Носков Юрий

РУССКИЙ ЯЗЫЧЕСКИЙ КРУГ

ГЛАВА 1. КОЛОГОД

СУДЕНИЦА

Бежит, бежит времечко, продвигается Земля Матушка по своему извечному кругу вокруг Друга Милого - Красно Солнышка, подставляя под его живительные лучи то один свой бочок, то другой. Вот и пришло время рассказать о следующей русской языческой Богине - Доле и соответствующем ей празднике - Суденице.

После зимнего солнцеворота, отмеченного праздником Коляды, и участницей которого является Снегурочка (первая в круге богинь), далее следует Доля (Суденица) - первая самостоятельная богиня круга. С тем, что она зачинает круг, связаны и ее обязанности.

Богиня Доля в русской традиции является богиней-пряхой, которая прядет нить жизни каждого человека, а предначертание судьбы записывает ребенку на лбу. Отсюда русская поговорка: "Так ему на роду написано". Изображение Доли в виде пряхи не случайно, одно из основных занятий женщин в зимние дни и вечера было рукоделие, и сами они были теми пряхами, что обустраивали быт и долю своих семей. Долю не стоит путать с другой богиней-пряхой Макошью, хранительницей дома, помощницей женщин в их рукоделии и ведении хозяйства. Доля же - это богиня судьбы, богиня-охранительница.

Богиня Доля кроме того символизирует период раннего детства девочек. В этом возрасте они все предсказательницы, поэтому наверное и существует устойчивое мнение: "Устами младенца глаголет истина".

Испокон веков люди всячески пытаются узнать свое будущее, не взирая на то, что дело это, как говорят, опасное, не очень-то боги любят, когда люди за их делами подглядывают. В старину все сословия участвовали в гаданиях, от великокняжеского дворца до убогой хижины земледельца. Фольклорные источники обычно совмещают по времени гадательные традиции с православным праздником крещения, но очевидно, что совпадение это лишь по времени. Долгие зимние вечера были самым подходящим временем совместить рукоделие, молодежные посиделки с гаданиями, которые являлись особым видом игр со смыслом.

При этом гадательная традиция уходит в глубину веков и имеет характерные гиперборейско-арийские корни, к которым, кстати, имеют отношение и гадательные традиции цыган. Дело это считается в основном женским. Так, например, имеются исторические сведения, что еще в греческих храмах многие пифии были славянками. Волхвы иногда также могут читать знаки судьбы, но у них другое предназначение - быть вещими.

С приходом христианства понятие доли (судьбы, жребия) всячески пытались подменить иноземным роком, то есть инструкциями определенных жреческих технологов - пророков, а также их христианских пособников помельче - рыбаков-апостолов. Несколько лучше дело обстоит с православными, они ввели в году дни всяких разных святых, в которые гадают о погоде, урожае и т.п. Да и бригадиры у них называются митрополитами, то есть вроде как служителями Митры-солнышка, и князя Владимира-крестителя поэтому Красным Солнышком звали. Иноземная церковь всеми средствами боролась против древних народных верований, переиначивая дорогие народу образы на свой лад. Так, например, Доля оказалась в образе одной из божьих матерей (с веретеном) в Софийском соборе Киева.

Но как ни пытались пришлые миссионеры подавлять и искажать народную традицию, родная природная вера все равно прорастала и вновь и вновь подтверждалось, что русские не ведают рока. Крещенские гадания являются характерным тому примером. Вот как Жуковский В.А. в балладе "Светлана" очень живо и точно отразил сохранившуюся народную традицию:

Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали:

За ворота башмачок,

Сняв с ноги бросали;

Снег пололи; под окном

Слушали; кормили

Счетным курицу зерном;

Ярый воск топили;

В чашу с чистою водой

Клали перстень золотой,

Серьги изумруды;

Расстилали белый плат

И над чашей пели в лад

Песенки подблюдны.

Языческие гадания осуществляются в форме примет-истолкований. Обращаясь к богам (в первую очередь к Доле) просят дать ответ (судьбу пытают). А результат узнают по знакам. В это время все вокруг наполняется особым смыслом, ничто не рассматривается случайным. Загадывают на самые незначительные мелочи. Любая деталь превращается в примету, в предвестника чего-то определенного.

Большинство гаданий при этом проходят в виде коллективного веселья. Народные традиции знают огромное количество способов узнать грядущее, но особое место здесь занимают так называемые "подблюдные" гадания, сопровождаемые короткими (от одной до десяти строк) подблюдными песнями. Начинаются они с прославления хлеба. Эти песни предвещали достаток хозяевам того дома, в котором гадали. Затем в определенном порядке пелись песни, содержащие иносказательные образы, разгадка которых сулила гадающим счастье и богатство, свадьбу или безбрачие, разлуку, дорогу и т.д. Суть подблюдных гаданий в том, что в блюдо все участники кладут по вещице и оно накрывается платком. После каждой песни достается вещица и чья она окажется тому значит и предназначается песня. Вот, например, одна из них:

Летит сокол из улицы,

Слава!

Голубушка из другой,

Слава!

Слеталися, целовалися,

Слава!

Сизыми крыльями обнималися,

Слава!

Кому мы спели, тому добро,

Слава!

Кому вынется, тому сбудется,

Слава!

Тому сбудется, не минуется.

