Носков Юрий

О ВОСТОЧНО-СЛАВЯНСКОМ И ЗАПАДНО-СЛАВЯНСКОМ ЯЗЫЧЕСТВЕ

Работа над книгой "Русский языческий круг" продолжается непрерывно. Новые материалы и доработка имеющихся публикуется по мере их готовности с изменением редакции книги.

Так материалы о языческих праздниках, выносимых в новостную ленту, каждый раз дорабатываются с учетом собранных за год материалов.

Сейчас внесен небольшой фрагмент во введение к книге, касающийся различий восточно-славянского (русского) язычества и западно-славянского язычества. В силу важности данного вопроса на сегодня для родноверческого движения, этот фрагмент выносится в новостную ленту, чтобы особо обратить на него внимание.

. . . . .

Стоит также сказать несколько слов о соотношении русского и европейского язычества в общем и восточно-славянского и западно-славянского в частности. Для них можно проследить много общих элементов и проявлений. Но совершенно однозначно прослеживается различие в общей структуре. Если для русского язычества основой является круг (хоровод) и структура Отец - Небо, Мать - Земля, что присутствует, кстати, и в культе тенгри, то языческая европейская систематика в общем и западно-славянская в частности соответсвует структуре холма богов с главенствованием одного из них (Зевс, Один, Световит и т.д.). Со структурой холма, как естестенное дополнение, связаны и некоторые подземные заведения (аид, например), отсюда же и появление в западно-славянском язычестве Чернобога и прочих Виев. Систематика круга восточных славян избавлена от таких персонажей, вместо них имеются силы вне круга, способные навредить. Так, например, князь Владимир, проводя религиозную реформу, попытался сначала внедрить именно западно-славянскую схему с Перуном во главе. Ничего у него не получилось и не могло получиться. Стоит отметить, что и само понятие "бог" для русского мира и еропейской культуры различны. В русский язык это слово попало как наследие культуры скифов-пахарей и непосредственно присутствует в именах двух богов (Даждьбог, Стрибог). Другим существенным отличием западно-славянского язычества является изображения богов в виде скульптур, именно по аналогии с ними иногда русских язычников называли идолопоклонниками. В восточно-славянском язычестве, как собственно и в русском в целом, принято поклоняться местам силы: священным деревьям, рощам, ручьям, родникам, камням, а деревянные чуры обозначают предков, а не богов. Сейчас зачастую такие фигуры ставят на детских площадках, чтобы деды и бабки за детьми присматривали. В нашей родной изобразительной и поэтической традиции имеются конечно же образы богов в человеческом облике, но это именно образы, то есть то, как могут выглядеть люди, духовно и стихийно близкие тому или иному богу или богине.

. . . . .