, добру молодцу урок". Сказки без нравственного посыла, без определения смысловых норм не бывает.

Отдельно стоит отметить сказы, соединяющие быль и сказку. Наиболее известные из них конечно же сказы Бажова, запечатлевшие языческие предания Урала.

Известен и еще один вид устного волшебного словотворчества - кощуны. Они в некотором смысле являются аналогом европейских мифов. Отличительной их особенностью является то, что их персонажами выступают боги и богини. В этом жанре каких-то значимых шедевров не известно, а само вольное обращение с богами привело к тому, что к ним выработалось весьма негативное отношение, даже слово появилось соответствующее - "кощунствовать", то есть надругаться над святыней. Отдельные элементы кощун мы можем отыскать в былинах, например, в былине о Святогоре, или сказках, где очеловеченные стихии помогают герою. Возможно, что в будущем в жанре кощун будут созданы произведения, достойные широкого внимания.

Глубинная индо-арийская традиция опирается на особый вид произведений - веды. Слово это непосредственно означает "дающие знания", причем знания высшего смыслового значения. Русская устная словесность вед как специального типа произведений не знает. Хотя попытки создать их в письменном виде делались неоднократно, но как-то они не приживаются, может быть как раз потому, что не прошли проверку устной традицией. Роль вед в русской языческой культуре взяли на себя особый вид произведений с названием "слово", например, "Слово о полку Игореве".

Совершенно уникальная роль в культуре и информационном поле принадлежит произведениям, определяющим возможные варианты развития будущего. Как определенных сфер деятельности людей, так и народа (страны) в целом или даже всего человечества. Вещие слова, преобразующие действительность на этом уровне, имеют наивысший смысл. В русской языческой традиции примером стратегирования на бытовом уровне могут служить святочные обряды заклинания будущего года, когда весь год как бы проживается в положительном ключе в несколько дней.

Говоря о словах вещих, то есть способных овеществиться, стать реальностью, нельзя не обратить внимание на то, что слова такие должны быть ответственными. Слово "ответственный" несет как бы два смысла. Во-первых, оно говорит об осторожности и не причинения вреда, а, во-вторых, о наличии обратной связи - ответа (отклика) от окружающих.