Носков Юрий

РУССКИЙ ЯЗЫЧЕСКИЙ КРУГ

ГЛАВА 6. ВОЛХВЫ

Волхвы не боятся великих владык

И княжеский дар им не нужен

Правдив и свободен наш вещий язык

И с волей небесною дружен.

/А.С. Пушкин/

Для многих сейчас первое знакомство с родноверием-язычеством начинается с врезающихся в память Пушкинских строк, приведенных в качестве эпиграфа к данной главе. В этом четверостишье речь идет о волхве Перуна, но эти слова применимы к служителям всех русских языческих богов. Само же слово "волхв", созвучное слову "волоховатый", отражает традицию волхвов одеваться в медвежьи шкуры.

Волхвы - это своего рода ученые, хранители мировоззрения и сакральных знаний своего народа, естественной природной метафизики. Но волховской подход к знаниям отличается от принятого в современной науке наличием в нем духовной составляющей, пониманием и ответственностью за недопустимость доведения части знаний до состояния алгоритмов, которые могут быть использованы людьми, недостаточно осознающими последствия их применения. Применимо к волхвам и другое название - хранители, так как призваны они хранить народ через сохранение святынь и сакральных смыслов.

Говоря о волхвах, как правило, имеются ввиду, мужчины, но это название применимо и к женщинам. Существовало ранее и слово женского рода производное от "волхв" - "вълхва". Но женщинам всё же больше подходит другое название - берегиня (от слова оберегать), так как они в первую очередь хранительницы очага, продолжательницы рода.

В русском язычестве священной является, в первую очередь, сама природа, поэтому культовые сооружения и не получили какого-то особого развития. Главными святилищами являются особые природные места - рощи, отдельные священные деревья, родники, озера, холмы. Кроме того языческое происхождение в современном языке имеет слово "хоромы", созвучное с словом "храм". Хоромы представляются сказочным теремом, украшенным искусной резьбой со многими башенками и флигелечками. Всё это передает общий взгляд на языческий пантеон. Собор Василия Блаженного на Красной площади явно продолжает именно эту архитектурную линию, полностью воспроизводя архитектурно языческий пантеон. Основными же языческими культовыми объектами являются капища, где располагаются главные объекты поклонения. В старину это были идолы, сейчас роль капищ выполняют различные мемориалы. Около капищ ранее проводились совместные трапезы, способствующие сплочению их участников. Поэтому место вокруг капища носило названия требища. В дальнейшем это ритуальное действие переместилось также в княжеские хоромы в виде пиров, о которых мы знаем из былин. Да и трапезные в церковных монастырях и скитах явно имеют тоже происхождение.

До крещения Руси в 988 году волхвы были официальными служителями культа, хранителями традиции, помощниками князей. Крещение затронуло лишь вершину общества и еще длительное время волхвы как служители родной традиции существовали параллельно с православием. Да и православие до Никоновской реформы на бытовом уровне было во многом очень близко общим мировоззренческим принципам язычества. К волхвам обращались за помощью и советом. Церковь всячески препятствовала этому, но сила волхвов в глазах народа признавалась даже ими. В дальнейшем живая языческая традиция на протяжении веков имела различных наследников древних волхвов. Так в XVI - XVII веках северорусские скоморохи стали некоторой промежуточной стадией между волхвами средневековья и ведунами, знахарями и сказителями, сохранивших элементы родноверия вплоть до наших дней.

С момента принятия христианства на официальном уровне традиция волхвов (хранителей) разделилась на два направления. Одни из них стали народными знахарями, целителями, а вторая ветвь проросла в светской части. Это в основном люди науки, которые не называя, как правило, себя язычниками, но по подходу к жизни и мировоззрению были родноверами. Примерами могут служить Ломоносов, Татищев, Рыбаков. Это светское знахарство. Именно благодаря этой группе постепенно информация о русском язычестве проникла на книжные страницы и народ в широкой массе открыл для себя вновь родную традицию.

Исследования историков и этнографов проливают свет на роль волхвов в древности. Одним из важнейших дел для них было создание, проведение и передача по наследству многообразного обрядового фольклора. Его истоки уходят в далекие глубины первобытности и, благодаря бережному сохранению традиции, дошли в глухих углах России до XIX в., когда и были записаны этнографами. Управление религиозной жизнью было непростым делом. Каждый сельский волхв должен был знать и помнить все обряды, заговоры, уметь вычислить календарные сроки всех ритуальных действий. Известны действия волхвов по предотвращению засухи, определению оптимальных сроков сельскохозяйственных работ, гаданию об урожае. Большой круг обязанностей был связан с гаданиями о судьбе, имянаречением, обрядами посвящений, изготовлением и освящением амулетов и оберегов, лечением.

Времена меняются, меняются и внешние формы проявления традиции, неизменным остается лишь суть. И сейчас волхвам есть чем заниматься. Это и краеведение с сохранением опыта многовековой жизни людей в конкретных природных условиях. Это подготовка и передача опыта молодежи. Это и просветительская деятельность. Это и участие в управлении государством на всех уровнях в качестве штурманов. Это и участие в работе структур безопасности, особенно на самом ответственном духовно-мировоззренческом направлении. Это и участие в научном процессе, особенно на метафизическом уровне и уровне знаний о самом человеке, ответственности ученых за свои открытия. И конечно же участие в формировании стратегий будущего, ответственном изменении действительности, взаимодействие с другими духовно-мировоззренческими традициями.

Кроме того в настоящее время в русском язычестве стоит актуальная задача объединения двух направлений в традиции волхвов. Светское знахарство должно наконец соединиться с народным волхованием, конечно же на новой, адекватной времени основе. Стоит также ожидать появления ряда книг, отражающих языческую традицию как целостное явление. И волхвы должны здесь не только мудро изложить материал, но и постараться, чтобы эти книги были лишь отражением язычества, и не стали его основой. Все самое главное в язычестве передается лишь устно от человека к человеку, а не через книги.

Говоря о волхвах, нельзя не остановиться и еще на одном явлении русского языческого мира - Волхвах. То есть нужно различать волхвов, как хранителей традиций и важнейших участников языческих общин, и Волхвов, как носителей духа, связывающих языческий мир в единое целое и владеющих Словом, преображающим действительность. Процессы, происходящее в настоящее время в нашей стране и в мире в целом, требуют активного участия Волхвов в споре за будущее.