Носков Юрий

РУССКИЙ ЯЗЫЧЕСКИЙ КРУГ

ГЛАВА 1. КОЛОГОД

СРЕЧА

Бежит, бежит времечко, крутится Коло Сварожье. Вот и пришло время рассказать о следующем языческом боге колеса мироздания - Огне Сварожиче (Меньшой Сварожич, Семаргл, Знич) и соответствующем ему празднике - Срече.

В начале февраля Коляда передает бразды правления Огню Сварожичу (Семарглу), что олицетворяет первую встречу весны с зимой. Огонь Сварожич делает первый шаг в круге, он меньшой, поэтому и зовут его Первозванным.

Очень образно вступление в свои календарные права Огня Сварожича передают нам строки стихотворения С. Клычкова:

На поляне, на поляне

Вкруг костра веселый крик,

На костре худые сани,

В санях парень и старик...

Старина сидит на плахе,

Занесла его метель,

Парень в вышитой рубахе,

И свирель в руке, и хмель...

Старый трубит в рог коровий,

Сыпят искры с армяка,

А у парня круты брови,

В кольцах белая рука...

Песни, пляска на поляне,

Старый, старый трубит в рог!

Ярый змей пополз под сани

И в костре, свернувшись, лег...

Машет шапкой запевало,

И сама поет свирель,

А вокруг рубахи алой

Обвился огневый хмель...

Старый обнял молодого,

И сгорел костер дотла...

Ночью искры на дорогу

Рассыпались у села.

Ночью ясной, ночью ясной

Обвивал сырой пенек

Огонек, как пояс красный,

Тлел, как уголь, перстенек...

Огонь Сварожич, как и все языческие боги, покровительствует (отражает) определенному периоду в жизни мужчины - периоду беззаботного детства. С ним связано и одно из распространенных имен - Андрей.

Семарглу соответствует природная стихия огня, а с точки зрения человеческой стихии - огонь духовный, то, что пробуждает дух, порождает стремления. Есть у Сварожича и вестник - мифическая птица Финист Ясный Сокол, который нашел отражение в русских сказках и непременно предстающий служителем "вооруженного добра". А в южных регионах Руси ещё и крылатый Див, это его упоминает автор Слова о полку Игореве:

Встрепенулся Див, кличет на вершине дерева,

грозит ("велит послушати") чужим землям:

Волге и Поморью, и Посулью,

И Сурожу, и Корсуню...

Обожествление огня уходит в такие глубины человеческой истории, что однозначно может ассоциироваться с первыми проявлениями духовного сознания людей. Истоки культа Огня появляются со времен, когда люди еще не умели добывать его и вынуждены были бережно хранить, получив от удара молнии. Огонь отгонял прочь тьму и хищных зверей, согревал, позволял приготовить пищу, как было его не обожествлять. Огонь был центром мира. Ему показывали новорожденного, чтобы Огонь узнал новую душу и взял дитя под свою защиту. Свахи протягивали ладони к Огню, прося его покровительства. Невеста, входя к мужу в дом, первым долгом кланялась очагу и бросала в него три своих волоска. Да и после смерти человека его тело ожидал погребальный костёр, что позволяло духу быстрее попасть в Ирий.

Во время трапезы Огонь угощали первым и лучшим кусочком. Нечистая сила не может приблизиться к Огню, а он способен очистить что-либо осквернённое. Огонь является свидетелем клятв, так что когда на Купалу прыгают парами через костер, то считается, если парень и девушка сумеют перелететь через пламя, не расцепив рук, - значит, их любви суждена долгая жизнь.

В длительный земледельческий период истории наших предков, культ огня переместился в овины, то есть специальные строения для просушки снопов. Огонь разжигался внизу и требовал постоянного присмотра, иначе можно было остаться не только без овина, но и без хлеба.

Традиция торжественного возжигания живого нового огня на главные языческие праздники уходит в глубь тысячелетий, от него затапливали печи и возжигали лучины. Такой огонь и конечно же коллективная магия людей, проводивших обряды, способны предохранить человека от несчастья. Когда появлялись эпидемические болезни или падеж скота, также добывали священный огонь, разводя по концам улицы и со всех сторон селения большие костры и поддерживая их днем и ночью, чтобы таким образом запереть вход нежеланным гостям.

Иноземная церковь, борясь с нашей родной верой, тем не менее многие дорогие народу образы и символы присваивала себе, искажая и запутывая их истинный смысл. Таким образом и лампадки у образов по праздникам это напоминание нам о возжигании костров в языческой традиции - приносить частичку живого огня в свои жилища.