Слава!

Особо стоит отметить гадания с водой. Вода при этом берется из 12 колодцев и в широком сосуде до обряда непременно должна постоять под открытым небом, под звездами. Таков, например, русский подблюдный обряд гадания и заклинания будущего урожая ("слава хлебу"). Широкие сосуды, служившие для заклинательных целей ("на здоровье"), именовались "чарами", отсюда и священнодействующих с ними называли "чародеями" или "чародейками".

В этот период веселится не только народ, но и домашним животным достается. С овец щиплют шерсть, выводят ночью на дорогу лошадей, с собаками разговаривают, воробьев пугают, а курам и петухам особый почет, где зернышек отборных дают поклевать, а где и хвостами свяжут и смотрят кто кого перетянет. Вот, например, один из видов девичьих гаданий по хлебным фигурам. Каждая девушка лепит из оставшегося после ужина хлеба изображение или фигуру, какую хочет, и, собрав их вместе, раскладывают их рядом за порогом комнаты. Потом кличут какую-нибудь собаку и допускают ее к фигурам. Чью прежде она схватит, той выйти замуж. Случается, что собака, обнюхав фигуры, ни до чьей не дотрагивается и идет прочь. Тогда дурная примета. Всем оставаться в девушках. И горе той собаке! Ее гонят со двора.

Здесь стоит упомянуть еще о гаданиях в форме колдовства, которые ошибочно приписывают язычеству. По своей сути они являются не язычеством, а магией (шаманизмом). Этот способ считается довольно действенным, но чрезвычайно опасным, так как человек пытается установить контакт не с богами, а с духами. Поэтому неслучайно сохранилось множество записей рассказов о таких гаданиях, закончившихся трагически.

У гадательных традиций имеется и вполне современное рациональное объяснение. Они позволяют более точно сформулировать свои желания, разобраться в своих чувствах и предпочтениях. Кроме того сила внушения и самовнушения достигает при гаданиях и ворожбе таких размеров, что человек начинает непроизвольно стремиться к тому, что нагадано, и тогда "предсказание" и впрямь сбывается.

День Судениц не мог не оказаться отмеченным в календаре. То ли такое происходит по воле богов или генетической памяти народа, а, может быть, кто-то находит способ оставить вешку-указатель.

Так, на означенный период приходится Татьянин день - 25 января. И есть все основания полагать, что не случайно. Имя Татьяна происходит от греческого "тато" - утверждать, определять, что как нельзя лучше отражает обязанности Доли.

История появления праздника такова. 12 (25) января 1755 года был подписан императрицей Елизаветой Петровной Указ об открытии в Москве 1-го российского университета. Разработанный Ломоносовым проект взял под свое попечение генерал-адьютант И.И. Шувалов, человек образованный и культурный. День подписания Указа Шуваловым был выбран не случайно. Он хотел послужить Отечеству, но и сделать презент своей любимой матушке Татьяне Петровне в день ее именин. "Дарю тебе университет" - произнес ставшую позднее крылатой фразу И.И. Шувалов. Позднее Николай I своим указом распорядился праздновать не день открытия университета, а именно день подписания акта о его учреждении.

Тон этому празднику был задан еще в 1755 году. Торжества тогда были проведены в петровских традициях, милых и Елизавете: торжественные речи, а затем иллюминация, фейерверк, угощения, театральные представления. В этот праздник отменялись все различия - возрастные и сословные, отменялись все чины и звания, уравнивались богатые и бедные - все они ощущали себя согражданами "ученой республики". Маститые ученые и важные чиновники, преуспевающие предприниматели и модные журналисты ощущали себя в этот день "старыми студентами", вспоминали прекрасные дни своей молодости. Именно поэтому, продолжая древнюю языческую традицию, с легкостью и быстротой день основания одного университета стал студенческим праздником всей страны.

* * *

И в наши дни Суденицы отмечены в календаре официально - традиция празднования Татьянина дня с 2005 года вновь восстановлена, этот день стал официальным днем студенчества. А, если говорить о студентах, этом славном, беспокойном и веселом народе, то можно сказать, что доля им выпала счастливая, во-первых, в виде подарка судьбы - студенческих лет, а, во-вторых, с получением образования и соответствующим положением в жизни.

А служительницами (берегинями) Доли в настоящее время можно по праву считать мудрых и чутких работниц профориентации, которые способны распознать в детях их жребий-судьбу и аккуратно направить на правильную жизненную дорогу. И тот, кто в юности повстречался со своей Долей, обязательно достигнет в жизни намеченной цели.

Есть доля и судьба человека, но есть доля и судьба народа в целом. И пока находятся люди, вплетающие нить своей судьбы в общую судьбу-историю народа, предпочитающие личной выгоде и заморским безделушкам трудный путь сохранения связи времен, не прервется нить, которую начали ткать наши предки во времена седой старины, не будет напрасен не только их труд, но и труд нынешних поколений. И нить эта - наша родная природная традиция и вера, которая является отражением души нашего народа, его сути, нравственных качеств, способа мышления. Традиция наша дышит необъятной любовью и благоговением к природе, проникнута убежденностью в постоянном присутствии и участии сверхъестественной силы во всех явлениях. И нет здесь ничего невозможного, так как сама жизнь и окружающий нас мир являются одним сплошным чудом!