Светлана Замлелова

РУССКАЯ ПЕСНЯ

Много говорят и пишут в наше время о духовности, о возрождении русской культуры, о сплочении единства народов России, об укреплении связей с русскими соотечественниками, волею судеб оказавшимися за пределами Родины. Нет недостатка в прекраснодушных рассуждениях и пожеланиях и в прессе, и на телевидении, но как же мало независимого, заинтересованного освещения не "звёздных" скандалов, а искусства, творчества, соучастия многих русских людей, живущих не только в РФ, но и в десятках стран мира, в ратном деле сохранения и преумножения русской культурной традиции!

Ни словом не откликнулись российские СМИ на II Конгресс русских писателей зарубежья "Русское слово - связующая нить времён", прошедший в Москве в декабре 2009 года и объединивший русских писателей, проживающих на Украине, в Армении, Чехии, Австрии и других странах.

Не вызвал интереса у журналистов и праздник чеченской литературы, состоявшийся также в декабре 2009 года в Большом зале ЦДЛ и посвящённый первому в истории изданию 50-томной "Библиотеки чеченской литературы" на русском языке. Если учесть, что русский язык является одной из государствообразующих скреп, а литературный перевод с национальных языков народов Российской Федерации на русский и с русского на национальные, как и многое другое, находится сегодня у нас в загоне, можно без риска ошибиться скзать, что перевод всей чеченской литературы на русский язык (как было бы с переводом литературы любого другого народа, входящего в состав Российской Федерации!) есть дело государственной важности.

II Международный фестиваль российских соотечественников зарубежья "Русская песня" (Москва, 7-11 февраля 2010 г.) СМИ своим вниманием не баловали. Фестиваль, посвящённый 65-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне, был организован Международным советом российских соотечественников (МСРС) и правительством Москвы с целью поддержания, развития и распространения русской культуры за рубежом. О том, как особенно важно сохранение интереса к русской культурной традиции у молодёжи, проживающей за пределами Отечества, говорили в приветственном слове на церемонии торжественного открытия организаторы фестиваля - первый заместитель мэра Москвы Л.И. Швецова и Председатель Президиума МСРС П.П. Шереметев. Открытие фестиваля состоялось 7 февраля в концертном зале "Измайлово", где гостей и участников приветствовали знаменитые российские музыкальные коллективы - хор под управлением Минина, хор им. Пятницкого и др.

А со следующего дня русские соотечественники, съехавшиеся из 53 стран мира, показывали своё мастерство на 10 концертных площадках Москвы, соревнуясь между собой в исполнении народной, эстрадной и патриотической песни, песен военных лет, русского классического романса.

8 февраля в Центре П. Слободкина, что на Новом Арбате, выступили представители Украины, Швеции, Аргентины, Австралии, Сербии. Наиболее многочисленная делегация с Украины представила как начинающих певцов, так и вполне сложившихся профессионалов. Разнообразен был и репертуар украинских исполнителей - звучали народные и современные патриотические песни, романсы и песни советской эстрады.

Швеция выказала себя большой любительницей классического романса, а самая молодая - аргентинская - делегация в составе Киры Проценко, Олеси Лесовой и Татьяны Толкачёвой специализировалась на народных и патриотических песнях. Ярко выглядела малочисленная делегация из Австралии, которая привезла на фестиваль русскую народную песню "Волга-реченька" (в исполнении Софии Марковцевой под аккомпанемент Лины Чегодаевой - баян), а также две современные эстрадные песни: "Улетай" (в исполнении Вячеслава Округина - муз. В. Округина, сл. Ж. Алифановой) и "Ночь в Париже" (в исполнении Эдуарда Кремня - муз. Э.Кремня, сл. Ж. Алифановой).

Не обошлось и без курьёзов. Так, 16-летняя представительница Сербии, принявшись за исполнение "Уральской рябинушки" (муз. Е Родыгин, сл. М. Пилипенко), вдруг забыла слова, чем, надо сказать, привела в умиление весь зал, в котором, кстати, и свободных мест было не так уж много. Чтобы подбодрить смутившуюся певицу, зрители со словами "не бойся, мы тебе подпоём!" подхватили умолкнувшую было песню. Правда, неискушённая артистка, так и не сумев побороть смущения, убежала со сцены, предоставив зрителям допевать самим.

Много было сказано тёплых слов заграничным русским певцам и музыкантам по окончании концерта. А ведь нельзя не благодарить этих людей, как нельзя не восхищаться тем, что, оторванные от дома, они хранят русскую традицию, которая на родине угодила в изоляцию, подчинённая не то рынку, не то протекторату западной безвкусицы, не то русофобии "хозяев дискурса" (а как ещё объяснишь то, что русская песня исчезла с телеэкранов и концертных площадок, уступив место кривляньям несносно пошлых "юмористов", американским блокбастерам и прочей отраве?).

Заключительный гала-концерт и закрытие фестиваля состоялись 11 февраля в Колонном зале Дома союзов. Очень хочется надеяться, что этот фестиваль - не последний. И что исполнители русских песен из полусотни стран мира не раз снова соберутся в Москве и споют нам песни, которые мы разучились петь у себя дома.

И ещё хочется надеяться, что, может быть, когда-нибудь такие события начнут восприниматься как события не только "рядовыми" слушателями и зрителями, неизменно благодарными, но и журналистской корпорацией, и даже людьми государственными.

По информации "Фонд стратегической культуры"

28.02.2010