Образ Бога Огня был широко распространен, известны два его изображения взаимно дополняющих друг друга. Во-первых, в виде сокола, падающего с неба (сокол - это птица Меньшого Сварожича). Именно в таком виде его стилизованное изображение было на родовом гербе Рюриковичей.

Во-вторых, в виде Крылатого пса, волка или дракона. Этот образ был распространен в более южных районах, где шире развито скотоводство. И здесь он более известен под именем Семаргла. С таким названием он попал и в экспериментальный пантеон князя Владимира. Погибших воинов с погребального костра уносил в небеса именно крылатый пес. Широко представлен образ огня в декоративном и художественном творчестве также в виде грифонов, что также отражает южную составляющую общерусской культуры.

Известен образ Огня-Семаргла на браслете из состава Тверского клада 1906 г., где изображена сцена жертвоприношения Семарглу. Девушка в длинной узорчатой рубахе и с распущенными волосами подносит кубок изображению крылатого пса. Пёс Семаргл как бы вырезан из сильно изогнутого дерева. Явно, что чеканщик изображал не животное, а скульптуру животного, образ.

Изображения Семаргла зачастую тесно переплетаются с образами русалок. С одной стороны это связано с тем, что огонь широко применялся в земледелии. Это и отвоевание пашни у леса, и выжигание сорняков с их семенами, и защита от потравы зверьем. Во-вторых, Огонь Сварожич связан с детством, периодом шалостей и забав, что перекликается с повадками русалок.

В житейских вопросах с Огнем Сварожичем связаны далеко не только вопросы возрастные. Издревле было подмечено, что иногда рождаются люди с особыми психофизическими свойствами. Не обладая качествами физических лидеров, а зачастую и вообще довольно болезненные, они тем не менее становились волхвами и подвижниками, хранителями традиций и зачинателями ремесел. Как будто какой-то внутренний огонь заставлял их, преодолевая огромные трудности, находить новое, бросать вызов превосходящим силам недругов, а зачастую преодолевая сопротивление и близких людей, двигать человеческий род вперед. Таких людей в русской языческой традиции также называют сварожичами, то есть как бы отмеченных богами.

Праздник, связанный с Огнем Сварожичем (Семарглом), - это Среча (начало февраля), когда впервые зима встречается с весной. День этот сам по себе зачинал масленичный период и был заслонен более известным праздником весны, напоминая о себе лишь первым масленичным днем - встречей, зазыванием весны.

Основным атрибутом праздника является возжигание священного огня, что в данном случае означает помощь людей весне в преодолении холодов, в соединении земной жизни с космическим ритмом смены времен года.

Священный огонь добывается трением и считается "чистым". Возжигание такого Огня Сварожича всякий раз отмечает наступление нового годового огненного цикла. Таким образом, каждый год мир возрождается, и появляется возможность сделать его добрее и лучше, а огня, зажженного на Сречу, должно хватить на весь последующий год.

* * *

Помнят меньшого Сварожича и в наши дни.

Его стилизованный вестник - сокол, падающий с неба, представлен во всей красе на государственном гербе Украины. На гербе Татарстана Семаргл изображен в виде крылатого барса. По всей видимости, не хватило понимания и решимости в свое время изобразить крылатого волка. Но сути это не меняет, барс так барс, тоже зверюга знатная, нельзя лишь забывать, что на гербе он символ огня. Огненный символ присутствует и на гербе Казани, но уже в виде огнедышащего дракона.

Если поставить в соответствие каждому языческому богу определенный цвет, то Семарглу будет соответствовать оранжевый цвет, наиболее соответствующий огню.

Каждая языческая община имеет своего Бога-покровителя, одного из Сварожичей. Связано это, в первую очередь, с видом деятельности или кругом интересов, обьединяющих людей. Так это было ранее, так это есть и сейчас. А общинами Огня Сварожича (то есть теми, кому он покровительствует) по нынешним временам являются школьные и студенческие коллективы, а также клубы выпускников. Очень точно суть данного вопроса отражает одно из высказываний академика Арцимовича: "Студент - это не сосуд, который нужно наполнить, студент - это факел, который нужно зажечь".

Самой же главной общиной Огня Сварожича, несомненно, является кремлевский полк, они хранители главного Огня страны. Много обязанностей у Огня Сварожича, поэтому и является он одним из самых почитаемых богов на Руси, именно поэтому Пост номер один страны и находится у его главного капища у кремлевской стены.