Носков Юрий

РУССКИЙ ЯЗЫЧЕСКИЙ КРУГ

ГЛАВА 2. ЖИВАЯ ПРИРОДА

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик -

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык...

/Ф.И. Тютчев/

Одной из характерных особенностей русской культуры является одухотворение (обожествление) природы. Корни такого мировоззрения уходят в глубокую языческую древность, в те далекие времена, когда люди "книгу матери-природы читали ясно без очков". Наши предки в генах передали нам сакральные знания о том, что Земля и Небо живые существа, супружеская пара, чья любовь и породила все живое вокруг. От матушки-природы человек черпает силу и здоровье. Люди обращаются к воде, чтобы она научила их мягкости, к камням - чтобы они дали твердость, кланяются земле, чтобы она одарила плодородием. Языческий фольклор оформил всё это в эпические формы мифов и легенд.

Окружающий животный и растительный мир служит непосредственным продолжением мира человеческого и ему уделено особое внимание в народных верованиях. Каких-то животных, наши предки считали своими тотемическими прародителями и покровителями. Птицы служат вестниками богов и предков. Многие святилища располагались в особо почитаемых рощах, широко известны отдельные священные деревья, особенно старые, одиноко стоящие. Целебные свойства растений и цветов издревле были главными лечебными средствами.

Кроме богов и богинь как высших природно-человеческих духовных сил, наши предки с незапамятных времен для описания окружающего мира населили его духами существенно более мелкими. Духи эти представляют собой невидимые сущности, которые тем не менее могут оказывать как доброе, так и негативное влияние на людей и другую живность.

Во-первых, это духи людей. Духи предков призваны всячески помогать живущим. Народные традиции сохраняют многие элементы взаимодействия и почитания предков. Благожелательными являются не только духи родственников, но также и духи единомышленников, то есть представителей духовных семей. А вот духи иноплеменников, иноверцев, особенно тех людей, которые погибли насильственной смертью или не были погребены, могут всячески вредить живущим. Этот вид духов нашёл отражение в народных верованиях в виде чертей (от слова "черта") или бесов. Существует огромное количество сказок и преданий, описывающих их козни. Они могут не только вредить людям, но и проникнуть внутрь человека, духовно слабого и незащищенного, а затем через него творить тёмные дела.

Другой группой духов, которые нашли широкое фольклорное отражение в русском язычестве, являются духи - хранители различных природных мест. Это домовой, банник, овинник, леший, водяной, горовой, степовой, а также русалки и поляницы. Эти духи не наделены родственной человеку духовностью в отличие от богов, основная их суть - поддержание естественного порядка вещей того природного обьекта, с которым они связаны. Поэтому они могут как помочь человеку, так и навредить, всё зависит от его поведения.

Окружающий мир населен и множеством других мелких духов. Среди них можно выделить благоприятные человеку. Это, в первую очередь, духи деревьев и растений, особенно те из них, что используются в качестве лекарственных средств.

Особый разговор о вредоносных духах, которыми языческое мировоззрение описывает всевозможные бедствия и неприятности, деятельность враждебных сил. Они вызывают всевозможные болезни и недуги, злобу и несчастье, беспокойство и неудачу. Злые духи (злыдни) могут поселиться в доме, тогда богатство хозяина сгинет во мгновение ока. Они неразборчивы в жертвах и привязываются ко всякому кто поблизости, не разбирая кто прав, а кто виноват. Воплощением худой доли было лихо, которое представлялось в виде худой женщины без одного глаза. Лихо, как злой дух, садится на плечи человека и заставляет свою жертву всегда носить себя с собой. Болезни по народным поверьям вызываются духами болезней (лихорадками). Каждый вид болезни вызывается особым видом лихорадки, современная медицина в этом случае сказала бы - особого вида вирусов. Чаще всего причиной болезней считается воздействие злых духов в наказание за какие-либо неправедные действия.

Находятся люди, которые устанавливают контакт с вредоносными духами. В языческой традиции их называют колдунами (ведьмаками) или ведьмами (колдуньями). Бывают они как природные (получившие способности по наследству) так и добровольные, выбравшие такие занятия самостоятельно. Говоря современным языком, это люди с экстрасенсорными способностями и возможностями влияния на других людей, которые ради своей выгоды, власти над людьми, используют свои способности во вред другим. Они сами попадают под власть злых духов и в конечном итоге участь их оказывается незавидной. Русская языческая традиция издревле относилась осуждающе к колдунам и ведьмам и их занятиям, о чем сохранилось огромное количество поверий и примет. Языческие волхвы и берегини, выстраивают отношения с богами, богиням, а не с духами, и служат людям, а не собственным страстям.

Русская языческая традиция для защиты от воздействия вредоносных духов и прочей нечистой силы выработала широкую систему обережных мер. Во-первых, сама языческая система мировоззренческих координат построена по схеме жизни в обережном круге света. Важная роль отводится силе обережных слов, особенно вещих, которые заложены в заговорах. Также имеется огромное количество различных оберегов. Ими в виде специальных символов и узоров украшали одежду, посуду, особая обережная роль отводится поясу, украшениям. Присутствуют обереги в оформлении жилищ. Широко известны обереги в виде специально изготовленных амулетов, освященных в определенном месте, с необходимыми заговорами. Как правило они связаны с той или иной стихией, к чьей обережной силе обращаются за защитой. Но самой хорошей защитой являются развитая духовность человека и его помыслы.

Рассматривая вопросы природной духовности, нельзя не сказать несколько слов о верованиях, также отражающих данный вопрос, но не имеющих отношения к язычеству.

Во-первых, это шаманизм, представленный на севере России и в Сибири. Корни его как и язычества уходят в глубокую древность. Шаманизм оперирует и выстраивает отношения с природными духами, а не человеческой (божественной) духовностью. В русском язычестве аналогом могли бы служить отношения с лешими, водяными и русалками, которые существенно дальше от человека и ниже по духовной силе. И хотя шаманизм позволяет человеческим сообществам выживать, но нет примеров создания развитых и процветающих культур на его основе.

Другой (искусственной) разновидностью природного примитивизма являются "черно-белые" социальные образования, реализующие идейную схему: травоядные - хищники - охотники. Это субкультуры социальной помойки, криминальных и околокриминальных сообществ. Активными адептами "чёрно-белых" выступают белые и черные маги, обладающие психо-физическими способностями подчинения людей. С точки зрения русского язычества это всё те же ведьмаки и ведьмы, вне зависимости от того белые они или черные. Сама "чёрно-белая" схема имеет и более развитое мировоззренческое обоснование, корни которого уходят в культуры Ближнего Востока. В этих верованиях осуществляется контрастное противопоставление светлых и тёмных сил, каждая из которых олицетворяется одним персонажем. На нашей родной земле проявление этих верований можно наблюдать по разрушению местных верований племен, попавших в зависимость от Хазарии. Таким образом ближневосточная жреческая структура, контролировавшая Хазарию, создавала зависимые и подконтрольные ей племена. Чёрно-белая схема является мировоззренческой ловушкой, блокирующей духовность и развитие.

Язычество же кардинально отличается от этих верований своей духовной устремленностью ввысь, развитием того, что называется человеческое (божественное) в человеке. В простых, практичных, понятных без объяснения образах, в спресованном виде, хранится опыт совместной жизни людей на родной земле в согласии с окружающей природой. И если говорить об экологии, то только на этом уровне сознания и можно остановить безжалостное потребительское отношение к природе, способное уничтожить всё живое вокруг.